5- АРП История1

Приложение
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
МБОУ «Южная СОШ» на 2022-23 уч. год.
Приказ №106-ОД от 30 мая 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составил - Комарницкий Ю.Я., учитель
истории и обществознания

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС
ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее – АООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «История», программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР,
получающих образование на основе АООП ООО, обучающихся с ЗПР.
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в
соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об
основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
 формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. —
№ 8. — С. 7—8).

Учет воспитательного потенциала уроков
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая
история», изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9-х классах.
Изучение предмета как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами:
«Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
Воспитательный потенциал предмета «История» реализуется через:
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к
ней;
 демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«История», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности
суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно
пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями
их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в
установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся
замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую
периодизацию и хронологию, затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей общественного
развития; испытывают трудности при анализе текста учебника.

На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с
ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством
его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного
изучения в программе выделены курсивом.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
шаблоны, опорные таблицы). Учителю рекомендуется активно привлекать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а
также учить работать с учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы,
обращаться за дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и
экскурсии. Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, составлению
таблиц, составлению классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. Организация учебного
материала крупными блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему
запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
 исторические карты и атласы по темам курса;
 артефакты и копии исторических предметов, макеты;
 портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
 исторические картины, репродукции;
 презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные формы работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению
у обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для развития умения делать выводы, формирования единого речевого
целого у обучающихся с ЗПР необходимо использовать клише и опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной работы
над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины, а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР, адекватного применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений
уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на
основе обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том, что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и
словесно-логического мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков требуется обеспечить накопление
обучающимися специальных понятий, к числу которых относятся:
 частно-исторические понятия (характерные для определенного периода в истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические
явления;
 общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные определённой общественно-экономической формации;
 социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса.
Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических понятий становится возможным только на базе
общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений: выделять существенные и несущественные признаки того или
иного исторического явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы; доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость запоминать и воспроизводить значительное количество исторических
фактов, иноязычных имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР использовать различные средства фиксации материала. Это могут
быть условные обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа,
при 34 учебных неделях.
В настоящей программе выделено 25 час. на внутрипредметный модуль «Культурное наследие древнего мира» (* - часы отмечены в Поурочном
планировании).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление
человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и
торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление
государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних
египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства.
Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.
Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное
устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.
Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и
распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и
изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества;
Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги грекоперсидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины,
участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое
искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в
Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и
его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима.
Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги.
Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай
Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление.
Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима:
архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой

деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные
и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и
личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и
Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных
типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой
эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных
верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количес
тво
часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Введение – 4 ч.
1.1.

Введение

4

Сентябрь

Рассказывать, как историки узнают о далеком
прошлом

Устный опрос

resh.edu.ru.

Раздел 2. Первобытность – 6 ч.
2.1.

Первобытность

6

Сентябрь

Показывать на карте места расселения
древнейших людей, известные историкам

КР

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Раздел 3. Древний Восток – 19 ч.
3.1.

Древний Египет

7

Сентябрьоктябрь

Рассказывать с использованием исторической
карты о природных условиях Египта, их влиянии
на занятия населения

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

3.2.

Древние цивилизации
Месопотамии

3

Октябрь

Рассказывать, используя карту, о природных
условиях Месопотамии и занятиях живших там в
древности людей

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

3.3.

Восточное
Средиземноморье
в древности

2

Октябрь

Объяснять, как природные условия влияли на
занятия населения Восточного Средиземноморья

Практическая
работа

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

3.4.

Персидская держава

2

Ноябрь

Показывать на карте территорию Персидской
державы в период ее могущества

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

3.5.

Древняя Индия

2

Ноябрь

Рассказывать о природных условиях Древней

Устный опрос

resh.edu.ru.

3.6.

Древний Китай

3

Ноябрь

Индии, занятиях населения

http://schoolcollection.edu.ru/

Характеризовать, используя карту, природные
условия Древнего Китая, их влияние на занятия
населения

КР

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм – 21 ч.
4.1.

4.2.

Древнейшая Греция

Греческие полисы

4.3.

Культура Древней Греции

4.4.

Македонские завоевания.
Эллинизм

5

Январь

Рассказывать, используя карту, о природных
условиях Древней Греции и основных занятиях ее
населения

7

Январьфевраль

Показывать на карте крупнейшие греческие
города-государства

5

Февраль

Называть главных богов, которым поклонялись
древние греки, распознавать их скульптурные
изображения

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

4

Февральмарт

Объяснять, что способствовало усилению
Македонии в IV в. до н. э.

Практическая
работа

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Раздел 5. Древний Рим – 18 ч.
5.1.

Возникновение Римского
государства

3

Март

Рассказывать, используя историческую карту, о
природных условиях Апеннинского полуострова
и племенах, населявших его в древности

Апрель

Представлять общую характеристику Пунических
войн (причины, хронологический период,
участники, наиболее значительные походы и
сражения, итоги)

Апрель

Объяснять, почему причиной острых
столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о
переделе «общественной земли»

Устный опрос

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Практическая

resh.edu.ru.

5.2.

Римские завоевания
в Средиземноморье

5.3.

Поздняя Римская
республика. Гражданские
войны

5.4.

Расцвет и падение Римской
империи

5

Май

Рассказывать об установлении единоличной
власти Октавиана Августа

5.5.

Культура Древнего Рима

3

Май

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской

3

4

поэзии», называть имена поэтов золотого века

работа

http://schoolcollection.edu.ru/

Раздел 6. Обобщение – 1 ч.
6.1.

Историческое и культурное
наследие цивилизаций
Древнего мира

1

Раскрывать смысл понятий цивилизаций
Древнего мира

Май

КР

resh.edu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Дата
изучения

Тема урока

Виды, формы
контроля

РАЗДЕЛ I. Откуда мы знаем, как жили наши предки - 4 ч.
Что изучает наука история
01.09
Устный опрос

Д/ з.

с. 4

2*

Источники исторических знаний. Географические названия – свидетели
прошлого. Историческая карта

03.09

Устный опрос

с. 4

3*

Счет лет в истории. «Лента времени»

08.09

Устный опрос

с. 28-30

4

Обобщение – Что изучает история

10.09

КР

5

РАЗДЕЛ II. Жизнь первобытных людей - 6 ч.
Древнейшие люди
15.09
Устный опрос

§ 1, вопросы с.11

6

Родовая община охотников и собирателей

17.09

Устный опрос

§ 2, вопросы с. 14

7*

Возникновение искусства и религиозных верований

22.09

Устный опрос

§ 3, вопросы с.17

8

Возникновение земледелия и скотоводства

24.09

Устный опрос

§ 4, вопросы с. 23

9

Появление неравенства и знати

29.09

Устный опрос

§ 5, вопросы к разделу

10

Обобщающее повторение - Жизнь первобытных людей

01.10

ПР

Повт. § 2

РАЗДЕЛ III. Древний Восток - 19 ч.
Тема 3. Древний Египет -7 час.
11

Государство на берегах Нила

06.10

Устный опрос

§ 6, вопросы с. 35

12

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

08.10

Устный опрос

§7

13

Жизнь египетского вельможи

13.10

Устный опрос

§ 8, вопрос 3

14

Военные походы фараонов

15.10

Устный опрос

§9

15*

Религия древних египтян

20.10

Устный опрос

§ 10, вопросы с.53

16*

Искусство Древнего Египта

22.10

Устный опрос

§ 11, вопросы с. 57

17*

Письменность и знания древних египтян

27.10

ПР

§ 12

18

Тема 4. Западная Азия в древности - 7 час.
Древнее Двуречье
29.10
Устный опрос

§ 13, вопросы с. 66

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

10.11

Устный опрос

§ 14, Зад.2 письменно

20*

Финикийские мореплаватели

12.11

Устный опрос

§ 15

21*

Библейские сказания

17.11

Устный опрос

§ 16

22*

Древнееврейское царство

19.11

Устный опрос

§ 17

23

Ассирийская держава

24.11

Устный опрос

§ 18

24

Персидская держава «царя царей»

26.11

Устный опрос

§ 19, вопросы с.90

25

Тема 5. Индия и Китай в древности - 5 час.
Природа и люди Древней Индии
01.12
Устный опрос

§ 20

26*

Индийские касты

03.12

Устный опрос

§ 21, вопросы с.100

27*

Чему учил китайский мудрец Конфуций

08.12

Устный опрос

§ 22, вопросы с.104.

28*

Первый властелин единого Китая

10.12

Устный опрос

§ 23

29

Обобщающее повторение - Древний Восток

15.12

КР

Повт. § 15

РАЗДЕЛ IV. Древняя Греция - 21 ч.
Тема 6. Древнейшая Греция - 5 час.
30

Греки и критяне

17.12

Устный опрос

§ 24, вопросы с.116

31

Микены и Троя

22.12

Устный опрос

§ 25, вопросы с.120

32*

Поэма Гомера «Илиада»

24.12

Устный опрос

§ 26

33*

Поэма Гомера «Одиссея»

12.01

Устный опрос

§ 27, сообщения о богах

34*

Религия древних греков

14.01

Устный опрос

§ 28

Тема 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием - 7 час.
35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

19.01

Устный опрос

§ 29, Драконт с.135

36*

Зарождение демократии в Афинах

21.01

Устный опрос

§ 30, вопросы 1 и 2

37*

Древняя Спарта

26.01

Устный опрос

§ 31, вопросы 1,3

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

28.01

Устный опрос

§ 32

39*

Олимпийские игры в древности

02.02

Устный опрос

§ 33

40

Победа греков над персами в Марафонской битве

04.02

Устный опрос

§ 34, зад. 2

41

Нашествие персидских войск на Элладу

09.02

ПР

§ 35, сообщ. Фемистокл

42

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии - 5 час.
В гаванях афинского порта Пирей
11.02
Устный опрос

§ 36

43

В городе богини Афины

16.02

Устный опрос

§ 37

44*

В афинских школах и гимнасиях

18.02

Устный опрос

§ 38

45*

В театре Диониса

25.02

Устный опрос

§ 39

46*

Афинская демократия при Перикле

01.03

Устный опрос

§ 40, хар-ка Периклу

47

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. - 4 час.
Города Эллады подчиняются Македонии
03.03
Устный опрос

§ 41, сообщ. о Македонском

48

Поход Александра Македонского на Восток

10.03

Устный опрос

§ 42, зад. 1,2,4

49*

В Александрии Египетской

15.03

Устный опрос

§ 43

50

Обобщающее повторение - Древняя Греция

17.03

ПР

Повт. § 24

РАЗДЕЛ V. Древний Рим – 18 ч.
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3 час.
51

Древнейший Рим

22.03

Устный опрос

§ 44

52

Завоевание Римом Италии

24.03

Устный опрос

§ 45

53

Устройство Римской республики

05.04

Устный опрос

§ 46, сообщ. о Ганнибале

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья - 3 час.
54

Вторая война Рима с Карфагеном

07.04

Устный опрос

§ 47, зад.2, рассказ о Каннах

55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

12.04

Устный опрос

§ 48

56

Рабство в Древнем Риме

14.04

ПР

§ 49, зад.1,2 , рас. по рис. с. 227

57

Тема 12. Гражданские войны в Риме - 4 час.
Земельный закон братьев Гракхов
19.04
Устный опрос

§ 50, зад. 3, хар-ка Тибер.Гракха

58

Восстание Спартака

21.04

Устный опрос

§ 51, зад.1,3

59

Единовластие Цезаря

26.04

Устный опрос

§ 52, сост. хар-ка Цезаря

60

Установление империи

28.04

Устный опрос

§ 53

Тема 13. Римская империя в первые века н.э. - 5 час.
61

Соседи Римской империи

03.05

Устный опрос

§ 54

62

Рим при императоре Нероне

05.05

Устный опрос

§ 55, зад. 2

63*

Первые христиане и их учение

10.05

Устный опрос

§ 56, зад.1,4

64*

Расцвет Римской империи во II в. «Вечный город» и его жители

12.05

Устный опрос

§ 57-58

65*

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 3 час.
Римская империя при Константине
17.05
Устный опрос

§ 59

66

Взятие Рима варварами

19.05

Устный опрос

§ 60

67

Обобщающее повторение - Древний Рим

24.05

ПР

Повт. § 44

68

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 1 ч.
Обобщающее итоговое повторение - Древний мир
26.05

КР

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Учебник «История Древнего мира» для 5 кл. А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2012.
• Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 кл. авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С.
Свенцицкой. — М., 2010.
• Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И.
Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2013».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat
32.html
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
 История Древнего Египта: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
 Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история
мира»:http: //www, earth- history.com/
 Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru/
 Античная мифология: http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
 Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www,
verigi.ru/?book=71
 Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Исторические карты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».