5 - АРП География

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с ЗПР
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора № 106-ОД от «30» мая 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель
Сидорова М.Г.,
учитель географии,
высшая квалификационная категория

2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «География»,
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета «География»
для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной научной картине
природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений,
формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета
обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности обучающихся.

Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями о
характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и
общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления
стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
 формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях
как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей
в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение
познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы,
шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного
материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся,
зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности,
эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов:

 ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических
функций, их качеств и свойств;
 преодоление речевого недоразвития на материале курса географии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и
видами речевой деятельности);
 использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей природной
действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;
 учет индивидуальных особенностей и интересов;
 создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения познавательной
активности обучающихся с ЗПР;
 использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей обучения;
 создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);
 усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся.
Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому краеведческая составляющая в
содержании географии обладает высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по освоению краеведческого
содержания, отличные от традиционных (очная и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская лаборатория и
др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы восприятия новой информации, воображение,
чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для
роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и
познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей
содержания образования.
Большое внимание уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд
тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических
знаний обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для обзорного или
ознакомительного изучения. Данные темы выделены в содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение
отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.

Особую сложность составляет формирование опыта пространственного анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционнообразовательной работе следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно
полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на уроке.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории
обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «География»: усиление предметнопрактической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой
на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны,
опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для
классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ, работа с атласом и контурными картами, которые
способствует развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и активизации
познавательной деятельности. Практические работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету и
способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:

работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно-популярной информацией (составить план, схему, заполнить
таблицу, найти ответ на вопрос);

воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных слов, понятий, инструкций, плана);

работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями;

работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному
заданию;

составление плана помещения, местности по описанию или заданным параметрам;

работа со справочными материалами, различными источниками информации, словарем терминов;

конспектирование статей из дополнительного материала;

анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;

составление плана и последовательности действий.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение
слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы
работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной
области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления.
Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания
финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и
А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное
плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических
открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на
северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие
Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия
Новейшего времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний
на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов
(план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области
их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая
широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие
географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических
картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие
плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года
на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и
тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на
Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической
широты и времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины
землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и
вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши:
горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа,
крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и
связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению.
Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод,
растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
 Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и













природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в
родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого
развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода

деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
 Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической
задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;

 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
 приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
 выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы),
необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
 интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном
или нескольких источниках;
 различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
 описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
 находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

 различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
 описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
 находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
 определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по
географическим картам;
 использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны
горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
 приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
 объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
 устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой
Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее
строение Земли различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»
 различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
 различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
 показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
 различать горы и равнины;
 классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
 называть причины землетрясений и вулканических извержений;
 применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг
землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
 распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений;
физического, химического и биологического видов выветривания;
 классифицировать острова по происхождению;
 приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
 приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
 приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;

 приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
 представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической,
географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

всег
о

Дата
изучени
контрольны практически я
е работы
е работы

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

вводный

http://fcior.edu.ru

Раздел 1. Географическое изучение Земли
1.1 Введение. География .
наука о планете Земля

1.2 История географических
.
открытий

2

0

1

01.0910.09

Работа с
источниками
информации:
учебниками.
Просмотр
презентации.

7+1 1
к.р.

2

13.0912.11

Исследовать по
Вводный, текущий,
картам маршруты итоговый
путешественников
, находить в
интернете,
энциклопедиях
информацию о
путешественниках
.
Изучать по картам
маршруты
путешествий
разного времени
и
периодов;

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

работать
с
записками,
отчётами,
дневниками.
Работа с текстом
Итого по разделу

9+1

Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1 Планы местности
.

5+1 0
к.р.

2

15.1124.12

Давать определение Текущий,
понятиям: план
групповой,
местности,
итоговый
аэрофотоснимок,
виды масштаба.
Объяснять что
показывает
масштаб, условные
знаки, легенда
плана. Определять

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

направления,
расстояния по
плану местности и
по
географическим
картам,
географические
координаты по
географическим
картам;
2.2 Географические карты
.

5

1

2

27.1204.02

Работа с картами
Текущий,
(нахождение
групповой,
океанов, материков, взаимоконтроль
островов,
полуостровов,

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

архипелагов).
Формулировка
значений ключевых
слов. Определять

направления,
расстояния по
географическим
картам,
географические
координаты по
географическим
картам.
Итого по разделу:

10+1

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы
0

1

07.0204.03

Знать гипотезы
Текущий,
возникновения
групповой,
Земли. Выявлять и индивидуальный
знать причины
смены времён года,
объяснять понятия:
Северный и Южный
полярный круг,
Северный и Южный
тропик, полярный
день и полярная
ночь.

7+1 1
к.р.

1

07.0313.05

Формирование
умений
использовать и

3.1 Земля - планета
.
Солнечной системы

4

Итого по разделу:

4

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

Раздел 4. Оболочки Земли
4.1 Литосфера .
каменная оболочка Земл
и

Текущий,индивидуа http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
-льный,
групповой,итоговый

применять
теоретические
знания на практике.
Работа с новыми
понятиями и
терминами (уметь
объяснять своими
словами)
Характеристика
методов изучения
земных недр и
Мирового океана.
Объяснять причины
и последствия
землетрясений и
извержений
вулканов.

Применять
понятия
«литосфера»,
«землетрясение»,
«вулкан»,
«литосферная
плита», «эпицентр
землетрясения» и
«очаг
землетрясения»
для решения
учебных и (или)
практикоориентированных
задач
Итого по разделу:

7+ 1

Заключение
5.1 Практикум «Сезонные
.
изменения в природе
своей местности»

1

Итого по разделу:

1

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

1

3

10

16.0520.05

Наблюдать за
сезонными
изменениями в
природе, давать
им оценку.
Представлять
результаты
фенологических
наблюдений и
наблюдений за
погодой в
различной форме
(табличной,
графической,
географического
описания).

Взаимоконтроль

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные
работы

Дата изучения

Виды, формы контроля

02.09

индивидуальный

09.09

текущий

практические
работы

1.

Что изучает география

1

2.

Практическая работа
№1 «Организация
фенологических
наблюдений в природе»

1

3.

Представление о мире в
древности

1

16.09

индивидуальный

4.

География в эпоху
Средневековья.

1

23.09

индивидуальный

5.

Эпоха Великих
географических
открытий

1

30.09

индивидуальный

6.

Входная
контрольная
работа №1

1

07.10

текущий

7.

Географические
открытия XV11-X1X вв.

1

14.10

индивидуальный

8.

Географические
исследования X1X в.

1

21.10

индивидуальный

9.

Практическая работа

1

28.10

текущий

1

1

1

№2 «Обозначение на
контурной карте
географических
объектов»
10.

Практическая работа
№3 «Сравнение карт
Эратосфена, Птолемея и
современных карт»

1

11.

Виды
изображения
земной
поверхности.
План местности

12.

1

11.11

текущий

1

18.11

групповой

Масштаб. Виды
масштаба.

1

25.11

индивидуальный

13.

Текущая контрольная
работа №2

1

02.12

текущий

14.

Практическая работа
№4 «Определение
направлений и
расстояний по плану
местности»

1

09.12

текущий

15.

Ориентирование по
плану местности

1

16.12

взаимоконтроль

16.

Практическая работа
№5 «Составление
описания маршрута по
плану местности»

1

23.12

текущий

17.

Различия глобуса и
географических
карт.

1

13.01

индивидуальный

1
1

1

Параллели
меридианы.

и

18.

Разнообразие
географических карт и
их классификация

1

20.01

групповой

19.

Использование на
физических картах
высот и глубин

1

27.01

групповой

20.

Практическая работа
№6 «Определение
направлений и
расстояний на карте
полушарий»

1

1

03.02

текущий

21.

Практическая работа
№7 «Определение
географических
координат объектов»

1

1

10.02

текущий

22.

Земля в Солнечной
системе

1

17.02

индивидуальный

23.

Движение Земли.
Земная ось и
географические полюса

1

24.02

индивидуальный

24.

Влияние Космоса на
Землю и жизнь людей

1

03.03

групповой

25.

Практическая работа
№8 «Выявление
закономерностей
изменения

1

10.03

текущий

1

продолжительности дня
и высоты Солнца над
горизонтом»
26.

Литосфера – твердая
оболочка Земли.

1

17.03

индивидуальный

27.

Проявление внутренних
и внешних процессов
образования рельефа.
Вулканы и
землетрясения

1

07.04

индивидуальный

28.

Разрушения и
изменение горных
пород и минералов под
действием внешних и
внутренних процессов

1

14.04

групповой

29.

Рельеф земной
поверхности и методы
его изучения

1

21.04

групповой

30.

Человек и литосфера.
Условия жизни в горах
и на равнинах

1

28.04

индивидуальный

31.

Рельеф дна Мирового
океана

1

05.05

индивидуальный

32.

Промежуточная
контрольная работа №3

1

12.05

итоговый

33.

Практическая работа
№9 «Описание горной
системы или равнины

1

19.05

текущий

1
1

по физической карте»
34.

Практикум «Сезонные
изменения в природе
своей местности»
Практическая работа
№10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

1

3

26.05

текущий

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебник, методическая литература
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/
http://www.geopsiti.com/ru
http://fcior.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Географические карты, приборы, инструменты, приспособления, модели, натуральные объекты, электронные наглядные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».