Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с ЗПР на 2022 - 2023 учебный год Приказ директора № 106-ОД от «30» мая 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Составитель Николенко Л. .Н., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО ЗПР), программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Он направлен на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. В этой связи учебный предмет играетбольшую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами. Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучащихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях; увеличить долю практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом обучающегося с ЗПР; использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях в усвоении и переработке информации. Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлены в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Специальной цельюизучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающимися с ЗПР является их приобщение к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при освоении программы начального общего образования; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей, страной; воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры; развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР. Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях. Особенности отбора и адаптации учебного материала по основам духовнонравственной культуры народов России Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо использовать специальные методы и приемы: объяснение с систематическим повторением, использование разнообразных приемов актуализации (визуальная опора, памятка и т.д.), опору на личный опыт подростка, привлечение краеведческого материала. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ПООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету:усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как обсуждение произведений художественной литературы и живописи, фрагментов фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия; подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы. Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны; понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура Иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей Знать и понимать смысл термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать основные типы праздников; уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных праздников: определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Количествочасов Наименование разделов и тем программы Дата Виды деятельности изучен ия Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы 01.09.20 формировать представление об 22 особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с Объяснение учителя; работа с учебником; Презентация https://infouro k.ru/ 08.09.20 слушать и понимать объяснения учителя по 22 теме урока; формировать представление о необходимости и 15.09.20 формировать представления о языке как 22 носителе духовно-нравственных смыслов культуры; понимать особенности коммуникативной роли языка; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам; Объяснение учителя; Презентация https://infouro k.ru/ Презентация https://infouro k.ru/ 22.09.20 формировать представление о русском языке 22 как языке межнационального общения; слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное; объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления; Устный опрос; объяснение учителя.; всег контроль практиче о ные ские работы работы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1.1. Зачем изучать курс 1 0 0 «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1.2. Наш дом — Россия 1 0 0 1.3. Язык и история 1 0 0 1.4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 Устный опрос; сообщения учеников.работа с текстом.; Презентация https://infouro k.ru/ 1.5. Истоки родной культуры 1 0 0 29.09.20 слушать и понимать объяснения учителя по теме Письменный 22 урока; контроль; объяснение учителя.; Презентация https://infouro k.ru/ 1.6. Материальная культура 1 0 0 06.10.20 формировать представление о традиционных 22 укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; сообщения учениов.анализ работ.; Презентация https://infouro k.ru/ 1.7. Духовная культура 1 0 0 13.10.20 формировать представление о духовной культуре Практическая 22 работа; работа с разных народов; текстом.; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника; Презентация https://infouro k.ru/ 1.8. Культура и религия 1 1 0 20.10.20 формировать представление о понятии объяснение 22 учителя.рпабота «религия», понимать и уметь объяснять, в чём с понятиями; заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме; Презентация https://infouro k.ru/ 1.9. Культура и образование 1 0 0 27.10.20 понимать смысл понятия «образование», уметь 22 объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; работа с понятиями; анализ текста.; Презентация https://infouro k.ru/ 1.10 Многообразие . культур России (практическое занятие) 1 0 1 10.11.20 отбирать материал по нескольким источникам, 22 готовить доклады, работать с научнопопулярной литературой; слушать выступления одноклассников; Тестирование; поиск материала для доклада.; Презентация https://infouro k.ru/ Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 2.1. Семья — хранитель духовных ценностей 1 0 0 17.11.20 понимать, что такое семья, формировать 22 представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; анализ текста.Решение проблемных задач.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 2.2. Родина начинается с семьи 1 0 0 24.11.20 понимать и объяснять, как и почему история 22 каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; Объяснение учителя; систематизаци я изученного материала.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 2.3. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 01.12.20 понимать и объяснять, что такое традиция, уметь 22 рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом; Анализ учебного фильма; работа с карточками.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 2.4. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 08.12.20 знать основные фольклорные сюжеты о семье, 22 семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; Объяснение учителя; работа с учебником.;; Презентаци я https://infour ok.ru/ 2.5. Труд в истории семьи 1 1 0 15.12.20 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и 22 характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; Объяснение учителя; работа с учебником.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 2.6. Семья в 1 0 1 22.12.20 понимать, почему важно изучать и хранить историю 22 современном своей семьи, передавать её следующим поколениям; мире (практическое занятие) Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3.1. Личность — общество 1 0 0 05.01.20 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает — культура 23 человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); Контрольная работа; Презентаци я https://infour ok.ru/ Устный опрос; работа с понятиями; анализ учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 3.2. Духовный мир человека. 1 Человек —творец культуры 0 0 12.01.20 понимать и объяснять значение слова 23 «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; работа с понятиями и текстом учебника.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 3.3. Личность и духовнонравственные ценности 0 0 19.01.20 понимать и объяснять, что такое мораль и 23 нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; Устный опрос; решение текстовых задач; работа с текстом.; Презентаци я https://infour ok.ru/ Письменный контроль; Сообщения учеников; решение текстовых задач.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 1 Тематический блок 4. «Культурное единство России» 4.1. Историческая память 1 0 0 26.01.20 объяснять смысл термина «история», понимать 23 как духовноважность изучения истории; понимать и объяснять, что нравственная ценность такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; 4.2. Литература как язык культуры 1 0 0 02.02.20 понимать особенности литературы, её отличия от 23 других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; Объяснение учителя; работа с текстом.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.3. Взаимовлияние культур 1 0 0 09.02.20 иметь представление о значении терминов 23 «взаимодействие культур»,«культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам; Работа с понятиями; объяснения учителя; работа с текстом.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.4. Духовнонравственные ценности российского народа 2 0 0 16.02.20 уметь объяснять значение основных понятий, 23 отражающих духовно-нравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); Работа с понятиями .объяснения учителя; работа с текстом.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.5. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 02.03.20 понимать принципы федеративного устройства 23 России, объяснять понятие«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; Устный опрос; работа с раздаточным материалом; просмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.6. Праздники в культуре народов России 1 1 0 09.03.20 понимать и объяснять, что такое «народный 23 праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устный опрос; работа с понятиями; просмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.7. Памятники в культуре народов России 2 0 0 16.03.20 устанавливать связь между историей памятника и 23 историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устный опрос; Объяснение учителя; просмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.8. Музыкальная культура народов России 1 0 0 06.04.20 понимать особенности музыки как вида искусства; 23 знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Тестировани е; Сообщения учеников.пр осмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.9. Изобразительное искусство народов России 1 0 0 13.04.20 понимать и объяснять особенности 23 изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устный опрос; Объяснение учителя; просмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.10 Фольклор и литература народов России 1 0 0 20.04.20 понимать, что такое национальная литература; 23 объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; Тестировани е; собщения учеников.пр осмотр учебного фильма.; Презентаци я https://infour ok.ru/ 4.11 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 0 1 27.04.20 отбирать и сравнивать учебный материал по 23 нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; Практическаяра Презентаци бота; я https://infour ok.ru/ 4.12 Культурная карта России (практическое занятие) 1 0 1 04.05.20 отбирать и сравнивать несколько источников, решать 23 текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; Практическаяра Презентаци бота; я https://infour ok.ru/ 4.13 Единство страны — . залог будущего России 1 0 0 11.05.20 понимать и объяснять значение общих элементов 23 и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; Повторени е; систематиз ацияизучен ного материала.; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 4 Презентаци я https://infour ok.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов 1. Зачем изучать курс«Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 0 0 01.09.2022 объяснение учителя; работа с учебником; 2. Наш дом — Росси 1 0 0 08.09.2022 Объяснение учителя; 3. Язык и история 1 0 0 22.09.2022 сообщения учеников, работа с текстом.; 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; объяснения учителя.; 5. Истоки родной культуры 1 0 0 06.10.2022 Письменный контроль; объяснение учителя.; 6. Материальная культура 1 0 0 13.10.2022 Письменный контроль; объяснение учителя.; 7. Духовная культура 1 0 0 20.10.2022 Практическая работа; работа с текстом.;; 8. Культура и религия 1 1 0 27.10.2022 работа с текстом; объяснение учителя.;; 9. Культура и образование 1 0 0 10.11.2022 работа с понятиями; анализ текста.; Презентация; ; 1 0 1 17.11.2022 Тестирование; поиск материала для доклада.;; 11. Семья — хранитель 1 духовных ценностей 0 0 24.11.2022 Работа с понятиями; анализ текста. Решение проблемных задач. 10. Многообразие культур России (практическое занятие) всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 12. Родина начинается с 1 семьи 0 01.12.2022 Анализ учебного фильма; работа с карточками. 13. Традиции семейного воспитания в Росси 1 0 08.12.2022 Анализ учебного фильма; работа с карточками. 14. Образ семьи в культуре народов России 1 0 15.12.2022 Работа с понятиями, объяснения учителя; работа с текстом. 15. Труд в истории семьи 1 1 22.12.2022 Письменный контроль, объяснение учителя. 16. Семья в современном мире (практическое занятие) 1 0 12.01.2023 Контрольная работа. 17. 1 0 19.01.2023 Устный опрос, работа с понятиями, анализ учебного фильма. 1 0 26.01.2023 Объяснение учителя, работа с понятиями и текстом учебника. 1 0 02.02.2023 Письменный контроль, Сообщения учеников, решение текстовых задач. 20. Историческая 1 память как духовнонравственная ценность 0 09.02.2023 Объяснение учителя, работа с текстом. 21. Литература как язык 1 культуры 0 16.02.2023 Работа с понятиями, объяснения учителя, работа с текстом. Личность — общество — культура 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 19. Личность и духовнонравственные ценности 22. Взаимовлияние культур 1 0 02.03.2023 Работа с понятиями, объяснения учителя, работа с текстом. Духовнонравственные ценности российского народа 1 0 09.03.2023 Работа с понятиями, объяснения учителя, работа с текстом. 24. Духовнонравственные ценности российского народа 1 0 16.03.2023 Работа с понятиями, объяснения учителя, работа с текстом. 25. Регионы России: культурное многообрази 1 1 06.04.2023 Устный опрос, работа с раздаточным материалом, просмотр учебного фильма. 26. Праздники в культуре народов России 1 0 13.04.2023 Устный опрос, работа с понятиями, просмотр учебного фильма. 27. Памятники в культуре народов России 1 0 20.04.2023 Устный опрос, объяснение учителя, просмотр учебного фильма. 28. Памятники в культуре народов России 1 0 27.04.2023 Устный опрос, объяснение учителя, просмотр учебного фильма. 29. Музыкальная культура народов России 1 0 04.05.2023 Тестирование сообщения учеников, просмотр учебного фильма. 30. Изобразительное искусство народов России 1 0 11.05.2023 Устный опрос, объяснение учителя, просмотр учебного фильма. 23. 31. Фольклор и литература народов России 1 0 18.05.2023 Тестирование, сообщения учеников, просмотр учебного фильма. 32. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 0 25.05.2023 Практическая работа. 33. Культурная карта России (практическое занятие) 1 0 29.05.2023 Практическая работа. 34. Единство страны —залог будущего России 1 0 30.05.2023 Повторение, систематизация изученного материала итоговое тестирование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»; Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией Сахарова А.Н., Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России, 5 класс. ООО«Русское слово-учебник»; Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»; Метлик И.В., Потаповская О.М., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»; Шевченко Л.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Презентация https://infourok.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, карты, раздаточный материал.