Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 учебного предмета "Технология" НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 класс Составитель Стягайло А. В. учитель начальных классов 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету «Технология» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ». Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету. В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов. В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей. Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника. На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» в 3 классе — 34 часа (по 1 часу в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Технологии, профессии и производства Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). 2. Технологии ручной обработки материалов Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. 3. Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). 4. Информационно-коммуникативные технологии Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD). Работа с текстовым редактором MicrosoftWord или другим. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертёж/эскиз развёртки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. Работа с информацией: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки; выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и программы Количество часов тем всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, контроля формы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА .1. .2. 1Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса 0.5 0 0.5 Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление); https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства 1.5 0 1.5 Использовать свойства материалов при работе над изделиями; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Современные 1 0 1 Изучать Устный https://resh.edu.ru/ .3. .4. .5. производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; опрос; Практическаяработа; 1Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению 0.5 0 0.5 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление) 0.5 0 0.5 Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; представление); .6. .7. .8. .9. 1Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека 1 0 1 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.) 1 0 1 Соблюдать правила безопасной работы, выбор инструментов и приспособлений в зависимости от технологии изготавливаемых изделий; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего 1 0 1 Соблюдать правила безопасной работы, выбор инструментов и приспособлений в зависимости от технологии изготавливаемых изделий; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 1Элементарная творческая и проектная деятельность. 0.5 0 0.5 Самостоятельно организовывать Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики .10. 1Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый) 0.5 Итого по модулю 0 0.5 рабочее место в зависимости от вида работы и выбранных материалов; Практическаяработа; Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы и выбранных материалов; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 8 Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ .1. .2. 2Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов 1 1 0 Выбирать материал в зависимости от назначения изделия; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.) 1 0 1 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; .3. 2Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия 1 0 1 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; .4. .5. 2Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило, и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования 1 0 1 Применять правила рационального и безопасного использования инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.); https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание 1 0 1 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Биговка (рицовка) .6. 2Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; 1 0 1 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; .7. 2Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.) 1 0 1 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; .8. .9. .10 2Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия 0.25 0 0.25 Читать простейшие чертежи развёрток, схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданному чертежу под руководством учителя; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз 0.25 0 0.25 Выбирать материалы в соответствии с заданными критериями к выполненным простейшим чертежам, эскизам, наброскам; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Выполнение измерений, расчётов, несложных построений 0.5 0 0.5 Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; образец, эскиз или технический рисунок. Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; .11. .12. .13. 2Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом 1 0 1 Применять правила рационального и безопасного использования инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.); https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Технология обработки текстильных материалов 0 0 0 Понимать технологию обработки текстильных материалов; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; 2Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий 0.25 0 0.25 Определять и различать ткани, трикотаж, нетканое полотно. Знать особенности строения ткани, трикотажа, нетканого https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; полотна; 2Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или вариантов строчки петельного стежка для соединения деталей изделия и отделки 0 0 0 Подбирать ручные строчки (варианты строчки прямого и косого стежков) для сшивания и отделки изделий; .15. 2Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями) 0.25 0 0.25 опрос, https://resh.edu.ru/ Выполнять простейший Устный практическая работа ремонт изделий (пришивание пуговиц); .16. 2Изготовление швейных изделий из нескольких деталей 0.25 0 0.25 Определять и различать ткани, трикотаж, нетканое полотно. Знать особенности строения ткани, трикотажа, нетканого полотна; Подбирать текстильные материалы в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа 2Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в 0.25 0 0.25 Подбирать текстильные материалы соответствии замыслом, Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа .14. .17. в с https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Практическаяработа; одном изделии особенностями конструкции изделия; Итого по модулю 10 Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ .1. .2. .3. 3Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным) 4 0 4 Конструировать и моделировать изделия из наборов«Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным); 3Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции 3 1 2 опрос; https://resh.edu.ru/ Использовать виды Устный практическая работа соединения деталей конструкции — подвижное и неподвижное, различать способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции; 3Создание простых макетов и моделей архитектурных 2 0 2 Создавать простые макеты и модели архитектурных Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа сооружений, технических устройств, бытовых конструкций .4. .5. .6. сооружений, технических устройств, бытовых конструкций; 3Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований) 1 0 1 Дорабатывать конструкции (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований); Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа 3Использование измерений и построений для решения практических задач 1 0 1 Использовать измерения и построения для решения практических задач; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа 3Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот) 1 0 1 Решать задачи на трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот); Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа Различать основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа Итого по модулю 12 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ .1. 4Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение 1.25 0 1.25 и передача информации .2. .3. .4. .5. 4Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. 0.75 0 0.75 опрос; https://resh.edu.ru/ Различать, сравнивать Устный практическая работа источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.; 4Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации 1 0 1 Понимать значение ИКТ в жизни современного человека; 4Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD) 0.5 0 0.5 опрос; https://resh.edu.ru/ Различать, сравнивать Устный практическая работа источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.; 4Работа с текстовым редактором MicrosoftWord или другим 0.5 0 0.5 опрос; https://resh.edu.ru/ Осваивать правила Устный практическая работа набора текста, работу с программой MicrosoftWord (или другой), понимать её Устный опрос; https://resh.edu.ru/ практическая работа назначение. Создавать и сохранять документ в программе MicrosoftWord (или другой), форматировать (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) и печатать документ; Итого по модулю ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 34 2 32 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов все го контрольные работы практические работы Дата Виды, формы изучения контроля Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека. Устный опрос; Практическая работа; Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. 1 1 0 Контрольная работа; Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Элементарная творческая проектная деятельность. и Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). 0. 1. Выбор материалов декоративнохудожественным по их и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. 2. 3. 4. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др ), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Изготовление объёмных изделий из развёрток. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Чтение простого развёртки деталей 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Преобразование несложных форм. 5. 6. и развёрток построение чертежа/эскиза изделия. Разметка с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. 7. 8. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Технология обработки текстильных материалов. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др ) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии 9. Конструирование изделий из различных материалов 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 0. Моделирование изделий из различных материалов 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Конструирование изделий из деталей наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1. функциональным, декоративнохудожественным) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Моделирование изделий из деталей наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор» 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Использование подвижного и неподвижного соединения деталей в изделиях из деталей набора «Конструктор» 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Жёсткость и устойчивость конструкции. 1 1 0 Контрольная работа; Создание простых макетов архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Создание простых моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Использование измерений и построений для решения практических задач 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 0. 1. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Современный информационный мир. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Сохранение и передача информации. Информационные технологии. 2. 3. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. 4. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD) Работа с текстовым редактором MicrosoftWord или другим. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 3 2 32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология, 3 класс/Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие с поурочными разработками ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения, Альбомы демонстрационного и раздаточного материала, Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (пол возможности), Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы), Слайды (диапозитивы) по основным темам курса, Действующие модели механизмов,Объёмные модели геометрических фигур. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения, Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.