Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 учебного предмета "Литературное чтение" НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 класс Составитель: Смирнова Е.А. учитель начальных классов первая квалификационная категория 2022 г. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ». Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС приоритеты НОО), а также духовно-нравственного ориентирована развития, воспитания на и целевые социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены обще дидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной прочитанное жизни, эмоционально произведение. откликающегося Приобретённые на младшими прослушанное школьниками или знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); художественной — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг. Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова. Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого. Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др. Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по драматического произведения. Пьеса и сказка: выбору). Пьеса драматическое и как жанр эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание. Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно- иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность средствами в самостоятельной читательской деятельности, литературы, развитие познавательного интереса, саморазвитии активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: — осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться произведений; в нравственно-этических понятиях в контексте изученных — демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения; — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — различать художественные произведения и познавательные тексты; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; — характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора); — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; — составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы рассуждение), корректировать собственный речи (повествование, текст с описание, учётом правильности, выразительности письменной речи; — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений); — использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и программы Количество часов Виды деятельности тем всего контрольные практические работы работы 1.1. О Родине, героические 12 страницы истории 0 0 1.2. Фольклор (устное11 народное творчество) 1 0 1.3. Творчество А.С.Пушкина 12 0 0 1.4. Творчество И.А.Крылова 4 0 0 Виды, формы контроля Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Устный Родины для каждого из нас», объяснение своей опрос; позиции с приведением примеров из текстов,Тестирование; раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными произведениями; Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенныхУстный произведений малых жанров фольклора,опрос; определение жанра, объяснение и ответ на вопрос Тестирование; «К каким жанрам относятся эти тексты?», аргументация своего мнения; Слушание стихотворных произведений А. С. Устный Пушкина («Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей опрос; очарованье!», «Октябрь уж наступил…», «Туча»,Тестирование; «Гонимы вешними лучами…», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (по выбору), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?»; Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», удержание в памяти событий сказки, обсуждение сюжета; Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «СтрекозаУстный и Муравей», «Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. опрос; Хемницера «Стрекоза и муравей», Л. Н. ТолстойТестирование; «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.r u/ https://resh.edu.ru/ 1.5. Творчество М. Лермонтова Ю. 4 1 0 1.6. Литературная сказка 9 0 0 1.7. Картины природы в 7 творчестве поэтов и писателей ХIХ века 0 0 1.8. Творчество Толстого Н. 7 0 0 1.9. Картины природы в 6 творчестве поэтов и писателей XX века 0 0 Л. Слушание стихотворных произведений (не менее Устный трёх) М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…», опрос; «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! Люблю тебяТестирование; как сын…» и др. Контрольная работа Слушание и чтение литературных сказок.Устный Например, М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. опрос; Ершов «Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский Тестирование; «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков» Аленький цветочек», Е. Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»; Слушание лирических произведений, обсуждениеУстный эмоционального состояния при восприятии опрос; описанных картин природы, ответ на вопрос «КакоеТестирование; настроение создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А. Фета» Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь», «Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору); Слушание и чтение произведений Л. Н. ТолстогоУстный «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и опрос; водяной», «Русак», «Черепаха» и др.; Тестирование; https://resh.edu.ru/ Составление выставки книг на тему «КартиныУстный природы в произведениях поэтов ХIХ—ХХ веков»,опрос; написание краткого отзыва о самостоятельно Тестирование; прочитанном произведении по заданному образцу; https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1.10. Произведения о 12 животных и родной природе 0 0 1.11. Произведения о детях 13 0 0 1.12. Пьеса 5 0 0 1.13. Юмористические произведения 6 1 0 1.14. Зарубежная литература 8 1 0 1.15. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой Резервное время 7 1 0 13 Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный животных: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», опрос; «Капалуха», «Весенний остров», А. И. КупринТестирование; «Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (не менее двух произведений по выбору) Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра; Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный жизни детей в разное время: А. П. Чеховопрос; «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тестирование; Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (не менее трёх авторов); Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Устный Я. Маршак» Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц» опрос; Красная Шапочка» (одна по выбору); Чтение по Тестирование; ролям; Разговор перед чтением: обсуждение проблемного Устный вопроса «Какой текст является юмористическим?»; опрос; Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки», В. В. Тестирование; Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М. Контрольная Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова работа «Метро» (не менее двух произведений по выбору); Чтение литературных сказок зарубежных писателей Устный (по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь опрос; гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Тестирование; Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»; Контрольная работа Работа в парах: «чтение» информации, Устный представленной в схематическом виде, заполнение опрос; схемы; Поиск информации в справочной Тестирование; литературе, работа с различными периодическими Контрольная изданиями: газетами и журналами для детей; работа https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 136 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. Количество часов Виды, формы всего контрольные практические контроля работы работы 0 0 О Родине, героические 1 Устный страницы истории. Наше Отечество, образ опрос; родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина, Н. М.Языкова, С. Т. Романовского, А. Т.Твардовского, С. Д.Дрожжина, В. М. Пескова и др.). 0 0 О Родине, героические страницы истории.1 Устный Представление о проявлении любви к опрос; родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, народов России). 0 0 О Родине, героические страницы истории.1 Устный Знакомство с культурно-историческим опрос; наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору) 0 0 О Родине, героические страницы истории.1 Устный Отражение нравственной идеи: любовь к опрос; Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. 0 0 О Родине, героические страницы истории.1 Устный Осознание понятий: поступок, подвиг. опрос; Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны 6. О Родине, героические страницы истории.1 Образ героев. Исторические страницы России. 0 0 Устный опрос; 7. О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Сравнение текстов, героев 0 0 Устный опрос; 8. О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок 0 0 Устный опрос; 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок О Родине, героические страницы истории.1 Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Структура текста. ПланПересказ. Фольклор (устное народное творчество). 1 Фольклор как народная духовная культура. Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Фольклор (устное народное творчество) 1 Понимание культурного значения фольклора для появления художественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора. Фольклор (устное народное творчество) 1 Сказочники. Собиратели фольклора (А. Н.Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Фольклор (устное народное творчество). 1 Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты) Фольклор (устное народное творчество). 1 Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 18. Фольклор (устное народное творчество) 1 Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М.Васнецова 0 0 Устный опрос; 19. Фольклор (устное народное творчество) 1 Фольклор как народная духовная культура. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М. Васнецова Фольклор (устное народное творчество) 1 Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В.М.Васнецова Фольклор (устное народное творчество) 1 Смысл и задачи фольклорных произведений Фольклор (устное народное творчество) 1 Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий. Иллюстрирование 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 23. Фольклор (устное народное творчество) 1 Классификация фольклорных жанров. Контрольная работа за 1 четверть 1 0 Устный опрос; Контрольная работа 24. Творчество А.С. Пушкина. Картины1 природы в лирических произведениях А.С. Пушкина. Творчество А.С. Пушкина Углубление1 представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Творчество А.С. Пушкина. Расширение 1 представления о литературных сказках А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки 0 0 Устный опрос; 20. 21. 22. 25. 26. Творчество А.С. Пушкина Расширение 1 представления о литературных сказках А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Выборочный пересказ Творчество А.С. Пушкина Описание 1 героев. Характеристика. Отношение автора к героям. Творчество А.С. Пушкина. Смысл сказки. 1 Повторы. Метафоры, другие средства выразительности Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Различные виды плана Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Тема. Идея. Заголовок Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1 основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Иллюстрации. Авторы иллюстраций 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 36. Творчество И.А. Крылова Представление о 1 басне как лиро-эпическом жанре. 0 0 Устный опрос; 37. Творчество И. А. Крылова. Расширение 1 круга чтения басен на примере произведений А.И. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого и других баснописцев. 0 0 Устный опрос; 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Творчество И.А. Крылова Басни 1 стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях Творчество И.А. Крылова Басни 1 стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1 произведения М.Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Творчество М.Ю. Лермонтова Строфа 1 как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1 произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ лексики Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1 произведения М.Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения Контрольная работа за 2 четвертью 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 1 0 Устный опрос; Контрольная работа; 44. Литературная сказка. Тематика авторских1 стихотворных сказок 0 0 Устный опрос; 45. Литературная сказка. Тематика авторских1 стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). 0 0 Устный опрос; 46. Литературная сказка. Расширение 1 представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). 0 0 Устный опрос; 47. Литературная сказка. Расширение 1 представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Литературная сказка. Расширение 1 представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —особенность авторской сказки. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 38. 39. 40. 41. 42. 43. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Литературная сказка. Расширение 1 представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности Литературная сказка. Тематика авторских1 стихотворных сказок. Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности Литературная сказка. Тематика авторских1 стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности Литературная сказка. Тематика авторских1 стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Анализ текста. Иллюстрации. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов Х IХ века: В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, Н. А. Некрасов. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей Х IХ века. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХIХ века. Представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 60. Творчество Л.Н. Толстого Расширение 1 представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль. 0 0 Устный опрос; 61. Творчество Л.Н. Толстого первоначальное1 представление о повести как эпическом жанре. Творчество Л.Н. Толстого Значение1 реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Творчество Л.Н. Толстого Углубление1 представлений об особенностях художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л. Н. Толстого Творчество Л.Н. Толстого Заголовок1 Содержание произведения. План Творчество Л.Н. Толстого Виды рассказа 1 рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию Творчество Л.Н. Толстого Анализ героев. 1 Читатель, автор, герой 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 0 0 Устный опрос; Устный опрос; 0 0 56. 57. 58. 59. 62. 63. 64. 65. 66. Устный опрос; Тестирование; 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов. План-Пересказ Картины природы в творчестве поэтов и1 писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов. Лексики Произведения о животных и родной1 природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 0 0 Устный опрос; Произведения о животных и родной1 природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А.И.Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.Пришвина Произведения о животных и родной1 природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А.И.Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.Пришвина. составление разных видов плана Произведения о животных и родной1 природе. Расширение круга чтения. Любимые произведения. Аннотации. Рассказ Произведения о животных и родной1 природе. Иллюстрации и репродукции. Описание Произведения о животных и родной1 природе. Анализ и сравнение текстов (герои, сюжет) А.И.Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина Произведения о животных и родной1 природе. Тема, основная мысль (идея). Заголовок. Характеристика героев. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 80. Произведения о животных и природе. Автор, герой, читатель родной1 0 0 Устный опрос; 81. Произведения о животных и родной1 природе. Разные виды пересказа, цель, структура 0 0 Устный опрос; 82. Произведения о животных и родной1 природе. Литературный герой, персонаж, характер Произведения о животных и родной1 природе. Эпизод, смысловые части Композиция. Иллюстрации Произведения о животных и родной1 природе. Тема охраны природы в произведениях. Смысл. Нравственные ценности 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 74. 75. 76. 77. 78. 79. 83. 84. Произведения о детях. Расширение1 тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере содержания произведений А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г.Гарина-Михайловского и др. Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика, сюжет Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Рассказ о героев. Построение высказывания. Анализ Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, поведение, поступки героев. Номинативный план. Вопросный план Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Характеристика героев, описание Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Прогнозирование по заголовку Произведения о детях. Портреты героев.1 Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте. Выборочное чтение 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 92. Произведения о детях. Последовательность событий Сюжет.1 0 0 Устный опрос; 93. Произведения о детях. Эпизод, смысловые1 части. Композиция 0 0 Устный опрос; 94. Произведения о детях. Упражнение в1 составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению 0 0 Устный опрос; 95. Произведения о детях. Словесный портрет1 героя как его характеристика. Подробное и краткое описание на основе текста. Произведения о детях. Составление 1 вопросов по тексту. Главная и второстепенная информация 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 96. Произведения о детях. Произведений о1 детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1 пьесой-сказкой. 0 0 Устный опрос; Тестирование; 0 0 Устный опрос; Пьеса. Пьеса —произведение литературы и 1 театрального искусства. 100. Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1 пьесой-сказкой. 101. Пьеса. Понятия: пьеса, действие, 1 персонажи, диалог, ремарка, реплика 102. Пьеса. Анализ действующих лиц,1 обсуждение проблем. Структура пьесы. Особенности 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Тестирование; 103. Юмористические произведения.1 Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В.Ю.Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина, М.Зощенко. 0 0 Устный опрос; 104. Юмористические произведения. Герои1 юмористических Произведений. Характеристика, описание. Анализ 105. Юмористические произведения. Средства1 выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 106. Юмористические произведения. Понятие 1 юмора. Юмор в жизни и произведениях художественной литературы 0 0 Устный опрос; 107. Юмористические произведения. Слушание 1 и чтение художественных произведений. Высказывание о проблемах и вопросах. 0 0 Устный опрос; 108. Юмористические произведения.1 Прогнозирование по заголовку. Составление текстов. Анализ лексики 1 0 109. Зарубежная литература. Расширение круга 1 чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К.Андерсена, братьев Гримм. 110. Зарубежная литература. приключенческая1 литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена 111. Зарубежная литература. Особенности 1 приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели 0 0 Устный опрос; Тестирование; Контрольная работа Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 97. 98. 99. 112. Зарубежная литература Обмен мнениями 1 по сюжету произведений. Структура высказывания рассуждение, описание, повествование) 113. Зарубежная литература. Тема. Идея. 1 Заголовок. Содержание произведения Эпизод, смысловые части. Анализ текста 114. Зарубежная литература. Работа с текстом1 произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев 115. Зарубежная литература. Средства1 художественной выразительности. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 116. Зарубежная литература. Работа с текстовой1 и иллюстративной информацией. Контрольная работа за 3 четвтерть 1 0 117. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой) 118. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. 119. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Очерк как повествование о реальном событии. 120. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. 0 0 Устный опрос; Контрольная работа; Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 121. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Работа с источниками периодической печати 0 0 Устный опрос; 122. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Задачи библиографической литературы 123. Библиографическая культура (работа с 1 детской книгой и справочной литературой). Создание выставки библиографий. Устное высказывание. 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; Тестирование; 124. О Родине, героические страницы истории.1 Произведение о Родине. Резервный час 0 0 Устный опрос; 125. О Родине, героические страницы истории.1 Подготовка информации о малой родине. Чтение текстов об историческом прошлом Резервный час 0 0 Устный опрос; 126. О Родине, героические страницы истории.1 Образ героев. Подготовка устных высказываний. Резервный час 0 0 Устный опрос; 127. Творчество великих поэтов и писателей. 1 Вспоминаем Резервный час 0 0 Устный опрос; 128. Творчество великих поэтов и писателей. 1 Любимые стихи. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Резервный час 0 0 Устный опрос; 129. Творчество великих потов и писателей. 1 Композиция. Ритм. Рифма. Строфа. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Резервный час 0 0 Устный опрос; 130. Творчество великих потов и писателей. 1 Произведения любимых писателей. Составление устных высказываний. Аргументирование. Резервный час 0 0 Устный опрос; 131. По страницам любимых книг. Организация 1 выставки. Аннотация. Устное высказывание. Резервный час 0 0 Устный опрос; 132. По страницам любимых книг.1 Иллюстрирование. Работа с репродукциями. Художники и музыканты в литературе. Резервный час 0 0 Устный опрос; 133. По страницам любимых книг. Читательский 1 дневник. Смысл. Структура. Резервный час 0 0 Устный опрос; 134. По страницам любимых книг. Выборочное 1 чтение. Аннотация. Итоговая Контрольная работа 1 0 135. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1 Анализ творчества и биографии авторов. Подготовка устного выступления. Резервный час 0 0 Устный опрос; Контрольная работа Устный опрос; 136. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1 Читательский дневник. Читательский опыт. Смысл задачи. Формирование нравственных качеств. Резервный час 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОГРАММЕ 5 0 ЧАСОВ ПО136 Устный опрос; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И.; под редакцией Виноградовой Н.Ф., Литературное чтение (в 3 частях). Учебник. 4 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации, поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурокhttps://infourok.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Цифровые образовательные ресурсы Компакт-диск «Искусство древнего мира» Компакт-диск «Комната сказок» Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна неожиданностей» Компакт-диск «Путешествие в прекрасное» Компакт-диск «Сказка про сказку» Компакт-диск «Мифы Древней Греции» Демонстрационные наглядные пособия Таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс» Портреты писателей ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивн ая доска Мультимеди йный проектор Колонки