Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с ЗПР на 2022-2023 учебный год Приказ директора № 106-ОД от «30 » мая 2022 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Литература» для 5 класса ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Составители: Колычева Е.А., учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория; Лыгина О.В. учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР), рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами. Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности скурсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе Рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной образовательной программы по литературе для 5 классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи. Программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по четвертям (триместрам). Распределение времени на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей. Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература» Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менеетрёх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья подДубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» идр. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (однодва произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формированиявнутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условияхиндивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоватьпути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своёразвитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в областиконцепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей ипреодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и ихпоследствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находитьпозитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса); станавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхлитературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебнойзадачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётомсамостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнении проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей изависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах, в том числе в литературных произведениях. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректноформулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования, проекта); опыта (литературоведческого самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, икоординировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректноформулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования, проекта); опыта (литературоведческого самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчётаперед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результатацели и условиям. Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциямидругих; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текстанаучного, делового, публицистического; владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оцениватьпрочитанные произведения: определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;ритм, рифма; сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётомвозраста, литературного развития обучающихся); выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы ктексту; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (сучётом литературного развития обучающихся); владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведенийфольклора и литературы; осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетическихвпечатлений, а также для собственного развития; планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование Количество разделов и тем часов программы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля 01.09.2022 09.09.2022 Выразительно читать мифы и другие Устный опрос; эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать; Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов; Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям; Участвовать в разработке учебных проектов; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Писать сочинение о любимом эпическом герое; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы все конт пра го роль кти ные чес рабо кие ты раб оты Раздел 1. Мифология 1.1. Мифы народов 3 России и мира 0 0 РЭШ, Skysmart 1.2. Внеклассное чтение 1 Итого по разделу Раздел 2. Фольклор 4 0 0 12.09.2022 Определять и формулировать тему и Письменный основную мысль прочитанных мифов. контроль; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям; Участвовать в разработке учебных проектов; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Писать сочинение о любимом эпическом герое; https://educont.ru/ 2.1. Малые жанры: 2 пословицы, поговорки, загадки 0 0 13.09.2022 15.09.2022 ; Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; Устный опрос; https://educont.ru/ 2.2. Развитие речи 0 0 16.09.2022 Осознание нравоучительного и философского характера произведений УНТ. Составления связного высказывания по пословице. Письменный контроль; https://educont.ru/ 1 2.3. Сказки народов 4 России и народов мира 0 0 26.09.2022 Выразительно читать, пересказывать Устный опрос; (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; https://skazki.rustih.ru/vnekla ssnoe- chtenie-5-klass/ 2.4. Внеклассное чтение 0 0 27.09.2022 Выразительно читать, пересказывать Устный опрос; (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые словосочетания. Уметь пересказывать сказки. https://skazki.rustih.ru/vnekla ssnoe- chtenie-5-klass/ 1 Итого по разделу 8 Раздел 3. Литература первой половины XIX века 3.1. И. А. Крылов. 4 Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» 0 0 06.10.2022 3.2. Внеклассное чтение 0 0 07.10.2022 2 ; Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Устный опрос; https://educont.ru/ Самооценка с https://educont.ru/ использованием «Оценочного листа»; 3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 6 0 0 10.10.2022 21.10.2022 ; Устный опрос; Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно- тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; РЭШ, Skysmart 3.4. М. Ю. 2 Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 0 0 24.10.2022 27.10.2022 ; Устный опрос; письменный Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному контроль; тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Писать мини-сочинение; 3.5. Н. В. Гоголь. 2 Повесть «Ночь перед Рождеством» 0 0 28.10.2022 10.11.2022 ; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; РЭШ, Skysmart Самооценка с РЭШ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 3.6. Внеклассное чтение 1 0 0 11.11.2022 Итого по разделу 17 Раздел 4. Литература второй половины XIX века 4.1. И. С. Тургенев. 4 0 0 14.11.2022 Рассказ «Муму» 28.11.2022 4.2. Развитие речи 1 0 0 29.11.2022 Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, давать характеристику героям. Самооценка с Осознание использованием нравоучительного и философского «Оценочного характера листа»; произведений УНТ. ; Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа; Устный опрос; письменный опрос; https://educont.ru/ Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа Письменный контроль; https://educont.ru/ 4.3. Н. А. Некрасов. 3 Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) 0 0 01.12.2022 08.12.2022 ; Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; Устный опрос; 4.4. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 4 1 0 09.12.2022 22.12.2022 Выразительно читать текст рассказа, Устный опрос; отвечать на вопросы, пересказывать письменный (подробно и сжато); опрос; Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения; Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; https://educont.ru/, РЭШ https://educont.ru/, РЭШ 4.5. Внеклассное чтение 1 0 0 Итого по разделу 13 Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков 5.1. Стихотворения 4 0 0 отечественных поэтов XIX— ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова 5.2. Развитие речи 1 0 0 23.12.2022 Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения Самооценка с https://skazki.rustih.ru/vne использованием klassnoe- chtenie-5-klass/ «Оценочного листа»; 26.12.2022 18.01.2023 ; Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Выявлять музыкальность поэтического текста; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; Устный опрос; письменный опрос; https://educont.ru/, РЭШ 19.01.2023 20.01.2023 Умение выполнять стихотворения по плану. Письменный контроль; https://educont.ru/ анализ 5.3. Юмористически е рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. 2 0 0 23.01.2023 26.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ 5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 2 0 0 27.01.2023 31.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Устный опрос; самооценка с использование "Оценочного листа".; https://educont.ru/ 5.5. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского 4 0 0 01.02.2023 08.02.2023 ; Устный опрос; Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 5.6. А. П. Платонов. 2 Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. 0 0 10.02.2023 14.02.2023 5.7. Развитие речи 0 0 15.02.2023 ; Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; Уметь давать характеристику героя, составлять связное письменное высказывание 1 https://educont.ru/, РЭШ Самооценка с РЭШ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; Письменный контроль; https://educont.ru/ 5.8. В. П. Астафьев. 2 Рассказ «Васюткино озеро» 0 0 17.02.2023 27.02.2023 5.9. Развитие речи 0 0 28.02.2023 1 Итого по разделу 19 Раздел 6. Литература XX—XXI веков Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. Самооценка с https://educont.ru/, РЭШ, использованием «Оценочного листа»; устный опрос; Письменный контроль; https://educont.ru/ 6.1. Произведения 6 отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. 0 0 6.2. Внеклассное чтение 1 0 0 01.03.2023 Воспринимать и выразительно читать 08.03.2023 литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды пересказа произведения; Письменно отвечать на вопрос; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Работать со словарями, определять значение незнакомых слов; Писать отзыв на одно из произведений; 10.03.2023 Составлять устный отзыв о прочитанном произведении.ю Самооценка с https://educont.ru/ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; Самооценка с https://skazki.rustih.ru/vne использованием klassnoe- chtenie-5-klass/ «Оценочного листа»; 6.3. 6.4. Произведения отечественных писателей XIX– XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. Развитие речи 5 0 0 13.03.2023 Воспринимать и выразительно читать 17.03.2023 литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Самооценка с https://educont.ru/ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 1 0 0 21.03.2023 Составлять отзыв о прочитанном произведении. Письменный контроль; https://educont.ru/, РЭШ 6.5. Произведения 4 приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. 0 0 03.04.2023 Воспринимать и выразительно читать 10.04.2023 прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Самооценка с РЭШ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 6.6. Внеклассное чтение 1 0 0 13.04.2023 Определять тему, идею произведения; главных героев, 14.04.2023 Характеризовать основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Самооценка с https://skazki.rustih.ru/vne использованием klassnoe- chtenie-5-klass/ «Оценочного листа»; устный опрос; Итого по разделу 18 Раздел 7. Литература народов Российской Федерации 7.1. Стихотворения 1 0 0 18.04.2023 (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» 7.2. Развитие речи 1 0 0 Выразительно читать и Устный опрос; анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; 19.04.2023 Уметь анализировать Письменный контроль; 20.04.2023 стихотворение по плану. https://educont.ru/, РЭШ https://educont.ru/ Итого по разделу 2 Раздел 8. Зарубежная литература 8.1. Х. К. Андерсен. 2 0 Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» 8.2. Зарубежная 3 сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. 0 0 21.04.2023 Читать сказку, отвечать на вопросы, 28.04.2023 пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Самооценка с https://educont.ru/, РЭШ использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 0 02.05.2023 ; Устный опрос; 05.05.2023 Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; https://educont.ru/. РЭШ 8.3. 8.4. Зарубежная проза о 3 детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная 3 приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. 1 0 08.05.2023 Воспринимать и выразительно читать 11.05.2023 литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; Писать отзыв на прочитанную книгу; Самооценка с https://educont.ru/, РЭШ использованием «Оценочного листа»; письменный контроль; 0 0 12.05.2023 Читать литературное произведение, Устный опрос; 15.05.2023 отвечать на вопросы; Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; https://educont.ru/, РЭШ 8. Зарубежная проза о 5. животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТиккиТави» 8. Внеклассное чтение 6. 4 0 0 16.05.2023 Воспринимать и выразительно читать 19.05.2023 литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Самооценка с https://educont.ru/ использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 22.05.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Составлять отзыв . Самооценка с https://skazki.rustih.ru/vne использованием klassnoe- chtenie-5-klass/ «Оценочного листа»; устный опрос; 0 24.05.2023 Тестирование с творческим заданием. 25.05.2023 Письменный контроль; Итого по разделу 16 Раздел 9. Итоговый контроль 9. Итоговые 2 2 1. контрольные работы Итого по разделу 2 Резервное время 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 102 4 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 https://skazki.rustih.ru/vne klassnoe- chtenie-5-klass/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольн ыеработы практичес киеработы Дата изучения Виды, формыконтроля 1. Рр Книга в жизни человека 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 2. Входная контрольная работа 1 0 0 05.09.2022 Письменный контроль 3. Мифы народов России . Темы, сюжеты, образы. Легенды и мифы Древней Греции. 1 0 0 07.09.2022 Практическая устный опрос; 4. Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла "Скотный двор царя Авгия". 1 0 0 09.09.2022 Самооценка использованием «Оценочноголиста»; 5. Мифы народов России и мира. Миф "Яблоки Гесперид" и другие подвиги Геракла". 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 6. Внеклассное чтение "Легенда об Арионе". 1 0 0 14.09.2022 Практическая устный опрос; работа; 7. Фольклор. Малые жанры фольклора: 1 пословицы, поговорки, загадки. 0 0 16.09.2022 Практическая устный опрос; работа; 8. Фольклор. Малые жанры фольклора: 1 песни, пестушки, приговорки, скороговорки. 0 0 19.09.2022 Письменныйконтроль; . Геродот работа; с 9. Развитие речи. Интерпретация 1 пословиц и создание связного текста по пословице. 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 10. Сказки народов России и мира. 1 жанровые и эстетические особенности сказок. 0 0 23.09.2022 Практическая устный опрос; работа; Виды сказок. 11. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка". Животные помощники. Чудесныепротивники. 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 12. "Царевна-лягушка".Система образов. 1 Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. 0 0 28.09.2022 Практическая устный опрос; 13. "Иван- крестьянский сын и Чудо- 1 Юдо"".Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 14. "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок и животных и бытовых сказок. 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; Конкурс сказителей; инсценирование.; 15. Роды и жанры литературы. Их основные признаки. ( резервный урок) 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; работа; 16. Басня как жанр. Баснописцы Эзоп, Лафонтен.. Урок внеклассного чтения 1 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 17. Русские баснописцы 18 века. А.П. Сумароков "Кокушка", И.Дмитриев "Муха". Урок внеклассного чтения. 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 18. И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне".Исторический контекст и аллегорический смыл басни. 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 19. И.А. Крылов. "Ворона и лисица". Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. Инсценировка басен. 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 20. И.А.Крылов " Свинья под дубом", "Листы икорни". 1 0 0 17.10.2022 Практическая устный опрос; 21. И.А.Крылов " соловей","Квартет". 1 0 0 19.10.2022 Практическаяработа; 22. А.С.Пушкин. Стихотворения "Зимнее утро", "Зимний вечер". Изображение природы. 1 0 0 21.10.2022 Практическаяработа; 23. А.С.Пушкин. "Няне", "У лукоморья 1 дуб зелёный". 0 0 24.10.2022 Практическая устный опрос; Осёл и работа; работа; 24. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о внутренней красоты над красотою внешней. 1 0 0 26.10.2022 Самооценка использованием «Оценочного листа»; 25. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Художественное совершенство пушкинской сказки. 1 0 0 28.10.2022 Устный опрос; 26. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой 1 царевне и семи богатырях". Устное сочинениесравнительная характеристика героинь. 0 0 07.11.2022 Устный опрос; сочинение; 27. 1 "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Стихотворная и прозаическая реяь. Ритм,способы рифмоки, рифма. 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 28. 1 Приключенческая литература. А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители" как произведение нравоучительного характера. 0 0 11.11.2022 Практическаяработа; 29. 1 Приключенческаялитература. А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители". 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 30. М.Ю.Лермонтов"Бородино". 1 0 0 16.11.2022 Самооценка использованием «Оценочноголиста»; с устное с 31. М.Ю.Лермонтов "Бородино". 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 32. Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством". 1 Сюжет. Сочетание комического и лирического. 0 0 21.11.2022 Практическаяработа; 33. Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" Реальностьи фантастика. 1 0 0 23.11.2022 Практическаяработа; 34. Н.В.Гоголь "Заколдованное место". 1 0 0 25.11.2022 Практическаяработа; 35. Н.А.Некрасов Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Отрывок. 1 0 0 28.11.2022 Практическая устный опрос; 36. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети","Школьник". 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 37. Н.А.Некрасов " Крестьянские дети","Школьник". Тема детства. 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 38. И.С.Тургенев "Муму". Повесть о крепостном праве. 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 39. И.С.Тургеев "Муму".Сюжет композиция. Системаобразов. 1 0 0 07.12.2022 Письменныйконтроль; 40. И.С.Тургенев "Муму". Система образов. Портрет и пейзаж. 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 41. И.С.Тургенев "Муму". Символический образ немого. 1 0 0 12.12.2022 Практическаяработа; 42. Рр Сочинение: ответ на проблемный вопрос. 1 0 0 14.12.2022 Практическаяработа; и работа; 43. Л.Н.Тостой. "Кавказский пленник". 1 Историческая основа, идея произведения. 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 44. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник".Жилин и Костылин. 1 0 0 19.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 45. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Жилин и Дина. 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 46. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сюжет и композиция. 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 47. Внеклассное чтение. детские произведенияЛ.Н.Толстого. 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 48. Текущая контрольная Литература и жизнь. работа 1 0 0 28.12.2022 Тестирование; 49. Поэты 19 века о Родине, о родной природе. Стихотворени А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина. . 1 0 0 30.12.2022 Практическаяработа; 50. Поэта 19 века о Родинеи природе. Стихотворения А.Толстого, А.Кузнецова, И.Бунина 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 51. Поэты 20 века о Родине, родной 1 природе. Стихотвореня А.Блока, С.Есенина, Н.Рубцова. 0 0 16.01.2023 Практическаяработа; 52. Поэты 20 века о родине и родной природе. 1 0 0 18.01.2023 Письменный контроль; устный опрос; 53. Рр Анализ поэтического текста по плану. 1 0 0 20.01.2023 Практическаяработа; 54. А.П.Чехов " Хирургия". Сюжеты и образы юмористических рассказов. 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 55. А.П.Чехов "Лошадиная фамилия". Способы создания комического. Юмор. 1 0 0 25.01.2023 Практическаяработа; 56. Произведения приключенческого жанра К. Булычёв " Девочка , с которой ничего не случится", "Миллион приключений" ( одно по выбору). 1 0 0 27.01.2023 Практическаяработа; 57. Произведения приключенческого жанра. Сюжет, композиция, система образов. Анализ. 1 0 0 30.01.2023 Практическаяработа; 58. Внеклассное чтение. "Хозяйка Медной Особенности характеристика героев. 1 0 0 01.02.2023 Практическаяработа; 59. К.Г.Паустовский "Заячьи лапы", Кот- ворюга". Взаимоотношения человека и животного. Нраственные проблемы рассказов. 1 0 0 03.02.2023 Практическаяработа; П.Бажов горы". сказа, 60. К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб". Сюжет, композиция, особенность сказки. 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 61. М.Пришвин "Кладовая солнца". Мир природы вповести-были. 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 62. М.Пришвин "Кладовая солнца". Человек и природа. Герои произведения. 1 0 0 10.02.2023 Практическаяработа; 63. Зарубежная проза о животных. Э.Сетон -Томпсон "Арно". Героическая судьба почтового голубя. 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 64. Зарубежная проза о животных. Э.Сетон-Томсон" "Арно". 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 65. Зарубежная проза о животных. Дж.Даррелл"Говорящий свёрток". 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 66. Зарубежная проза о животных. Дж.Даррелл"Говорящий свёрток". 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 67. Произведения русских и зарубежных писателей о животных 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 68. Произведения отечественных писателей 19-21 века на тему детства. В Короленко " В дурном обществе". Семья судьи. 1 0 0 24.02.2023 Устный опрос; 69. Произведения отечественных 1 писателей 19-21 веков на тему детства. В.Г.Короленко " В дурном обществе". Жизнь среди серых камней. Семья панаТыбурция. 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 70. А.Платонов ребёнка. 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 71. А.Платонов "Никита". Быль фантастика". 1 0 0 03.03.2023 Устный опрос; 72. Произведения отечественной литературы 20-21 века на тему детство. А.Твардовский "Рассказ танкиста". К.Симонов " Майор привёз мальчишку на рассвете". 1 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 73. Произведения отечественной литературы 20-21 века на тему детства по выбору (В.Крапивин, В.Астафьев, Ю.Казаков,А.Алексин). 1 0 0 08.03.2023 Самооценка использованием "Никита". Мир и «Оценочного устный опрос; с листа»; 74. Произведения на тему "Человек на войне. 1 0 0 10.03.2023 Устный опрос; В.Катаев " Сын полка". Мир ребёнка и мир взрослых. 75. "Человек на войне. В.Катаев " Сын полка".Проблема героизма" 1 0 0 13.03.2023 Самооценка использованием «Оценочноголиста»; 76. В.Катаев "Сын главного героя. 1 0 0 15.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; устный опрос; 77. Л. Кассиль. Лебедевой". 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 78. Война и дети в произведениях о Великой Отечественнойвойне". 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 79. .В.П.Астафьев "Васюткина озеро"- 1 автобиографическаяповесть. 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 80. В.П.Астафьев "Васюткина озеро". Становление характерагероя. 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 81. рр Сочинение: составление 1 характеристики главногогероя. 0 0 05.04.2023 Письменныйконтроль; 82. В.Крапивин " Тень Каравеллы". Сюжет и герои. 1 0 0 07.04.2023 Практическаяработа; полка". Образ "Отметки Риммы с 83. В.Крапивин "Тень Каравеллы". Что значит дружба в жизни героев? 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 84. Литература народов Российской Федерации. Р.Гамзатов "Песни соловья",М.Карим " Радость нашего дома". 1 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 85. Г.Х.Андерсен "Снежная королева"сказка о победе любви и добра. 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 86. Г.Х.Андерсен " Снежнаякоролева". 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; Превосходство душевной красоты над внешней. 87. Зарубежная сказочная проза по выбору Л.Керолл " Алиса в стране чудес. Стиль и язык, художественны еприёмы. 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 88. Л.Керролл " Алиса в стране чудес". Стиль и язык, художественные приёмы. 1 0 0 21.04.2023 Практическаяработа; 89. Художественный литературной сказки. 1 0 0 24.04.2023 Практическаяработа; мир 90. М.М.Зощенко " Галоша". Тема, идея,сатира. 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 91. М.М.Зощенко "Лёля иМинька". 1 0 0 28.04.2023 Устный опрос; 92. М.Твен " Приключения Сойера"- главы. Мир детства. 1 0 0 01.05.2023 Практическаяработа; 93. Р.Бредбери " Каникулы". Хрупкость 1 мира. 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 94. Образы детей в литературных произведениях. Контрольная работа. 1 0 0 05.05.2023 Письменный контроль; 95. Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Остров сокровищ"( главы). 1 0 0 08.05.2023 Практическаяработа; 96. Зарубежная приключенческая проза Р.Л. Стивенсон "Чёрная стрела"главы. 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 97. Дж.Лондон " Сказание о Кише". Повествование о взрослении ребёнка. 1 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 98. Зарубежная обобщение. 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 99. Промежуточная контрольная 1 0 0 17.05.2023 Тестирование; Тома литература. Итоговое работа. 100. Обобщение изученного: читательский опыт. мой 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 101. Обобщение изученного. любимые произведения. Мои 1 0 0 22.05.2023 Практическаяработа; 102. Обобщение изученного. РР любимый герой. мой 1 0 0 24.05.2023 Практическаяработа; 102 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОГРАММЕ ЧАСОВ ПО