Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с ЗПР
на 2022 - 2023 учебный год
Приказ директора № 106-ОД от «30» мая 2022г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель
Николенко Л. .Н.,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее –АООП ООО ЗПР), программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Он направлен на
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности. Расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять
уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно
относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному
развитию.
В этой связи учебный предмет играетбольшую роль в формировании сферы
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования
целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и
культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и
применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи
в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного
характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к
предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучащихся с ЗПР: учебный
материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы адаптации трудных
заданий; применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы
при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией;
использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать
применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях; увеличить долю
практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом обучающегося с
ЗПР; использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного
материала при трудностях в усвоении и переработке информации.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» представлены в Примерной основной образовательной
программе основного общего образования.
Специальной цельюизучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» обучающимися с ЗПР является их приобщение к культурному наследию
народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений,
воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях
(нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного
гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному
совершенствованию и развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при освоении программы начального общего образования;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов
России, их роли в культуре, истории российского общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед семьей, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к
людям другой культуры;
развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России», направленные на социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных
социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по основам духовнонравственной культуры народов России
Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения
программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено
отбору учебного материала в соответствии с принципами доступности при сохранении
общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо использовать
специальные методы и приемы: объяснение с систематическим повторением,
использование разнообразных приемов актуализации (визуальная опора, памятка и т.д.),
опору на личный опыт подростка, привлечение краеведческого материала.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ПООП ООО общих
для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности,
специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение
содержания образования по предмету:усиление предметно-практической деятельности;
чередование видов деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры
(схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате
деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции
учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата. При
закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как
обсуждение произведений художественной литературы и живописи, фрагментов фильмов;
организация
экскурсий
в
музеи,
к
памятникам
истории,
к
местным
достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия;
подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
коллективные проектные работы.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом
по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь
обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово закрепляется в
речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе,
обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5
классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность.
Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры,
но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь
приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как
получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в
семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека
и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей
человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой.
Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга
гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенности российского народа:
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России
для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количествочасов
Наименование
разделов и тем
программы
Дата Виды деятельности
изучен
ия
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
01.09.20 формировать представление об
22
особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока;
вести самостоятельную работу с
Объяснение
учителя; работа с
учебником;
Презентация
https://infouro
k.ru/
08.09.20 слушать и понимать объяснения учителя по
22
теме урока;
формировать представление о необходимости и
15.09.20 формировать представления о языке как
22
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры;
понимать особенности коммуникативной роли
языка;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
учебный материал по нескольким источникам;
Объяснение
учителя;
Презентация
https://infouro
k.ru/
Презентация
https://infouro
k.ru/
22.09.20 формировать представление о русском языке
22
как языке межнационального общения;
слушать объяснения учителя, стараясь
выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике изучения
языка явления;
Устный опрос;
объяснение
учителя.;
всег контроль практиче
о ные
ские
работы работы
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1. Зачем изучать курс
1
0
0
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?
1.2. Наш дом — Россия
1
0
0
1.3. Язык и история
1
0
0
1.4. Русский язык — язык
общения и язык
возможностей
1
0
0
Устный опрос;
сообщения
учеников.работа
с текстом.;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.5. Истоки родной культуры 1
0
0
29.09.20 слушать и понимать объяснения учителя по теме Письменный
22
урока;
контроль;
объяснение
учителя.;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.6. Материальная культура
1
0
0
06.10.20 формировать представление о традиционных
22
укладах жизни разных народов; слушать и
анализировать выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации;
сообщения
учениов.анализ
работ.;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.7. Духовная культура
1
0
0
13.10.20 формировать представление о духовной культуре Практическая
22
работа; работа с
разных народов;
текстом.;
понимать взаимосвязь между проявлениями
материальной и духовной культуры; выполнять
задания на понимание и разграничение понятий
по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным рядом
учебника;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.8. Культура и религия
1
1
0
20.10.20 формировать представление о понятии
объяснение
22
учителя.рпабота
«религия», понимать и уметь объяснять, в чём
с понятиями;
заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.9. Культура и образование
1
0
0
27.10.20 понимать смысл понятия «образование», уметь
22
объяснять важность и
необходимость образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и
сравнивать учебные материалы по теме;
работа с
понятиями;
анализ текста.;
Презентация
https://infouro
k.ru/
1.10 Многообразие
. культур России
(практическое
занятие)
1
0
1
10.11.20 отбирать материал по нескольким источникам,
22
готовить доклады, работать с научнопопулярной литературой;
слушать выступления одноклассников;
Тестирование;
поиск материала
для доклада.;
Презентация
https://infouro
k.ru/
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1. Семья — хранитель
духовных ценностей
1
0
0
17.11.20 понимать, что такое семья, формировать
22
представление о взаимосвязях между типом
культуры и особенностями семейного уклада у
разных народов; понимать значение термина
«поколение»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные
задачи;
анализ
текста.Решение
проблемных
задач.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
2.2. Родина начинается с
семьи
1
0
0
24.11.20 понимать и объяснять, как и почему история
22
каждой семьи тесно связана с историей страны,
народа;
слушать объяснения учителя, разграничивать
понятия по теме,
систематизировать учебный материал;
Объяснение
учителя;
систематизаци
я
изученного
материала.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
2.3. Традиции семейного
воспитания в России
1
0
0
01.12.20 понимать и объяснять, что такое традиция, уметь
22
рассказывать о традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других народов России;
уметь объяснять и разграничивать основные понятия
по теме;
просматривать и анализировать учебные фильмы,
работать с раздаточным материалом;
Анализ
учебного
фильма;
работа с
карточками.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
2.4. Образ семьи в
культуре народов
России
1
0
0
08.12.20 знать основные фольклорные сюжеты о семье,
22
семейных ценностях;
знать и понимать морально-нравственное значение
семьи;
работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебный материал;
Объяснение
учителя;
работа с
учебником.;;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
2.5. Труд в истории семьи
1
1
0
15.12.20 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и
22
характеризовать важного общего семейного труда
для укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя, самостоятельно
работать с учебником;
Объяснение
учителя;
работа с
учебником.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
2.6. Семья в
1
0
1
22.12.20 понимать, почему важно изучать и хранить историю
22
современном
своей семьи, передавать её следующим поколениям;
мире
(практическое
занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1. Личность — общество 1
0
0
05.01.20 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает
— культура
23
человека человеком и какие проявления людей
можно назвать гуманными;
работать с научно-популярной литературой, уметь
разграничивать понятия, осваивать смысловое
чтение (решать текстовые задачи);
Контрольная
работа;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
Устный
опрос;
работа с
понятиями;
анализ
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
3.2. Духовный мир человека. 1
Человек —творец
культуры
0
0
12.01.20 понимать и объяснять значение слова
23
«человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь понимать и разграничивать
основные понятия по теме;
работа с
понятиями и
текстом
учебника.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
3.3. Личность и духовнонравственные ценности
0
0
19.01.20 понимать и объяснять, что такое мораль и
23
нравственность, любовь к близким; показывать на
примерах важность таких ценностей как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба и др.;
разграничивать и определять основные понятия,
решать текстовые задачи, работать с учебником;
Устный
опрос;
решение
текстовых
задач;
работа с
текстом.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
Письменный
контроль;
Сообщения
учеников;
решение
текстовых
задач.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
1
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1. Историческая память
1
0
0
26.01.20 объяснять смысл термина «история», понимать
23
как духовноважность изучения истории; понимать и объяснять, что
нравственная ценность
такое историческая память, как история каждой семьи
связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и определять
основные понятия, слушать и анализировать
выступления одноклассников;
4.2. Литература как язык
культуры
1
0
0
02.02.20 понимать особенности литературы, её отличия от
23
других видов художественного творчества;
объяснять средства выражения духовного мира
человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы;
слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и анализировать
источники;
Объяснение
учителя;
работа с
текстом.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.3. Взаимовлияние культур
1
0
0
09.02.20 иметь представление о значении терминов
23
«взаимодействие культур»,«культурный обмен»;
понимать и объяснять важность сохранения
культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и
разграничивать понятия, отбирать и сравнивать
материал по нескольким источникам;
Работа
с
понятиями;
объяснения
учителя;
работа
с
текстом.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.4. Духовнонравственные
ценности российского
народа
2
0
0
16.02.20 уметь объяснять значение основных понятий,
23
отражающих духовно-нравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве базовых
общегражданских ценностей российского
общества;
слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение);
Работа с
понятиями
.объяснения
учителя;
работа с
текстом.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.5. Регионы России:
культурное
многообразие
1
0
0
02.03.20 понимать принципы федеративного устройства
23
России, объяснять понятие«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия культурных укладов
народов России;
уметь рассказывать о культурном своеобразии своей
малой родины;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с источниками;
Устный
опрос;
работа с
раздаточным
материалом;
просмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.6. Праздники в
культуре народов
России
1
1
0
09.03.20 понимать и объяснять, что такое «народный
23
праздник»;
уметь рассказывать о праздничных традициях
разных народов и своей семьи; понимать и
объяснять нравственный смысл народного
праздника;
работать с учебником, просматривать и
анализировать учебные фильмы;
Устный
опрос;
работа с
понятиями;
просмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.7. Памятники в
культуре народов
России
2
0
0
16.03.20 устанавливать связь между историей памятника и
23
историей края;
характеризовать памятники истории и культуры;
понимать нравственный и научный смысл
краеведческой работы;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;
Устный
опрос;
Объяснение
учителя;
просмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.8. Музыкальная
культура народов
России
1
0
0
06.04.20 понимать особенности музыки как вида искусства;
23
знать и называть основные темы музыкального
творчества народов России, понимать, как история
народа отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;
Тестировани
е;
Сообщения
учеников.пр
осмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.9. Изобразительное
искусство народов
России
1
0
0
13.04.20 понимать и объяснять особенности
23
изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность искусства как
формы трансляции культурных ценностей;
знать и называть основные темы искусства
народов России;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;
Устный
опрос;
Объяснение
учителя;
просмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.10 Фольклор и
литература народов
России
1
0
0
20.04.20 понимать, что такое национальная литература;
23
объяснять и показывать на примерах, как
произведения фольклора отражают историю народа,
его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из нескольких
источников, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников;
Тестировани
е;
собщения
учеников.пр
осмотр
учебного
фильма.;
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
4.11 Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда, дом
(практическое
занятие)
1
0
1
27.04.20 отбирать и сравнивать учебный материал по
23
нескольким источникам, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научно-популярной
литературой;
Практическаяра Презентаци
бота;
я
https://infour
ok.ru/
4.12 Культурная карта
России
(практическое
занятие)
1
0
1
04.05.20 отбирать и сравнивать несколько источников, решать
23
текстовые задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;
Практическаяра Презентаци
бота;
я
https://infour
ok.ru/
4.13 Единство страны —
. залог будущего России
1
0
0
11.05.20 понимать и объяснять значение общих элементов
23
и черт в культуре разных народов России для
обоснования её культурного, экономического
единства; слушать объяснения учителя,
систематизировать учебный материал;
Повторени
е;
систематиз
ацияизучен
ного
материала.;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
4
Презентаци
я
https://infour
ok.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Зачем изучать
курс«Основы
духовнонравственной
культуры народов
России»?
1
0
0
01.09.2022 объяснение учителя;
работа с учебником;
2.
Наш дом — Росси
1
0
0
08.09.2022 Объяснение учителя;
3.
Язык и история
1
0
0
22.09.2022 сообщения
учеников, работа с
текстом.;
4.
Русский язык —
язык общения и
язык возможностей
1
0
0
29.09.2022 Устный опрос;
объяснения учителя.;
5.
Истоки родной
культуры
1
0
0
06.10.2022 Письменный
контроль;
объяснение учителя.;
6.
Материальная
культура
1
0
0
13.10.2022 Письменный
контроль;
объяснение учителя.;
7.
Духовная культура
1
0
0
20.10.2022 Практическая работа;
работа с текстом.;;
8.
Культура и религия
1
1
0
27.10.2022 работа с текстом;
объяснение учителя.;;
9.
Культура и
образование
1
0
0
10.11.2022 работа с понятиями;
анализ текста.;
Презентация;
;
1
0
1
17.11.2022 Тестирование;
поиск материала для
доклада.;;
11. Семья — хранитель 1
духовных ценностей
0
0
24.11.2022 Работа с понятиями;
анализ текста. Решение
проблемных задач.
10. Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
12. Родина начинается с 1
семьи
0
01.12.2022
Анализ учебного
фильма;
работа с карточками.
13. Традиции
семейного
воспитания в Росси
1
0
08.12.2022
Анализ учебного
фильма;
работа с карточками.
14. Образ семьи в
культуре народов
России
1
0
15.12.2022
Работа с
понятиями, объяснения
учителя;
работа с текстом.
15. Труд в истории
семьи
1
1
22.12.2022
Письменный
контроль,
объяснение учителя.
16. Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
1
0
12.01.2023
Контрольная работа.
17.
1
0
19.01.2023
Устный опрос,
работа с понятиями,
анализ учебного
фильма.
1
0
26.01.2023
Объяснение учителя,
работа с понятиями и
текстом учебника.
1
0
02.02.2023
Письменный
контроль,
Сообщения учеников,
решение текстовых
задач.
20. Историческая
1
память как духовнонравственная
ценность
0
09.02.2023
Объяснение учителя,
работа с текстом.
21. Литература как язык 1
культуры
0
16.02.2023
Работа с понятиями,
объяснения
учителя, работа с
текстом.
Личность —
общество —
культура
18. Духовный мир
человека.
Человек — творец
культуры
19. Личность и
духовнонравственные
ценности
22. Взаимовлияние
культур
1
0
02.03.2023
Работа с понятиями,
объяснения учителя,
работа с текстом.
Духовнонравственные
ценности
российского народа
1
0
09.03.2023
Работа с
понятиями, объяснения
учителя,
работа с текстом.
24. Духовнонравственные
ценности
российского народа
1
0
16.03.2023
Работа с
понятиями, объяснения
учителя,
работа с текстом.
25. Регионы России:
культурное
многообрази
1
1
06.04.2023
Устный опрос,
работа с раздаточным
материалом,
просмотр учебного
фильма.
26. Праздники в
культуре народов
России
1
0
13.04.2023
Устный опрос,
работа с понятиями,
просмотр учебного
фильма.
27. Памятники в
культуре народов
России
1
0
20.04.2023
Устный опрос,
объяснение учителя,
просмотр учебного
фильма.
28. Памятники в
культуре народов
России
1
0
27.04.2023
Устный опрос,
объяснение учителя,
просмотр учебного
фильма.
29. Музыкальная
культура народов
России
1
0
04.05.2023
Тестирование
сообщения
учеников,
просмотр учебного
фильма.
30. Изобразительное
искусство народов
России
1
0
11.05.2023
Устный опрос,
объяснение учителя,
просмотр учебного
фильма.
23.
31. Фольклор и
литература народов
России
1
0
18.05.2023
Тестирование,
сообщения
учеников,
просмотр учебного
фильма.
32. Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)
1
0
25.05.2023
Практическая работа.
33. Культурная карта
России
(практическое
занятие)
1
0
29.05.2023
Практическая работа.
34. Единство страны
—залог будущего
России
1
0
30.05.2023
Повторение,
систематизация
изученного
материала итоговое
тестирование.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов
России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы православной культуры, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией Сахарова А.Н., Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России, 5 класс.
ООО«Русское слово-учебник»;
Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5
класс. ООО «Русское слово-учебник»;
Метлик И.В., Потаповская О.М., Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Православная культура, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
Шевченко Л.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Презентация
https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, карты, раздаточный материал.