Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с ЗПР на 2022-2023 учебный год Приказ директора № 106-ОД от «30» мая 2022 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Составитель: Янтурина Р.А., учитель ИЗО 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство», а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную художественнотворческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР: придавать результатам образования социально и личностно значимый характер; прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Общие цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» представлены в рабочей программе основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство». Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях. Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР 5–х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика.Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Изобразительное искусство» При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей. Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом. Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства. Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Убранство русской избы Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа. Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления. Народный праздничный костюм Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны. Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия. Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества. Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников. Народные художественные промыслы Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона. Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.). Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны. Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла. Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы». Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи. Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии. Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения. Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак. Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2. Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы. 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. Работа с информацией: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства; уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды; распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов; характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д. овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» № Наимено Количество часов Дата Виды Виды, п/п вание все контрол практ изучени деятельно формы разделов го ьные ическ я сти контрол и тем я работы ие програм работ мы ы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве 1.1. Декоратив 1 0 0 6,7.09 Сравниват Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ноь виды ая /7825/start/312989 прикладно декоратив работа; е ноискусство прикладно и его го виды искусства по материалу изготовле ния и практичес кому назначени ю.; Раздел 2. Древние корни народного искусства 2.1. Древние 1 0 0 13,14.09 Выполнят Творческая resh.edu.ru/subject/les образы в ь работа; son/7825/start/312989/ народном зарисовки искусстве древних образов (древо жизни, матьземля, птица, конь, солнце и др.).; 2.2. Убранство 1 0 русской избы 0 20,21.09 Изображат Творческая resh.edu.ru/subject/les son ь строение работа; и декор избы в их конструкт ивном и смыслово м единстве.; 2.3. Внутренн ий мир русской избы 1 0 0 27,28.09 Выполнит Творческая resh.edu.ru/subject/les ь рисунок работа; son интерьера традицион ного крестьянск ого дома; 2.4. Конструк 1 0 ция и декор предметов народного быта и труда 0 4,5.10 2.5. Народный 1 0 праздничн ый костюм 0 11,12.10 Выполнит Творческая resh.edu.ru/subject/les ь работа; son аналитиче скую зарисовку или эскиз праздничн ого народного костюма; 2.6. Искусство 1 0 народной вышивки 0 Творческая resh.edu.ru/subject/les 18,19.10 Иметь работа; son опыт создания орнамента льного построени я вышивки с опорой на народную традицию; Изобразит Творческая resh.edu.ru/subject/les ь в работа; son рисунке форму и декор предметов крестьянск ого быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельно сти).; 2.7. Народные 1 0 праздничн ые обряды (обобщен ие темы) 0 25,26.10 Изобразит Творческая resh.edu.ru/subject/les ь работа; son сюжетную композици ю с изображен ием праздника или участвоват ь в создании коллектив ного панно на тему традиций народных празднико в; Раздел 3. Народные художественные промыслы 3.1. Происхож 1 0 0 8,9.11 Объяснять дение роль художеств народных енных художеств промысло енных в и их промысло в в роль в современн современн ой жизни ой жизни; народов России 3.2. Традицио 1 0 0 15,16.11 Создавать нные эскизы древние игрушки образы в по современн мотивам ых избранног игрушках о народных промысла; промысло в Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ая работа; Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ая работа; 3.3. Празднич 1 0 ная хохлома. Роспись по дереву 0 22,23.11 Создавать Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ая эскизы изделия по работа; мотивам промысла; 3.4. Искусство 1 0 Гжели. 0 29,30.11 Изображе Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ние и ая Керамика конструир работа; ование посудной формы и её роспись в гжельской традиции; 3.5. Городецка 1 0 я роспись по дереву 0 6,7.12 Выполнит Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ь эскиз ая изделия по работа; мотивам промысла; 3.6. Жостово. Роспись по металлу 1 0 0 13,14.12 Иметь Творческ resh.edu.ru/subject/lesson опыт ая традицион работа; ных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.; 3.7. Искусство 1 0 лаковой живописи 0 Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 20,21.12 Иметь опыт ая создания работа; композици и на сказочный сюжет, опираясь на впечатлен ия от лаковых миниатюр; Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов 2 0 0 10,11.01 Делать 4.1. Роль Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 17,18.01 зарисовки ая декоратив ноэлементов работа; прикладно декора го или искусства декориров в культуре анных древних предметов цивилизац ий ; 4.2. Особенно 2 0 сти орнамента в культурах разных народов 0 Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 24,25.01 Иметь 31.01;01. опыт ая 02 изображен работа; ия орнаменто в выбранно й культуры; 4.3. Особенно 2 0 сти конструкц ии и декора одежды 0 7,8.02 Создавать Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 14,15.02 эскиз ая одежды работа; или деталей одежды для разных членов сообществ а этой культуры; 4.4. Целостны 3 0 й образ декоратив ноприкладно го искусства для каждой историчес кой эпохи и националь ной культуры 0 21,22.02 28.02; 1.03; 7,8.03 Участвова Творческ resh.edu.ru/subject/lesson ть в ая создании работа; коллектив ного панно, показываю щего образ выбранно й эпохи; Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека 0 14,15.03; Выполнит Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 5.1. Многообр 2 0 ая азие 21,22.03 ь видов, творческу работа; форм, ю материало импровиза в и техник цию на современн основе ого произведе декоратив ний ного искусства современн ых художник ов; 5.2. Символич 2 0 еский знак в современн ой жизни 0 4,5.04; Разрабаты Творческ resh.edu.ru/subject/lesson 11,12.04 вать эскиз ая личной работа; семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополните льного образован ия; 5.3. Декор 6 0 современн ых улиц и помещени й 0 18,19.04; 25,26.04; 2,3.05; 9,10.05; 16,17.05; 23,24.05; ОБЩЕЕ 34 0 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ 0 Участвова Творческ ть в ая праздничн работа; ом оформлен ии школы; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. Тема урока Декоративноприкладное искусство и его виды Древние образы в народном искусстве. Количество часов всего контрольные работы 1 0 практические работы 0 Дата Виды, изучения формы контроля Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 3. Убранство русской избы 1 0 0 Творческая работа 4. Внутренний мир русской избы. 1 0 0 Творческая работа 5. Конструкция и декор предметов народного быта и труда 1 0 0 Творческая работа 6. Народный праздничный костюм. Искусство народной вышивки. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России. 10. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 11. Праздничная хохлома. Роспись по дереву 1 0 0 Творческая работа 7. 8. 9. 12. Искусство Гжели. Керамика 1 0 0 Творческая работа 13. Городецкая роспись по дереву 14. Жостово. Роспись по металлу 15. Искусство лаковой живописи 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Творческая работа Творческая работа Творческая работа 16. Роль декоративноприкладного искусства в культуре древних цивилизаций 17. Роль декоративноприкладного искусства в культуре древних цивилизаций 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 18. Особенности орнамента в культурах разных народов. 1 0 0 Творческая работа 19. Особенности орнамента в культурах разных народов. 20. Особенности конструкции и декора одежды. 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 21. Особенности конструкции и декора одежды. 22. Целостный образ декоративноприкладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. 23. Целостный образ декоративноприкладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа культуры. 24. Целостный образ декоративноприкладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. 25. Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 26. Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства 1 0 0 Творческая работа 27. Символический знак в современной жизни 28. Символический знак в современной жизни 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 29. Декор современных улиц и помещений 1 0 0 Творческая работа 30. Декор современных улиц и помещений 31. Декор современных улиц и помещений 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 32. Декор современных улиц и помещений 33. Декор современных улиц и помещений 34. Декор современных улиц 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа 1 0 0 Творческая работа и помещений ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОГРАММЕ 34 0 0 ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Электронная доска, презентации уроков, образцы работ прошлых лет, гуашь, кисти, альбомы для рисования, картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Презентации уроков, интерактивная доска, проектор.