4 класс русский язык АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета

"Русский Язык"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 класс

Составитель:
Смирнова Е.А.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория

2022 г.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету
«Русский Язык» в 4
Федерального

классе составлена в соответствии с требованиями

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР
вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое

по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с

образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования
обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5
лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же
выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы
должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и
др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость
удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность

поведения,

связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4
классов на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее —ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе,
успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим
предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших

школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с
системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие
умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие,

участвует

в

формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка
обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения,
в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции
личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны
с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и
мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих
личностных

результатов

—длительный

процесс,

разворачивающийся

на

протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения является признание равной значимости работы по изучению системы
языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой
материал призван сформировать первоначальные представления о структуре
русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи
младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм

русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе
устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе —
170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в
развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
—приобретение

младшими

школьниками первоначальных представлений

о

многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как
языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;
—овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
—овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных) и речевого этикета;
—развитие

функциональной

грамотности,

готовности

к

успешному

взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование,
проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского
языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за
использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее
употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья,
на ье типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение
изученного). Не склоняемые имена существительные (ознакомление). Имя
прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного

(повторение).

Склонение

имён

прилагательных

во

множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные
местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение
личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем
и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I
и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы,
употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз;
союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий;

виды

предложений по

цели

высказывания

(повествовательные,

вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении

(при

нераспространённые

помощи

смысловых

вопросов);

распространённые

и

предложения (повторение изученного). Предложения с

однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.
Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и
сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с
союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
—безударные

падежные

окончания

имён

существительных

(кроме

существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
—безударные падежные окончания имён прилагательных;

—мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
—наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
—безударные личные окончания глаголов;
—знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов
правильности,

(заданных

и

собственных)

богатства и выразительности

с

учётом

точности,

письменной речи. Изложение

(подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение.
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
—становление ценностного отношения к своей Родине —России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения народов России;
—сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
—уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
—первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых
в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
—проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
—неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
—уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
—стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства
общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
—бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
—осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
—бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
—первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные
учебные действия.
Базовые логические действия:
—сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать

основания

принадлежность,

для

сравнения

грамматический

признак,

языковых

единиц

лексическое

(частиречная

значение

и

др.);

устанавливать аналогии языковых единиц;
—объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
—определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
—находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе языковых единиц;
—выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
—сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—проводить по

предложенному плану

несложное

лингвистическое

мини-

исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,

исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
—прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
—соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
—анализировать

и

создавать

текстовую,

видео,

графическую,

звуковую

информацию в соответствии с учебной задачей;
—понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К

концу

обучения

в

начальной

школе

у

обучающегося

формируются

коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
—готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—планировать действия по решению учебной задачи для поучения результата;
—выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

и

орфографических ошибок;
—соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
—находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
—сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

—проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться,

самостоятельно разрешать конфликты;
—ответственно выполнять свою часть работы;
—оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:
—сознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
—объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского
языка

как

государственного

языка

Российской

Федерации

и

языка

межнационального общения;
—осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
—проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
—подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
—выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение
слова по контексту;
—проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
—устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
—определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
—определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
—устанавливать

(находить)

неопределённую

форму

глагола;

определять

грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);

изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;
—определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме:
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать
личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
—различать предложение, словосочетание и слово;
—классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
—различать распространённые и нераспространённые предложения;
—распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
—разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и
сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами
и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
—производить синтаксический разбор простого предложения;
—находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
—применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после
шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания
глаголов;

знаки

препинания

в

предложениях

с

однородными

членами,

соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
—правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
—писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;

—находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
—осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
—строить

устное

диалогическое

и

монологическое

высказывание

(4—6

предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия;— создавать небольшие устные и письменные тексты (3—
5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и др.);— определять тему и основную
мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную
мысль.
—корректировать порядок предложений и частей текста;
—составлять план к заданным текстам;
—осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
—осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
—писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
—осуществлять

ознакомительное,

изучающее

чтение,

поиск

информации;

формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию;
—объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;
—уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и
электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1. Русский язык как язык межнационального общения.

1.2. Знакомство с различными методами познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект

Итого по разделу:
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1. Характеристика, сравнение, классификация звуков вне
слова и в слове по заданным параметрам.

Количество часов
Дата
всего контр практи изучени
я
ольны ческие
е
работы
работ
ы

Виды деятельности

Виды,
форм
ы
контр
оля

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

0.5

0

0.5

Работа
в
парах:
придумать
ситуацию
использования
русско​го языка как
языка
межнационального
общения;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
ская
работа;

0.5

0

0.5

Обсуждение
возможности
использования
лингвистического мини​исследования,
проектного
задания как методов
изучения языка;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
ская
работа;

0

1

Работа
в
парах:
устная
характеристика
звуков по заданным
признакам;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

1
1

0

1

Практическая
работа:
проведение
звукобуквенного разбора
предложенных слов;

3

0

3

Комментированное
Устный https://resh.
edu.ru/
выполнение
задания: опрос;
выбор из ряда синонимов Практиче
слова, которое подходит скаяработ
для
заполнения а;
пропуска в предложении
текста, объяснение своего
выбора;

3.2. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов
(простые случаи)

2

0

2

Работа с рисунками:
соотнесение
рисунков
с
соответствующими
им
фразеологизмами;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

Итого по разделу:
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1. Повторение: состав изменяемых слов, выделение в
словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.

5
0

3

Упражнение:
проведение
по
предложенному
алгоритму
разбора
слова по составу;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

2.2. Звуко-буквенный разбор слова

1

Итого по разделу:
Раздел 3. Лексика
3.1. Повторение и продолжение работы: наблюдение за
использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи).

2

3

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

4.2. Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).

1

0

1

Работа в парах: поиск Устный https://resh.ed
u.ru/
ошибок в разборе слова опрос;
по составу;
Практиче
скаяработ
а;

4.3. Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных
частей речи (ознакомление)

1

0

1

Учебный диалог «Что мы Устный https://resh.ed
u.ru/
помним о частях слова?», опрос;
Практиче
в
ходе
диалога
даётся скаяработ
а;
устная
характеристика
частей
слова
по
заданным
признакам
(значение,
способ выделения, способ
обозначения);

Итого по разделу:
Раздел 5. Морфология
5.1. Части речи самостоятельные и служебные.

5
0

3

Дифференцированное
задание: классификация
частей речи по признаку
(самостоятельные
и
служебные части речи);

3

Устный https://resh.ed
u.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.2. Имя существительное. Повторение: склонение имён
существительных; имена существительные 1, 2, 3-го
склонения.

12

1

11

Комментированное
выполнение
задания,
связанного с выбором
основания для сравнения
слов, относящихся к
одной
части
речи, но различающихся
грамматическими
признаками;

Устный https://resh.ed
u.ru/
опрос;
Контроль
ная
работа;
Практиче
ская
работа;

5.3. Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

1

0

1

Дифференцированное
задание: нахождение в
ряду
имён
существительных
лишнего
имени существительного
—не имеющего какого​-то
из
тех
грамматических
признаков,
которыми
обладают
остальные слова в группе;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.4. Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы
имени прилагательного от формы имени
существительного.

8

0

8

Практическая
работа:
определение
грамматических
призна​ков
имён
прилагательных;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.5. Склонение имён прилагательных во множественном
числе.

4

0

4

Практическая
работа:
определение
грамматических
призна​ков
имён
прилагательных;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.6. Местоимение. Личные местоимения. Повторение:
личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение
личных местоимений.

6

0

6

Работа с таблицей «Части
речи», анализ содержания
табли​цы,
установление
основания для сравнения
слов, относящих​ся к
разным частям речи;
Упражнение: группировка
слов на основании того,
какой
частью
речи
они
являются;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.7. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ
спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.

5

0

5

Практическая
работа:
определение
грамматических
признаков глаголов;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.8. Наречие (общее представление). Значение, вопросы,
употребление в речи.

2

0

2

Упражнение: группировка
слов на основании того,
какой
частью
речи
они
являются;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.9. Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.

5.10. Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

1

0

1

Работа с таблицей «Части
речи», анализ содержания
табли​цы,
установление
основания для сравнения
слов, относящих​ся к
разным частям речи;
Упражнение: группировка
слов на основании того,
какой
частью
речи
они
являются;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

0.5

0

0.5

Работа с таблицей «Части
речи», анализ содержания
табли​цы,
установление
основания для сравнения
слов, относящих​ся к
разным частям речи;
Упражнение: группировка
слов на основании того,
какой
частью
речи
они
являются;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

0

0.5

Работа с таблицей «Части
речи», анализ содержания
табли​цы,
установление
основания для сравнения
слов, относящих​ся к
разным частям речи;
Упражнение: группировка
слов на основании того,
какой
частью
речи
они
являются;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

9

1

8

Учебный диалог, в ходе
которого сравниваются
предложение,
словосочетание, слово,
обосновываются
их
сходство и различия;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Контроль
ная
работа;
Практиче
ская
работа;

2

0

2

Практическая работа:
соотнесение
изученных
понятий (однородные
члены предложения,
сложное
предложение)
с
примерами;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

5.11. Частица не, её значение (повторение)

0.5

Итого по разделу:
Раздел 6. Синтаксис
6.1. Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и
предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и
побудительные); виды предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в
словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения

43

6.2. Предложения с однородными членами: без союзов, с
союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация
перечисления в предложениях с однородными членами

6.3. Простое и сложное предложение (ознакомление).
Сложные предложения: сложносочинённые с союзами
и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)

5

Итого по разделу:
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1. Повторение правил правописания, изученных в 1—3
классах

16
5

0

5

Наблюдение
за
различиями простых и
сложных
предложений;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

0

5

Работа
в
группах: Устный https://resh.
edu.ru/
нахождение ошибок на опрос;
Практиче
применение
способа
проверки орфограммы; скаяработ
ошибок в объяснении а;
выбора буквы на месте
орфограммы;
Работа
в
парах:
группировка слов по
месту
орфограммы;
Работа
в
парах:
группировка слов по типу
орфограммы;
Работа
в
группах:
группировка
слов,
написание
которых
можно
объяснить
изученными правилами, и
слов, написание которых
изученными
правилами
объяснить
нельзя;

7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание
места возможного возникновения орфографической
ошибки, использование различных способов решения
орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове.

8

0

8

Оценивание
собственного
результата выполнения
орфографи​ческой
задачи,
корректировка
с
помощью учителя своих
действий
для
преодоления
ошибок
при
списывании текстов и
записи под диктовку;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
ская
работа;

7.3. Использование орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова.
Формирование действия контроля при проверке
собственных и предложенных текстов.

8

0

8

Самоконтроль
правильности
записи
текста,
нахождение
неправильно
записанных
слов
и
исправление
собственных ошибок;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
ская
работа;

7.4. Ознакомление с правилами правописания и их
применение:
- безударные падежные окончания имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме
2-го лица единственного числа;- наличие или отсутствие
мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
- безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.

23

1

22

Работа
в
группах: Устный https://resh.
edu.ru/ru/
нахождение ошибок на опрос;
применение
способа Контроль
проверки орфограммы; ная
ошибок в объяснении работа;
выбора буквы на месте Практиче
ская
орфограммы;
Работа
в
парах: работа;
группировка слов по
месту
орфограммы;
Работа
в
парах:
группировка слов по типу
орфограммы;
Работа
в
группах:
группировка
слов,
написание
которых
можно
объяснить
изученными правилами, и
слов, написание которых
изученными
правилами
объяснить
нельзя; Моделирование
предложений,
включающих слова с
непрове​‐ряемыми
орфограммами;

7.5. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

4

0

4

Самоконтроль
Устный https://resh.
edu.ru/
правильности
записи опрос;
текста,
нахождение Практиче
неправильно записанных скаяработ
слов
и
исправление а;
собственных
ошибок;
Устное высказывание при
обосновании
правильности
написания,
при
обобщении
результатов наблюдения
за
орфографическим
материалом;

7.6. Наблюдение за знаками препинания в предложении с
прямой речью после слов автора

2

0

2

Учебный диалог «Как
планировать
свои
действия по реше​нию
орфографической
задачи?», по результатам
диалога
актуализация
последовательности
действий по проверке
изученных
орфограмм;

Итого по разделу:
Раздел 8. Развитие речи

50

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.1. Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих классах: ситуации устного и письменного
общения (письмо, поздравительная открытка,
объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы
текста или основной мысли в заголовке.

5

0

5

Творческие
задания:
создавать устные и
письменные
тексты
разных типов (описание,
рассуждение,
повествование);

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.2. Корректирование текстов (заданных и собственных) с
учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи.

5

0

5

Работа
в
группах:
корректировка
дидактического текста, в
котором
допущены
смысловые ошибки;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.3. Изложение (подробный устный и письменный пересказ
текста; выборочный устный пересказ текста).

4

0

4

Анализ
собственных
действий при работе над
изложениями
и
сочинениями,
соотнесение
своих
действий
с
предложенны​ми
алгоритмами;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.4. Сочинение как вид письменной работы.

5

0

5

Анализ
собственных
действий при работе над
изложениями
и
сочинениями,
соотнесение
своих
действий
с
предложенны​ми
алгоритмами;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.5. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде.

8

0

8

Совместное
выполнение
задания:
анализ
текстов по критери​ям:
правильность,
богатство,
выразительность;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

8.6. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщениесодержащейся в
тексте информации.

3

0

3

Практическая
работа: написание
отзыва
на
прочитанную
книгу;

Устный https://resh.
edu.ru/
опрос;
Практиче
скаяработ
а;

30
18
170

3

149

Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

Тема урока

Русский
язык
как
межнационального общения.

Количество часов

Дата
изучен
всего конт практи ия
роль ческие
ные работы
работ
ы
0
1
язык 1

Знакомство с различными методами
познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический
эксперимент,
миниисследование, проект

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос;
Практическая
работа;

2.

Речь: диалогическая и монологическая.
Нормы речевого этикета

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

3.

Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих
классах:
ситуации
устного
и
письменного
общения
(письмо,
поздравительная
открытка,
объявление и др.)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

4.

Речевая культура диалога

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

5.

Нормы речевого этикета: диалог и монолог

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

6.

Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих
классах:
отражение темы текста или основной мысли
в заголовке

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

7.

Повествование. Изучающее, ознакомительное
чтение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

8.

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

9.

Виды предложений по цели высказывания и
по эмоциональной окраске

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

10.

Распространённые
нераспространённые предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

11.

Главные
и
предложений

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

12.

Второстепенные члены предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

13.

Обобщение знаний о предложении

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

14.

Описание. Изучающее, ознакомительное
чтение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

15.

Характеристика, сравнение, классификация
звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

16.

Обобщение
знаний
фонетике
и
Звуко-буквенныйразборслова

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

17.

Работаем со словарём. Рассказ о слове

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

и

второстепенные

члены

о
графике.

18.

Подбираем синонимы и антонимы

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

19.

Наблюдение
использованием
в
фразеологизмов (простые случаи)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

20.

Повторение:
состав
изменяемых слов, выделение в словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

21.

Обобщение знаний
Основаслова

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

о

составе

за
речи

слова.

22. Повторение: имя существительное

23.

Состав неизменяемых слов (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

24.

Правописание
окончаний
существительных 1-го склонения

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

25.

Правописание
окончаний
существительных 2-го склонения

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

26.

Правописание
окончаний
существительных 3-го склонения

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

27.

Правописание
безударных
падежных окончаний имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий,-ие, -ия, а
также
кроме
собственных
имён
существительных на -ов, -ин,-ий)

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

28.

Правописание орфограммы
падежные
окончания
существительных

безударные
имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

29.

Повторение
правил
правописания,
изученных в 1-3 классах: орфограммы корня

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

30.

Рассуждение. Изучающее, ознакомительное
чтение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

31.

Повторяем орфограммы окончаний имён
существительных

1

1

0

Контрольная
работа;

32.

Повторение:
существительного

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

33.

Повторение: зависимость формы имени
прилагательного
от
формы
имени
существительного

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

34.

Орфограммы в безударных падежных
окончаниях имён прилагательных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

35.

Повторение: признаки имени прилагательного

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

признаки

имени

36.

Повторение: части речи самостоятельные
и служебные

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

37.

Разбор по членам предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

38.

Учимся выполнять
предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

39.

Синтаксический разбор предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

40.

Работа с текстом: поиск информации,
заданной в тексте в явном виде

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

41.

Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом
и.
Интонация
перечисления
в
предложениях с однородными членами

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

42.

Учимся
препинания
предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

43.

Учимся
выполнять
синтаксический разбор предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

44.

Части
речи.Самостоятельные
и
служебные части речи (предлог, союз, частица)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

45.

Работа с текстом: анализ текста
нахождение в нём смысловых ошибок

1

0

1

Устный
опрос;
Практическаяраб
ота;

разбор

по

ставить
при
однородных

членам

знаки
членах

и

46.

Имя существительное.Общее
употребление в речи

47.

Изменение
по
существительных

48.

значение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическаяраб
ота;

Склонение имён существительных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

49.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

50.

Несклоняемыеименасуществительные
(ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

51.

Правописание
безударных
падежных
окончаний имён существительных в
единственном числе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

52.

Закрепление правописания
падежных
окончаний
существительных
единственном числе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

53.

Вспоминаем
правило
написания ь после шипящих на конце имён
существительных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

54.

Склонение имён существительных во
множественном числе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

падежам

имён

безударных
имён
в

и

55.

Винительный
и
родительный
падежи
одушевлённых имён существительных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

56.

Падежные
окончания
имён
существительных множественного числа в
дательном, творительном, предложном
падежах

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

57.

Изложение
(подробный
устный
и
письменный
пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

58.

Имя
существительное.Морфологический
разбор имени существительного

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

59.

Имя прилагательное.Значение и употребление
имён прилагательных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

60.

Число имён прилагательных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

61.

Род имён прилагательных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

62.

Сочинение-описание
наблюдениям

личным

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

63.

Изменение
по
прилагательных

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

по

падеждам

64.

Склонение
имён
прилагательных мужского и средного родов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

65.

Правописание
падежных
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего рода

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

66.

Правописание безударных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

67.

Сочинение-рассуждение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

68.

Склонение
прилагательных женского рода

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

69.

Правописание
прилагательных женского рода

имён

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

70.

Правописание безударных окончаний имён
прилагательных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

71.

Правописание
прилагательных
множественном числе

имён
во

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

72.

Склонение
прилагательных
множественном числе

имён
во

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

73.

Морфологический
прилагательного

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

разбор

имени

74.

Местоимение. Личные местоимения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

75.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

76.

Изменение
по
местоимений.

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

падежам

личных

Склонениеместоимений

77.

Правописание местоимений 1-го и 2-го лица
единственного
и
множественного числа

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

78.

Правописание личных местоимений 3го
лица
единственного
и
множественного числа

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

79.

Обобщение знаний о местоимении

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

80.

Составление поздравительной открытки.

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

Корректирование
текстов
(заданных и собственных) с учётом точности,
правильности,
богатства
и
выразительности письменной речи
81.

Глагол

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

82.

Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места
орфограммы
в
слове:
правописание приставок в глаголах

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

83.

Частица не, её значение (повторение)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

84.

Различение
глаголов,
отвечающих на вопросы "что делать?" и "что
сделать?"

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

85.

Вид глагола (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

86.

Начальная форма глагола

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

87.

Работа
с
текстом:
изучающее, ознакомительное чтение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

88.

Изменение глаголов по лицам и числам

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

89.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

90.

Правописание мягкого знака в глаголах после
шипящих

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

91.

Возвратные глаголы (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

92.

Правописание -ться и -тся в глаголах

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

93.

Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места
орфограммы
в
слове:
правописание возвратных и невозвратных
глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

94.

Изложение
по
самостоятельно составленному плану.

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте
95.

Спряжение глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

96.

I и II спряжение глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

97.

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

98.

Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

99. Учимся писать безударные личные окончания
глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

100. Правописание
глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

безударных

101. Правописаниеглаголов-

окончаний

исключений

102. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

103. Изложение
пересказтекста)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

104. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
суффиксов глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

105. Образованиег лаголов
времени

прошедшего

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

106. Правописание глаголов в прошедшем
времени

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

107. Изложение подробное. Интерпретация и
обобщение
содержащейся
в
тексте
информации

1

0

1

Практическая
работа;

108. Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

109. Правописание
окончаний
глаголов
настоящего и будущего времени в
единственном числе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

110. Наклонениеглаголов (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

(подробный

111. Написание отзыва на прочитанную
книгу

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

113. Учимся писать изученные орфограммы
правописания глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

114. Словообразование глаголов

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

115. Изложение повествовательного текста. Поиск
информации, заданной в тексте в явном виде

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

116. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места
орфограммы
в
слове:
правописание
глаголов
с
орфограммами в корне

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

117. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
глаголов с орфограммами в суффиксах

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

112. Правописание окончаний
прошедшем времени

глаголов

в

118. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
глаголов с орфограммами в окончаниях

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

119. Обобщение знаний о глаголе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

120. Морфологический разбор глагола

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

121. Использование глаголов в тексте

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

122. Наречие (общеепредставление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

124. Правописание наречий (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

125. Предлог. Повторение: отличие предлогов
от приставок

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

123. Наречие: вопросы, употребление
речи

в

126. Текст. Образные языковые

средства

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

127. Имя числительное (общее представление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

128. Формирование орфографической зоркости,
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове: правописание
числительных

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

129. Повторяем правила правописания мягкого
знака в словах

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

130. Учимся писать сочинения-повествования

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

131. Связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых
вопросов)

1

1

0

Контрольная
работа;

132. Словосочетание

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

133. Правописание слов в словосочетаниях

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

134. Словосочетание в предложении

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

135. Анализ текстов по критериям: правильность,
богатство, выразительность

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

136. Учимся писать сочинения- рассуждения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

137. Простое и сложное предложение
(ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

138. Сложное предложение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

139. Союз: союзы и, а, но в простых и
сложных предложениях

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

140. Сложные
предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

141. Знаки препинания в сложном предложении

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

142. Учимся ставить запятые между частями
сложного предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

143. Работа с текстом: анализ смысловых и
речевых ошибок

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

144. Сложные
предложения:
бессоюзные
предложения (без называния терминов)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

145. Сложносочинённое
сложноподчинённое предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

146. Учимся ставить запятые между частями
сложного предложения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

147. Определение типов текста и создание
собственных
текстов
заданного
типа.
Составление плана текста, написание текста
по заданному плану

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

148. Прямая речь (ознакомление)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

149. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
авторв

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

150. Учимся писать сочинения-описания

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

151. Звуко-буквенный разбор

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

152. Производить разбор слова по составу.
Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

153. Лексическое значение слова

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

и

слова

154. Повторение
и
продолжение
работы:
наблюдение за использование в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов
(простые случаи)

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

155. Формирование действия контроля при
проверке собственных и предложенных
текстов.Использование орфографического
словаря для определения (уточнения)
написания слова

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

156. Имя существительное.
признаки

Грамматические

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

157. Имя прилагательное.
признаки

Грамматические

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

158. Служебные части речи:
частица, союз

предлог,

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

159. Местоимение. Личныеместоимения

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

160. Использование личных местоимений для
устранения неоправданных повторов в тексте

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

161. Глагол. Грамматические

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

признаки

162. Слово. Словосочетание. Предложение

163. Словосочетание. Предложение

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

члены

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

165. Списывание (без пропусков и искажений букв)
текста (объёмом не более 40 слов)

1

1

0

Контрольная
работа;

166. Работа с текстом: интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

167. Творческое задание: защита
проекта

мини-

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

168. Учимся писать орфограммы,
в 4 классе

изученные

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
словарный
диктант;

169. Учимся писать орфограммы, изученные в
начальной
школе

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

170. Комплексная
работа
Практическая работа

1

0

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;

170

3

164. Простое предложение.
предложения

Главные

с

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

текстом.

167

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации
Поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»
Комплект таблиц «Русский алфавит»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Глагол»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя прилагательное»)
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя существительное»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Местоимение»
Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Предложение»
Набор таблиц «Словарные слова»
Таблицы демонстрационные «Основные правила и понятия 1-4 класс»
Таблицы демонстрационные «Правописание гласных в корне слова»
Таблицы демонстрационные «Русский алфавит» Таблицы демонстрационные
«Русский
язык 4 кл.»
Модель-аппликация «Звукобуквенная лента»
Модель-аппликация «Набор звуковых схем»
Стенд-лента «Буквы»
Фрагмент (демонстрационный) маркерный (двусторонний) «Разбор по частям
речи, разбор слова по составу и звукобуквенный анализ»,
Фрагмент (демонстрационный) маркерный двухсторонний «Склонение имен
существительных и прилагательных»,
Слайд-комплекты
Пейзаж в произведениях русских художников
Расскажи о человеке
Сочини рассказ
Набор звуковых схем
Русский язык (резинка). Комплект динамических раздаточных пособий.
Методическое пособие.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийное оборудование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».