2 класс изо АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ « Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30"мая 2022 г. № 106-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 класс

Составитель
Мороз С.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по
предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ
«Южная СОШ»
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки
получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом
психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной
категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные
нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы,
препятствующие освоению программы в полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной
степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность
поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в
жизни людей.

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое
значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и
анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной
учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в
понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки,
но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой
работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и
эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности
и
технически
доступным
разнообразием
художественных
материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной
художественной деятельности, в процессе практического решения художественнотворческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8
лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных
качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для
детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и
в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание
предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего
образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех
модулей во 2 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его
изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю,
всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного
рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов,
приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа:
сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения
пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части
предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и
анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое
рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового
цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное,
плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной
краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и
отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность
цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по
выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или
женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам
выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский
петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики
движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой,
неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки,
паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов;
филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с
учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и
мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.

Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты
складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания
геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и
наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например,
гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко
выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного
персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их
конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными
произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё,
резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в
природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В.
Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина).
Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом
графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами.
Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка
и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы
«Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жарптицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;

интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных
традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению
чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы.
Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности
и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к
их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному
наследию.
Ценности
познавательной
деятельности воспитываются
как
эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей
среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство,
творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения
сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу —
обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять
её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными
материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких
графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения
линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как
необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать
умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские
впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение
его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка,
осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и
прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью,
навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы
прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков
составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных
красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и
холодные оттенки цвета.

Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный;
цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман,
грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи
разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые
и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами
удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных
промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях
выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам
традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская,
дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной
формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе,
воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки,
роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными
произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или
вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек,
созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская,
абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в
художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах
иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я.
Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и
выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают
о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных
персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования
предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета
сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям
в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных
героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и
внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру
героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»

Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в
них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств
художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также
потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений
декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и
роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных
художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов
(В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи
западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога,
К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И.
И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина
(и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint
(или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе
Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники —
карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции
(например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение
объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ_____________________________________

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количе
ство
часов

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.1. Ритм линий. Выразительность линии.
Художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства.
Развитие навыков линейного рисунка.

1

Учиться понимать свойства линейного Устный
ритма и ритмическую организацию
опрос.
изображения.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/

1.2. Пастель и мелки — особенности и
выразительные свойства графических
материалов, приёмы работы.

0.5

Осваивать приёмы работы
графическими материалами и навыки
линейного рисунка.
Осваивать приёмы работы и учиться
понимать особенности художественных
материалов — пастели и мелков.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

1.3. Ритм пятен: знакомство с основами
композиции.
Расположение пятна на плоскости
листа: сгущение, разброс, доминанта,
равновесие, спокойствие и движение.

0.5

Исследовать (в игровой форме)
изменение содержания
изображения в зависимости от
изменения расположения пятен на
плоскости листа.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

1.4. Пропорции — соотношение частей
и целого. Развитие аналитических
навыков сравнения пропорций.
Выразительные свойства пропорций.
Рисунки различных птиц.

1

Осваивать навык внимательного
разглядывания объекта.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

1.5. Рисунок с натуры простого предмета.

1

Осваивать последовательность
этапов ведения рисунка с натуры.

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

1.6. Расположение предмета на листе бумаги. 1
Определение формы предмета.
Соотношение частей предмета. Светлые
и тёмные части предмета, тень под
предметом. Штриховка. Умение
внимательно рассматривать и
анализировать форму
натурного предмета.

Осваивать последовательность
этапов ведения рисунка с натуры.
Приобретать и тренировать навык
штриховки.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

1.7. Рисунок животного с активным
выражением его характера.
Аналитическое рассматривание
графики, произведений, созданных в
анималистическом жанре.

1

Осваивать приёмы работы
графическими материалами и
навыки линейного рисунка.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Итого по модулю 1
2.1. Цвета основные и составные. Развитие
навыков смешивания красок и
получения нового цвета.

6
0.5

Осваивать навыки работы с цветом,
смешение красок и их наложения.
Узнавать названия основных и
составных цветов

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.2. Приёмы работы гуашью. Разный
характер мазков и движений
кистью.

0.5

Осваивать особенности и
выразительные возможности работы
кроющей краской «гуашь»

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.3. Пастозное, плотное и прозрачное
нанесение краски.

1

Приобретать опыт работы акварелью и Практическая
понимать особенности работы
работа
прозрачной краской

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.4. Акварель и её свойства. Акварельные
кисти. Приёмы работы акварелью.

1

Приобретать опыт работы акварелью и Устный
понимать особенности работы
опрос.
прозрачной краской.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.5. Цвета тёплый и холодный (цветовой
контраст).

1

2.6. Цвета тёмный и светлый (тональные
отношения).

2.7. Затемнение цвета с помощью тёмной
краски и разбеление цвета.
Эмоциональная выразительность
цветовых состояний и отношений.

Узнавать и различать тёплый и
холодный цвета.; Узнавать о
делении цвета на тёплый и
холодный

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

0.5

Осваивать смешение цветных красок с Практическая
белой и с чёрной для изменения их
работа
тона.

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

0.5

Осваивать смешение цветных красок с
белой и с чёрной для изменения их
тона.
Выполнить пейзажи, передающие
разные состояния погоды (туман,
гроза, солнце и др.) на основе
изменения тонального звучания цвета.

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Устный
опрос.
Практическая
работа

2.8. Цвет открытый — звонкий и цвет
приглушённый — тихий.
Эмоциональная выразительность
цвета.

1

Осваивать эмоциональное звучание
цвета: цвет звонкий, яркий, глухой.
Приобретать навыки работы с
цветом.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.9. Изображение природы (моря) в разных
контрастных
состояниях погоды и соответствующих
цветовых состояниях (туман, нежное
утро, гроза, буря, ветер; по выбору
учителя).

1

Выполнить пейзажи, передающие
разные состояния погоды (туман,
гроза, солнце и др.) на основе
изменения тонального звучания цвета.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.10. Произведения художника-мариниста И.
К. Айвазовского.

1

Запоминать и узнавать известные
картины художника И. К.
Айвазовского.

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

2.11. Изображение сказочного персонажа с
ярко выраженным характером.
Образ мужской или женский.

1

Выполнить красками рисунки
контрастных сказочных персонажей,
показывая в изображении их характер
(добрый или злой, нежный или
грозный и т. п.).

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Итого по модулю 2
3.1. Лепка из пластилина или глины
игрушки — сказочного животного по
мотивам выбранного народного
художественного промысла:
филимоновская, дымковская,
каргопольска игрушки (и другие по
выбору учителя с учётом местных
промыслов).

9
1

Выполнить задание: лепка фигурки
сказочного зверя по мотивам
традиций выбранного промысла.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

3.2. Способ лепки в соответствии с
традициями промысла.

1

Осваивать приёмы и
последовательность лепки игрушки в
традициях выбранного промысла.

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

3.3. Лепка из пластилина или глины
животных с передачей характерной
пластики движения. Соблюдение
цельности формы, её преобразование
и добавление деталей

1

Осваивать приёмы передачи
движения и разного характера
движений в лепке из пластилина.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Сравнивать, сопоставлять
природные явления — узоры (капли,
снежинки, паутинки, роса на листьях
и др.) с рукотворными
произведениями декоративноприкладного искусства (кружево,
шитьё и др.).

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

3
Итого по модулю 3
4.1. Наблюдение узоров в природе (на основе 1
фотографий в
условиях урока): снежинки, паутинки,
роса на листьях и др. Сопоставление с
орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства
(кружево, вышивка, ювелирные изделия
и т. д.).
4.2. Рисунок геометрического орнамента
кружева или вышивки.

1

Выполнить эскиз геометрического
орнамента кружева или вышивки на
основе природных мотивов.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

4.3. Декоративная композиция. Ритм
пятен в декоративной аппликации.

1

Знакомиться и рассматривать
традиционные народные
украшения.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

4.4. Декоративные изображения животных в 1
игрушках народных промыслов:
филимоновский олень, дымковский петух,
каргопольский Полкан (по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Поделки из подручных нехудожественных
материалов.

Рассматривать, анализировать,
сравнивать украшения человека на
примерах иллюстраций к народным
сказкам, когда украшения не только
соответствуют народным
традициям, но и выражают
характер персонажа.
Выполнять красками рисунки
украшений народных былинных
персонажей

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

4.5. Декор одежды человека. Разнообразие
украшений.
Традиционные (исторические,
народные) женские и мужские
украшения.

0.5

Знакомиться и рассматривать
традиционные народные
украшения.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

4.6. Назначение украшений и их значение в
жизни людей.

0.5

Знакомиться и рассматривать
традиционные народные
украшения.
Выполнять красками рисунки
украшений народных былинных
персонажей

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Осваивать приёмы создания объёмных
предметов из бумаги. Осваивать
приёмы объёмного декорирования
предметов из бумаги.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

5
Итого по модулю 4
5.1. Конструирование из бумаги. Приёмы 1
работы
с
полосой
бумаги, разные варианты складывания,
закручивания,
надрезания.
Макетирование
пространства детской площадки.

5.2. Построение игрового сказочного города
1
из бумаги на основе сворачивания
геометрических тел —
параллелепипедов разной высоты,
цилиндров с прорезями и наклейками;
приёмы завивания, скручивания и
складывания полоски бумаги (например,
гармошкой).

Макетировать из бумаги
пространство сказочного
игрушечного города или
детскую площадку.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

5.3. Образ здания. Памятники
отечественной и
западноевропейской архитектуры с
ярко выраженным характером
здания.

1

Развивать эмоциональное
восприятие архитектурных
построек.
Рассуждать, объяснять связь образа
здания с его
конструкцией и декором.
Рассматривать, исследовать,
характеризовать конструкцию
архитектурных построек (по
фотографиям в условиях урока).

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

5.4. Рисунок дома для доброго и злого
сказочных персонажей (иллюстрация
сказки по выбору учителя).

1

Приводить примеры жилищ разных
сказочных героев в
иллюстрациях известных художников
детской книги.
Выполнять творческие рисунки зданий
(по воображению и представлению, на
основе просмотренных материалов) для
сказочных героев с разным характером,
например, для добрых и злых
волшебников

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Итого по модулю 5

4

6.1. Восприятие произведений детского
творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских
работ.

1

Рассматривать, анализировать детские
рисунки с точки зрения содержания,
сюжета, настроения, расположения на
листе, цвета и других средств
художественной выразительности и в
соответствии с учебной задачей,
поставленной учителем.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

6.2. Художественное наблюдение
окружающей природы и красивых
природных деталей; анализ их
конструкции и эмоционального
воздействия. Сопоставление их с
рукотворными произведениями.

1

Развивать потребность и
осваивать умения вести
эстетические наблюдения
явлений природы.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

6.3. Восприятие орнаментальных
произведений декоративноприкладного искусства (кружево,
шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.).

0.5

Приобретать опыт эстетического
наблюдения
и художественного анализа
произведений декоративноприкладного искусства (кружево,
шитьё, резьба и роспись по дереву,
роспись по ткани и др.), их
орнаментальной организации.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

6.4. Произведения живописи с активным
выражением цветового состояния в
погоде.

0.5

Анализировать структуру, цветовое
состояние, ритмическую организацию
наблюдаемого природного явления.

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

6.5. Произведения пейзажистов И. И.
Левитана, И. И. Шишкина, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова.

0.5

Запоминать имена художников И.
И. Левитана, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского, А. И. Куиндж

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

6.6. Произведения анималистического жанра 0.5
в графике: В. В.
Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре:
В. В. Ватагин. Наблюдение за
животными с точки зрения их
пропорций, характера движений,
пластики.

Итого по модулю 6
7.1. Компьютерные средства изображения.
Виды линий (в программе Paint или в
другом графическом редакторе).

4
0.5

7.2. Компьютерные средства изображения.
Работа с
геометрическими фигурами.
Трансформация и копирование
геометрических фигур в программе
Paint.

0.5

Приобретать опыт восприятия,
эстетического анализа
произведений отечественных
художников-пейзажистов: И. И.
Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова (и других по
выбору учителя); художникованималистов: В. В. Ватагина, Е. И.
Чарушина; художников В. Ван Гога, К.
Моне, А. Матисса (и других по выбору
учителя).

Устный
опрос.
Практическая
работа;

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Осваивать возможности изображения
с помощью разных видов линий в
программе Paint (или в другом
графическом редакторе).

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Осваивать приёмы трансформации,
копирования геометрических фигур в
программе Paint и построения из них
простых рисунков или орнаментов.

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

7.3. Освоение инструментов
традиционного рисования
(карандаш, кисточка, ластик и др.) в
программе Paint на основе простых
сюжетов (например, «Образ дерева»).

0.5

Осваивать в компьютерном редакторе
(например, Paint) художественные
инструменты и создавать простые
рисунки или композиции (например,
«Образ дерева»).

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

7.4. Освоение инструментов традиционного
рисования в
программе Paint на основе темы
«Тёплые и холодные цвета».

0.5

Создавать в программе Paint цветные
рисунки с наглядным контрастом
тёплых и холодных цветов (например,
«Костёр в синей ночи» или «Перо жарптицы»).

Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

7.5. Художественная фотография.
Расположение объекта в кадре.
Масштаб. Доминанта. Обсуждение в
условиях урока
ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

1

Осваивать композиционное
построение кадра при
фотографировании.
Участвовать в обсуждении
композиционного построения кадра
фотографии

Устный
опрос.
Практическая
работа

РЭШ
https://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Итого по модулю 7

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контроль
ные
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Введение в предмет. Все дети
любят рисовать.

1

Устный опрос.
Практическая работа

2.

«Цветочная поляна». Три
основных цвета.

1

Устный опрос.
Практическая работа

3.

«Радуга на грозовом небе».
Пять красок – богатство цвета
и тона: гуашь.
Общее знакомство с
художественными
промыслами.
«Осенний лес».
Выразительные возможности
других материалов
(графические: пастель, мелки).
«Графика зимнего леса».
Выразительные возможности
графических материалов.
«Звери в лесу».
Выразительные возможности
материалов для работы в
объёме.

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.
12.

13.

Филимоновская игрушка.
«Игровая площадка» для
вылепленных зверей.
Выразительные возможности
бумаги.
«Наши друзья: птицы».
Рисунок птицы (ворона,
журавль, голубь, петух и др.) с
живой натуры, чучела или
таблицы. Изображение и
реальность.
«Сказочная птица».
Изображение и фантазия.
«Узоры и паутины»
Украшение и реальность,
украшения в природе
«Обитатели подводного
мира». Украшение и
реальность

14.
15.
16.

17.

18.

19.

20.

«Кружевные узоры».
Украшение и фантазия.
«Подводный мир». Постройка
и реальность.
Знакомство с народным
керамическим промыслом
(гжель).
«Четвероногий герой».
Выражение характера
изображаемых животных.
Живопись
Сказочный мужской образ.
Выражение характера
человека в изображении
(«Весёлый и грустный
клоуны»)
Женский образ русских
сказок. Выражение характера
человека в изображении
Знакомство с технологией
росписи золотыми красками
(хохлома).

1

Устный опрос
Практическая работа

1

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

1

Устный опрос.
Практическая работа

21.

«С чего начинается Родина?»
Природа в разных состояниях.

1

Устный опрос.
Практическая работа

22.

Русская народная одежда.

1

Устный опрос.
Практическая работа

23.

«Морозные узоры».
Украшение и реальность.

1

Практическая работа

24.

«Флот Салтана и флот
пиратов». Выражение
намерений через украшения.

1

Практическая работа

25.

«Замок Снежной Королевы».
Дом для сказочных героев.

1

Практическая работа

26.

Ты - художник. Дымковская
игрушка. Лепка

1

Практическая работа

27.

«Огонь в ночи» («Перо жарптицы»). Цвет как средство
выражения: «тёплые» и
«холодные» цвета.

1

Практическая работа

28.

«Мозаика». Цвет как средство 1
выражения: «тихие» (глухие) и
«звонкие» цвета («Весенняя
земля»).

Практическая работа

29.

Графические упражнения.
Линия как средство
выражения. Характер линий

1

Практическая работа

30.

«Дерево». Линия, как средство 1
выражения. Характер линий.

Практическая работа

31.

«Птицы». Ритм пятен как
средство выражения.

1

Практическая работа

32.

1
«Поле цветов». Ритм цвета,
пятен как средство
выражения. Живопись (или
оригами, цветная аппликация).

Практическая работа

33.

Промежуточная аттестация

1

Выставка рисунков.
Проект

34.

«Птицы». Пропорция как
средство художественной
выразительности. Пропорции
и характер (бумажная
пластика или лепка).

1

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурок https://infourok. ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- интерактивная доска
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты
(основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- интерактивная доска
- затемнение на окна
- наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия
– геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты
(основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».