5 - АРП Музыка

Приложение 2
к адаптированной основной образовательной
программе
основного общего образования
МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с ЗПР
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора школы № 106-ОД
от «30» мая 2022 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
5 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель
Кошкина В.П.,
учитель музыки,
первая квалификационная категория

2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР),
Примерной рабочей программы по предмету «Музыка» на уровне основного общего
образования, программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка
–
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать
эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для
которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой –
глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества
и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не
требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ
мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством
сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в
народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое
значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются
квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более
глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временнóе искусство. Всвязи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности, особенно обучающегося с ЗПР, является
способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в
предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения
и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и
самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит
огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей
системы ценностей.

Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство»,
способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию
способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе,
другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы,
социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР
творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать
информацию, передаваемую через художественные образы.
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего
образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и
грамотности как части общей и духовной культуры обучающихся, развитие музыкальных
способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям
искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен
сниженный уровень развития учебно-познавательной деятельности, при котором
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный
темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение
программным материалом. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность
учебной деятельности на уроках музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна
удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от
уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе
используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять
проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется
формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к
духовной составляющей предмета у них формируются устойчивые нравственные позиции,
культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора
способствует повышению общего уровня культурного развития обучающегося с ЗПР, его
социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
 приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных
явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора обучающихся;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и
других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
 развитие
творческого
потенциала,
ассоциативно-образного
мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных
видах музыкальной деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную
терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную
нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого
образного искусства во взаимосвязи с жизнью.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет
«Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР потребности во
взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на

основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для
обеспечения
достижения
образовательных
результатов,
рекомендованных
образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал модулей,
связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен региональнонациональным компонентом.
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического
развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ЗПР и в то же время
обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе обучения
учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР, препятствующие освоению
учебного предмета. Снижение развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у
обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального произведения и
его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в то время как простые
воспринимаются легче. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и
особенности осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных
инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на
восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного
содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в различении тонких эмоциональных
граней музыки, передаваемого композитором характера музыкального произведения.
Ограниченный словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых
чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная память
обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста песен и
теоретический материал с соответствующей терминологией.
Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение
заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативно-образного мышления,
чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка»
необходим подбор эмоционально привлекательного и доступного музыкального
материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического
материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений
активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и
пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению эмоциональной
привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное, социальное развитие
обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение инициативы
обучающегося с ЗПР включаться в музыкально-творческую деятельность класса и
образовательной организации, внимание и уважение к музыкальным увлечениям
учащихся.
Цель изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационносмысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
Впроцессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
 приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
 осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека;
 формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства;
воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других
людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного
многообразия;
 формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства; освоение ключевых элементов музыкального языка,
характерных для различных музыкальных стилей;
 развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе:
 слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
 исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах;
 музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
 творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
 исследовательская деятельность на материале музыкального искусства;
 расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории
развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Специальной цельюреализации программы предмета «Музыка» в отношении
обучающихся с ЗПР являетсярасширение их музыкальных интересов, обеспечение
интеллектуально-творческого развития, развитие активного познавательного поиска в
сфере искусства, стимулирование самостоятельности в освоении различных учебных
действий.
Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением следующих
задач:
 формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части
их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира;
 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием,
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления
к музыкальному самообразованию;
 развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;

 развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие
музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
 освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики
его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной
природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
 развитие творческих способностей учащихся, овладение художественнопрактическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое
движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой
практике с применением информационно-коммуникативных технологий);
 передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в
музыкальном искусстве в его наиболее полном виде;
 коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР посредством
приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных
произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание
музыкального образа;
 коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством
заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств
музыкальной выразительности;
 совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков,
формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по музыке
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
обучающегося возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в
частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того,
учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками
сопровождения (учителем по основным предметам, педагогом-психологом, учителемлогопедом, учителем-дефектологом). Они помогут определить индивидуальные
особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в образовательном процессе, подбирать
средства обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого ученика.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом,
поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и
артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете
психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к обучающимся,
соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель
постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым учебным
действиям; способствовал осознанности изучаемого материала посредством установления
обратной связи; разъяснял пользу изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями
и применимость полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки
за пределами урока.
В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит
модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся

формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в
художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о
формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся
композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного
восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и
зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений
современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков
и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении
музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных
музыкальных инструментов, видов хора и оркестра.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Музыка»
Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются: слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение,
драматизация музыкальных произведений. Тематическая и терминологическая лексика
соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы
работы с лексическим материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная
работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начальногообразования и непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» напротяжении всего курса школьного
обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общегообразования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», являетсяобязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по
8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность

обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе
основанных намежпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительноеискусство», «Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34
часа (неменее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора
(игры,пляски, хороводы и др.).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших
соседей,музыка других регионов.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная
миниатюра
(вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная
репризная форма.Куплетная форма.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные
произведения,посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам,
легендам (на примере творчестваМ. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.Отражение европейского
фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической
музыки.Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ
МУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пениев
сопровождении органа).Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения.
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и живопись
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм,
композиция,линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность —
динамика и т. д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских
клавесинистов,К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »
Джаз

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля
(свинг,
синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов,
гармоническаясетка, импровизация)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие,смысловое
единство
трёх
групп
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
ивнеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций
егоисполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народовРоссии; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать втворческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
идоброжелательности; готовность придерживаться принцип о взаимопомощи и
творческогосотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего идругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление ксамовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картинымира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельностьв познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактикаумственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий всфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые приизучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:

- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливатьоснования для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составыи др.);находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на
основепредложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения,делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного
;сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболееподходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностейпредмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое,причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённогонаблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента,классификации, сравнения, исследования);прогнозировать возможное
развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленнуюв явном виде;распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно
или
на
основаниипредложенного
учителем
способа
её
проверки;соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся)правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебнойзадачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителемалгоритму;самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понятьэмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать
настроение,чувства,
личное
отношение
к
исполняемому
произведению;осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурныенормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиямиобщения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
идискуссии;признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и
аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия,исполнения
музыки;переключаться
между
различными
формами
коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия прирешении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
форматапланирования, распределения промежуточных шагов и сроков;принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальнойкультуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярномобщении с музыкальным искусством во всех доступных
формах, органичном включении музыки вактуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства,
неразрывнуюсвязь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту
тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной
культуры,испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают

на слух родныеинтонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки
своей национальной традиции,понимают ответственность за сохранение и передачу
следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных
аспектовобщества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы поучебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческихколлективов своего края;исполнять и оценивать образцы музыкального
фольклора и сочинения композиторов своей малойродины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять _на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, кмузыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональныхфольклорных традиций на выбор учителя);различать на слух и
исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,струнных,
ударно-шумовых инструментов;объяснять на примерах связь устного народного
музыкального творчества и деятельностипрофессиональных музыкантов в развитии
общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской,
латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к
отдельным самобытнымкультурно-национальным традициям;различать на слух и
исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,струнных,
ударно-шумовых инструментов;различать на слух и узнавать признаки влияния музыки
разных народов мира в сочиненияхпрофессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора,произведение, исполнительский состав;определять принадлежность музыкального
произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм,
импрессионизм);исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков;характеризовать
музыкальный
образ
и
выразительные
средства,
использованные композитором,способы развития и форму строения музыкального
произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболееизвестных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение,исполнительский
состав;характеризовать
музыкальный
образ
и
выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводитьпримеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:

различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной
музыки;исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;приводить
примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов,входящих в их состав;исполнять современные музыкальные произведения в
разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе
восприятияпроизведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам
музыкального произведения,озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать
ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику
выбора;высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных особенностях,жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные иинструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить
примеры;рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра;выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименов
ание
разделов и
тем
программы

Количество часов

Все
го

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Репертуар

Для
слушан
ия

Для
пен
ия

Для
музицирова
ния

Дата
изучен
ия

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1

Фолькло
р—
народное
творчест
во

4

Знакомство со
звучанием
фольклорных
образцов в
аудио- и
видеозаписи.
Определение на
слух: ;
принадлежност
и к народной
или
композиторско
й музыке; ;
исполнительско
го состава
(вокального,
инструменталь
ного,
смешанного); ;
жанра,
основного
настроения,
характера
музыки.;
Разучивание и
исполнение

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос;

народных
песен, танцев,
инструменталь
ных
наигрышей,
фольклорных
игр;
Итого по
модулю:

2.1

Россия
— наш
общий
дом

4

4

Модуль 2. Народное музыкальное творчество России
Знакомство со
звучанием
фольклорных
образцов
близких и
далёких
регионов в
аудио- и
видеозаписи.
Определение на
слух:;
принадлежност
и к народной
или
композиторско
й музыке;;
исполнительско
го состава
(вокального,
инструменталь
ного,
смешанного);;

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

жанра,
характера
музыки.;
Разучивание и
исполнение
народных
песен, танцев,
инструменталь
ных
наигрышей,
фольклорных
игр разных
народов
России;
Итого по
модулю:

4
Модуль 3. Музыка народов мира

3.1

Музыкал 3
ьный
фольклор
народов
Европы

Выявление
характерных
интонаций и
ритмов в
звучании
традиционной
музыки
народов
Европы.;
Выявление
общего и
особенного при
сравнении
изучаемых
образцов

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

европейского
фольклора и
фольклора
народов
России.;
Разучивание и
исполнение
народных
песен, танцев.
Двигательная,
ритмическая,
интонационная
импровизация
по мотивам
изученных
традиций
народов
Европы (в том
числе в форме
рондо);
Итого по
модулю:

4.1

Национа
льные
истоки
классиче
ской
музыки

3

4

Модуль 4. Европейская классическая музыка
Знакомство с
образцами
музыки разных
жанров,
типичных для
рассматриваем
ых
национальных
стилей,

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

творчества
изучаемых
композиторов.;
Определение на
слух
характерных
интонаций,
ритмов,
элементов
музыкального
языка, умение
напеть
наиболее яркие
интонации,
прохлопать
ритмические
примеры из
числа
изучаемых
классических
произведений.;
Разучивание,
исполнение не
менее одного
вокального
произведения,
сочинённого
композиторомклассиком (из
числа
изучаемых в
данном
разделе).;

Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и
авторов
изученных
произведений.;
Исследовательс
кие проекты о
творчестве
европейских
композиторовклассиков,
представителей
национальных
школ.;
Просмотр
художественны
хи
документальны
х фильмов о
творчестве
выдающих
европейских
композиторов с
последующим
обсуждением
в классе.;
Посещение
концерта
классической
музыки, балета,
драматического

спектакля;
Итого по
модулю:

4
Модуль 5. Русская классическая музыка

5.1

Образы
родной
земли

4

Повторение,
обобщение
опыта
слушания,
проживания,
анализа
музыки русских
композиторов,
полученного в
начальных
классах.
Выявление
мелодичности,
широты
дыхания,
интонационной
близости
русскому
фольклору.;
Разучивание,
исполнение не
менее одного
вокального
произведения,
сочинённого
русским
композиторомклассиком.;

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и
авторов
изученных
произведений.;
Рисование по
мотивам
прослушанных
музыкальных
произведений.;
Посещение
концерта
классической
музыки, в
программу
которого
входят
произведения
русских
композиторов;
Итого по
модулю:

6.1 Храмовый
синтез
искусств

4

3

Модуль 6. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки
Повторение,
обобщение и
систематизация
знаний о
христианской
культуре
западноевропей

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

ской традиции
и русского
православия,
полученных на
уроках музыки
и ОРКСЭ в
начальной
школе.
Осознание
единства
музыки со
словом,
живописью,
скульптурой,
архитектурой
как сочетания
разных
проявлений
единого
мировоззрения,
основной идеи
христианства.;
Определение
сходства и
различия
элементов
разных видов
искусства
(музыки,
живописи,
архитектуры),
относящихся:;
к русской

православной
традиции;;
западноевропей
ской
христианской
традиции;;
другим
конфессиям (по
выбору
учителя).;
Исполнение
вокальных
произведений,
связанных с
религиозной
традицией,
перекликающи
хся с ней по
тематике.;
Посещение
концерта
духовной
музыки;
Модуль 7. Жанры музыкального искусства
7.1

Камерна
я
Музыка

3

Слушание
музыкальных
произведений
изучаемых
жанров,
(зарубежных и
русских
композиторов);
анализ

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

выразительных
средств,
характеристика
музыкального
образа.;
Определение на
слух
музыкальной
формы и
составление её
буквенной
наглядной
схемы.;
Разучивание и
исполнение
произведений
вокальных
и
инструменталь
ных жанров.;
Импровизация,
сочинение
кратких
фрагментов с
соблюдением
основных
признаков
жанра (вокализ
— пение без
слов, вальс —
трёхдольный
метр и т. п.).
Индивидуальна

я или
коллективная
импровизация в
заданной
форме.;
Выражение
музыкального
образа
камерной
миниатюры
через устный
или
письменный
текст, рисунок,
пластический
этюд;
Итого по
модулю:

8.1

Музыка
и
живопис
ь

3

5

Модуль 8. Связь музыки с другими видами искусства
Знакомство с
музыкальными
произведениям
и программной
музыки.
Выявление
интонаций
изобразительно
го характера.;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

авторов
изученных
произведений.;
Разучивание,
исполнение
песни с
элементами
изобразительно
сти.
Сочинение к
ней
ритмического и
шумового
аккомпанемент
а с целью
усиления
изобразительно
го эффекта.;
Рисование под
впечатлением
от восприятия
музыки
программноизобразительно
го характера.;
Сочинение
музыки,
импровизация,
озвучивание
картин
художников;
Итого по
модулю:

5

9.1

Джаз

4

Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления
Знакомство с
различными
джазовыми
музыкальными
композициями
и
направлениями
(регтайм, бигбэнд, блюз).;
Определение на
слух;
принадлежност
и к джазовой
или
классической
музыке;
исполнительско
го состава
(манера пения,
состав
инструментов).
Разучивание,
исполнение
одной из
«вечнозелёных
» джазовых
тем.
Элементы
ритмической и
вокальной
импровизации

Письменн http://schoolcollec
ый
tion.
контроль edu.ru/catalog/
;
Устный
опрос ;

на её основе;
Сочинение
блюза;
Посещение
концерта
джазовой
музыки;
Итого по
модулю:
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

34

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета музыки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».