Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ « Южная СОШ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год Приказ директора от "30"мая 2022 г. № 106-ОД Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 учебного предмета "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 класс Составитель Мороз С.В. учитель начальных классов высшая квалификационная категория 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету «Литературное чтение» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ» Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоциональноэстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.). О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков. Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. МаминаСибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научнопознавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки. О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы. Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: обучающегося у обучающегося планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения во втором классе обучающийся научится: объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименован Количество часов п/п ие разделов и всего контроль тем ные программы работы 1.1. О нашей Родине 6 1.2. Фольклор 16 (устное народное творчество) 1 Виды деятельности Виды, формы контрол я Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произведений данного раздела; Слушание стихотворных произведений, оценка своей эмоциональной реакции на прослушанное произведение, определение темы (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия Русь — куда я ни взгляну…», З. Н. Александровой «Родина»; Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе; Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы, задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли? Устный опрос https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение, подбор примеров (на материале изученного в 1 классе); Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения; Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок (по выбору); Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок» Устный опрос; Пи сьменный контроль; Контроль техники чтения https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. 1.3. Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 8 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, Устный определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О чём опрос ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Н. Плещеев «Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…», А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…», Е. Ф. Трутнева «Осень», В. Ю. Голяховский «Листопад», И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов), выражение своего отношения к пейзажной лирике; Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?»; Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, объяснение образных слов и выражений, поиск значения слова по словарю https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. 1.4. О детях и дружбе 12 Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту; Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, нахождение описания героя, оценка его поступков (с опорой на текст); Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму; Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. Устный опрос; Письменны й контроль; Тестирован ие 1.5. Мир сказок 12 1.6. Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 12 1 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»; Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и литературных сказок. Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки», русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка» (по выбору, не менее четырёх произведений); Задание на сравнение фольклорной и литературной (авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки, используемых в авторском произведении сказочного жанра; Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника, приведение примеров из текста, установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия «бродячий сюжет» (без предъявления термина) Устный опрос; Письменны й контроль; Тестирован ие https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. З. Суриков «Первый снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», А. А. Прокофьев «Как на горке, на горе…», З. Н. Александрова «Снежок», (по выбору 2—3 произведения), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы; Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о зиме, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, С. А. Устный опрос; Пи сьменный контроль; Контрольн ая работа https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. Иванов «Каким бывает снег», И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», «Узоры на снегу», М. М. Пришвин «Деревья в лесу» ; Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении, определение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма 1.7. О братьях наших меньших 18 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, Устный определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём опрос; тест ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»; ирование Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Например, русская народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др.; Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения, ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?», осознание идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности, человек должен с заботой относиться к природе; Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя произведений о животных: русская https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. народная сказка «Белые пёрышки», К.Д.Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна», В.В.Бианки «Ёжспаситель», «Хитрый лис и умная уточка», Е.И.Чарушин «Страшный рассказ», В.В.Вересаев «Братишка», В.А.Осеева «Почему», В.В.Чаплина «Нюрка», М.М.Пришвин «Журка», «Ребята и утята», Б.С.Житков «Галка», «Храбрый утёнок», С.В.Образцов «Дружок», Г.Я.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (по выбору, не менее пяти авторов); Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам; Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения 1.8. Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 18 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», В. А. Жуковский «Жаворонок»,«Приход весны», А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3 произведения), выражение своего отношения к пейзажной лирике; Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?»; Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений, упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и Устный опрос; Пи сьменный контроль https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, работа со словарём; Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о весне, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, А. П. Чехов «Весной», Г. А. Скребицкий «Четыре художника Весна», Н. И. Сладков «Апрельские шутки», И. С. Соколов-Микитов «Весна», контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста 1.9. О наших близких, о семье 13 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, Устный определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём опрос; Тест ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; ирование Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева «Сыновья», В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев «Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А. Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова «Катин подарок», Ю. И. Коринец «Март» (по выбору); Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое выборочное чтение; Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск описания героя, оценка его поступков, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму; Чтение народных колыбельных песен и авторских https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. произведений, их сравнение. Например, М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н. Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка; Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности; Подробный пересказ (устно) содержания произведения 1.10. Зарубежная 11 литература 1 Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»; Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей: братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Огниво» (не менее двух произведений по выбору); Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя; Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста); Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения; Пересказ (устно) содержания сказки выборочно Устный опрос; Контро льная работа https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом; Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения и развития; Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по тематическому каталогу в библиотеке; Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям 1.11. Библиогра 2 фическая культура (работа с детской книгой и справочно й литерату рой) Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 102 3 Устный опрос https://resh.edu.ru/; https://uchi.ru/lp/hom eworks; https://yandex.ru/. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ__ ______________________________________ № п/п Тема урока Количество часов всего контроль ные работы Дата изучения Виды, формы контроля 1 Введение. Знакомство с учебником 1 Устный опрос 2 Наши проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека». Р.С. Сеф «Читателю» Устное народное творчество. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. 1 Устный опрос 1 Устный опрос 4 Входная контрольная работа (контроль чтения) 1 5 Рифма. Потешки и прибаутки, считалки и небылицы 1 Устный опрос 6 Загадки, пословицы, поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа Сказки. Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…» 1 Устный опрос 1 Устный опрос. 8 Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». 1 Устный опрос 9 Сказка «У страха глаза велики». 1 Устный опрос 10 Сказка «Лиса и тетерев». 1 Устный опрос 11 Сказка «Лиса и журавль». 1 Устный опрос 12 Русская народная сказка «Каша из топора». Работа с текстом. Введение. Основные правила чтения. 1 Устный опрос 1 Устный опрос 14 Русская народная сказка «Гусилебеди». 1 Устный опрос 15 Разноцветные страницы. 3 7 13 1 1 Контрольная работа Устный опрос А. А. Шибаев «Вспомни сказку» 16 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ. 1 Тестирование 17 Нравится ли вам осень? Осенние загадки 1 Устный опрос 18 Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …» А. Фет «Ласточки пропали…» 1 Устный опрос 1 Устный опрос 20 Работа с текстом. И. Соколов Микитов 1 Практическая работа 21 «Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник» 1 Устный опрос 1 Устный опрос 23 В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии) М.М. Пришвин «Осеннее утро».И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» 1 Устный опрос 24 Работа с текстом. «Плохо» В. Осеева 1 Практическая работа 25 Разноцветные страницы. Г. Сапгир «Считалочка». Тест № 2 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». 1 1 Устный опрос. Письменный опрос Устный опрос 27 А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» 1 Устный опрос 28 Стихи А. Пушкина о зиме. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 Устный опрос 1 Устный опрос 19 22 26 29 30 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 Устный опрос 31 Работа с текстом. «Два товарища» Л.Н. Толстой 1 Устный опрос 32 Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина» 1 Устный опрос 33 И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука» 1 Устный опрос 34 И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» 1 Устный опрос 35 Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». 1 Устный опрос 36 Л.Н. Толстой «Филипок». 1 Устный опрос 37 Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». 1 Устный опрос 38 Работа с текстом. «Снег» В. Бурлаков 1 Практическая работа 39 Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…». Обобщающий урок по теме «Русские писатели» 1 Устный опрос 1 Тестирование О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» В. Берестов «Кошкин Щенок». М. Пришвин «Ребята и утята 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 44 Работа с текстом. «Лягушки» А. Тихонов 1 Практическая работа 45 Е. Чарушин «Страшный рассказ». 1 Устный опрос 40 41 42 43 (викторина) 46 Работа с текстом. «Аисты и лягушки» С. Михалков 1 Устный опрос 47 Б.С. Житков «Храбрый утёнок». 1 Устный опрос 48 В.В. Бианки «Музыкант». 1 Устный опрос 49 Виталий Бианки «Сова». 1 Устный опрос 50 Разноцветные страницы. Стихи С. Брезкуна, М. Бородицкой 1 Устный опрос 51 Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала». 1 Устный опрос 52 Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших» 1 Тестирование 53 Знакомство с детскими журналами. 1 Устный опрос 54 Д. Хармс «Игра». 1 Устный опрос 55 Д. Хармс «Вы знаете?» 1 Устный опрос 56 Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». 1 Устный опрос 57 Работа с текстом. По И. Пузанову «Речка» 1 Практическая работа 58 Д. Хармс «Что это было?» Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». 1 Устный опрос 59 Ю.Д. Владимиров «Чудаки». 1 Устный опрос 60 А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый старичок» 1 Устный опрос 61 Защита проекта «Мой любимый детский журнал» 1 62 Контроль чтения 1 63 Зимние загадки. Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светлопушистая…» Работа с текстом. В. Бахревский « Мишка и ласточки» 1 Устный опрос 1 Практическая работа Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза». 1 Устный опрос 1 Устный опрос 67 Русская народная сказка «Два Мороза». 1 Устный опрос 68 С. В. Михалков «Новогодняя быль». 1 Устный опрос 69 А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин «Улицей гуляет». Разноцветные страницы. Стихи С. Погореловского, А. Прокофьева Работа с текстом. И. СоколовМикитов «Лось» 1 Устный опрос 1 Устный опрос 71 Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима» 1 Тестирование 72 Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография 1 Устный опрос 73 К. И. Чуковский «Путаница». 1 Устный опрос 74 К. И. Чуковский «Радость». 1 Устный опрос 75 К. И. Чуковский «Федорино горе» 1 Устный опрос 76 Работа с текстом. Л. Яхтин « Два приятеля» 1 Практическая работа 64 65 66 70 1 Контрольная работа 77 С. Я. Маршак «Кот и лодыри» 1 Устный опрос 78 С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» 1 Устный опрос 79 С. В. Михалков «Мой щенок». 1 Устный опрос 80 А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу». 1 Устный опрос 81 Работа с текстом. А. Тихонов «Сороки» 1 Практическая работа 82 А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». 1 Устный опрос 83 Н.Н. Носов «Затейники». 1 Устный опрос 84 Н. Н. Носов «Живая шляпа». 1 Устный опрос 85 Н. Н. Носов «Живая шляпа» 1 Устный опрос 86 Н. Н. Носов «На горке». 1 Устный опрос 87 Работа с текстом. Тексты по материалам энциклопедии для детей 1 Практическая работа 88 Разноцветные страницы. Скороговорки. 1 Устный опрос 89 Обобщение по разделу «Писатели – детям» 1 Тестирование 90 Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. В.В. Лунин «Я и Вовка» 1 Устный опрос 91 Работа с текстом. К. Ушинский « Играющие собаки» 1 Практическая работа 92 Н. Булгаков «Анна, не грусти!» 1 Устный опрос 93 Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». 1 Устный опрос 94 В. А. Осеева «Волшебное слово». 1 Устный опрос 95 В. А. Осеева «Хорошее». 1 Устный опрос 96 В. А. Осеева «Почему?» 1 Устный опрос 97 Работа с текстом. И. СоколовМикитов «На озере» 1 Практическая работа 98 Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша», В.Н. Орлов «На печи» Обобщение по разделу «Я и мои друзья». 1 Устный опрос 1 Тестирование Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая». 1 Устный опрос 101 Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» 1 Устный опрос 102 Работа с текстом. Е. Пермяк «Первая рыбка» 1 Практическая работа 103 А. А. Блок «На лугу». С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» 1 Устный опрос 104 Работа с текстом. И. Соколов Микитов « Поздней осенью» 1 Практическая работа 105 И. А. Бунин «Матери». А. Н. Плещеев «В бурю». 1 Устный опрос 106 Работа с текстом. С. Михалков "Не стоит благодарности" 1 Практическая работа 107 Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». 1 Устный опрос 108 С. Васильев «Белая берёза». 1 Устный опрос 109 Работа с текстом. Г. Цыферов « Жил на свете слоненок» 1 Практическая работа 110 Разноцветные страницы. И. Пивоварова. «Здравствуй…». Проверим себя и оценим свои достижения. 1 Тестирование 99 100 Практическая работа Знакомство с названием раздела. «Мозговая атака». Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Работа с текстом. В. Кологрив «В летнюю пору» 1 Устный опрос 1 Практическая работа 113 Б. В. Заходер. «Песенки Винни – Пуха» 1 Устный опрос 114 Э. Н. Успенский «Чебурашка». Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». Работа с текстом. С. Аксаков « Раз, сидя на окошке….» 1 Устный опрос 1 Практическая работа 116 Работа с текстом. Ш. Перро « Золушка» 1 Практическая работа 117 В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» Стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране». 1 Устный опрос 1 Устный опрос 119 Г. Б. Остер «Будем знакомы». 1 Устный опрос 120 Работа с текстом. Н. Юрцевич « Красавицей русских лесов…» 1 Практическая работа 121 В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». 1 Устный опрос 122 Работа с текстом. С. Юцзунь « Летними вечерами….» 1 Практическая работа 123 Разноцветные страницы. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» Литература зарубежных стран. Подготовка к проекту «Мой любимый писательсказочник» 1 Устный опрос 1 Устный опрос Американская («Бульдог по кличке Дог») и английские («Перчатки», «Храбрецы») народные песенки Работа с текстом. В. Танасийчук «Есть такая рыба….» 1 Устный опрос 1 Практическая работа 111 112 115 118 124 125 126 1 Устный опрос 128 Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Ш. Перро «Кот в сапогах». 1 Устный опрос 129 Ш. Перро «Кот в сапогах». 1 Устный опрос 130 Промежуточная аттестация. Контроль чтения 1 131 Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». 1 Устный опрос 132 Работа с текстом. В. Коржиков « Ранним утром…» 1 Практическая работа 133 Эни Хогарт «Мафин и паук». 1 Устный опрос 134 Работа с текстом. « Здравствуй, лето!» 1 Практическая работа 135 Сказки братьев Гримм 1 Устный опрос 136 Разноцветные страницы. К. Чуковский «Котауси и Мауси». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». 1 Устный опрос (викторина) 127 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 1 Контрольная работа 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации Поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурок https: //infourok.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивная доска Мультимедийный проектор