3 класс л.чтение АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от от "30"мая 2022 г. № 106-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета
«Литературное чтение»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 класс

выс

Составитель:
Фауст И.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория

2022 г.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по
предмету «Литературное
соответствии
образовательного

с

чтение»

требованиями
стандарта

в

3

классе

Федерального

начального

составлена

в

государственного

общего

образования

обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ
«Южная СОШ».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего
образования

обучающимися

с

ЗПР

пролонгируются

с

учетом

психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития
данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по
основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных
по отношению к основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство
чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а
так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со
стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном
объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы
должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп
либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,

умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или
иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в
целом.

Произвольность,

деятельности,

как

самоконтроль,

правило,

саморегуляция

сформированы

в

недостаточно.

поведении

и

Обучаемость

удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения,
связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с
нарушением эмоциональной регуляции, гиперреактивностью
.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3
класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения

программы

начального общего образования Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее —
ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной
программе воспитания.
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

"ЛИТЕРАТУРНОЕ

ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового
умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения,
читательской

грамотности

эмоционального,

и

закладывает

духовно-нравственного

основы

развития

интеллектуального,
младших

речевого,

школьников.

Курс

«Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы,
обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого
направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствие

возрастным

возможностям

и

особенностям

восприятия

младшим

школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов
России,

отдельных произведений выдающихся представителей

мировой

детской

литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоциональноэстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей.
При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными
произведениями

детской литературы, а

также

перспективы

изучения

предмета

«Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета
«Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,

обеспечивающих

формирование

функциональной

литературной

грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в
начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт
решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного
чтения и решением следующих задач:



формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;



достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;



осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;



первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;



овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы,
поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи);
литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея;
заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение
(ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);



овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений
литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине,
сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи,
нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков.
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине,
гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм,
логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора
(пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору).

Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика,
нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной
речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений.
Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных
правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности
сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные
помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.
М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич).
Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание
картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный
песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин:
язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где
жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как
героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие
слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин
как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические
произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору,
например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения,
структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения
сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть
свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский
баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности
языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические
произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в
произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А.

Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства,
вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях
лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение
Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение
средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства
(тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого:
сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование:
связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция):
начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные
виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текстаописания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг
чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М.
Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с
животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее
четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина,

С. В.

Образцова,

В. Л.

Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа:

тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание
интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские
судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного
произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера.
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей,
дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета,
отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в
военное время.
Юмористические

произведения. Комичность

как

основа

сюжета.

Герой

юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического

содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух
произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору):
литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж.
Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о
животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я.
Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая

культура

(работа

с

детской

книгой

и

справочной

литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание
важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата
издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного
читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси,
знакомство с рукописными книгами.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются

в

процессе

единства

учебной

и

воспитательной

деятельности,

обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную

на

процессы

самопознания,

саморазвития

и

самовоспитания.

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:


становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;



осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;


первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:



освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;



осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;



выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;



неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:



проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;



приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;



понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной);



бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:



осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:



бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;



неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:



ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;



овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;



потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:



сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;



объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;



определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;



находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;



выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;



устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:



определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;



формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;



сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);



формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);



прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:



выбирать источник получения информации;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;



соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;



анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;



самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;



признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать своё мнение;



строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



готовить небольшие публичные выступления;



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:



формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



ответственно выполнять свою часть работы;



оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:



отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;



читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);



читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);



читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;



различать художественные произведения и познавательные тексты;



различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;



понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;



различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов
России;



владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему
и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения,

выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);


характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между
поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);



отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора
к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения
героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;



объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении,
средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);



осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);



участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные
литературные понятия;



пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя,
с изменением лица рассказчика, от третьего лица;



при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;



читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды
из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного
текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;


составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;



сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;



использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);



выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;



использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.

5.Тематическое планирование

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

1.1. О Родине и её
истории

2

0

0

1.2. Фольклор (устное
народноетворчес
тво)

7

1

0

1.3. Творчество
А.С.Пушкина

11

0

0

Дата Виды деятельности
изучен
ия

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Восприятие на слух поэтических и прозаических
произведений, понимание их фактического содержания
и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание
нравственно-этических понятий: любовь к родной
стране
«Чтение» информации, представленной в схематическом
виде, объяснение значения слова«фольклор», обобщение
представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со
схемой;

Устный
опрос;
Тестирован
ие;

https://infourok.ru/prezenta
ciya-pouroku-literaturnomuchteniniyu-na-temu
-m-m-prishvin-moyarodina-3-klasshttps://infourok.ru/prezenta
ciya-po-literaturnomu
-chteniyu-na-temu-ustnoenarodnoe-tvorchestvo
-3-klass-5283385.html

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина,
обсуждение эмоционального состояния при восприятии
описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое
настроение вызывает произведение? Почему?» На примере
отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя
погода…», «Опрятней модного паркета…»;
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
удержание в памяти последовательности событий сказки,
обсуждение сюжета;

Устный
опрос;
Тестирован
ие;

Устный
опрос;
Входной
контроль

https://infourok.ru/prezenta
ciya-politeraturnomu-chteniyuzhizn-i-tvorchestvoas-pushkina-klass2960947.html

1.4. Творчество
И.А.Крылова

7

0

0

Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например:
Устный
опрос;
«Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и
Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Тестирован
ие;
Петух»(по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое
качество высмеивает автор?»;
Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным
героям;

https://infourok.ru/prezenta
ciya-k-urokuliteraturnogo-chteniyaklassbasnopisecivan-andreevich-krilov693759.html

1.5. Картины

9

0

0

Составление выставки книг на тему «Картины природы
в произведениях поэтов ХIХ века»;

Устный
опрос;
Тестирован
ие;

https://infourok.ru/prezenta
ciya-rodnayapriroda-v-lirike-russkihpoetov-hih-veka1365456.html

13

0

0

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы
«Акула», «Лебеди», «Зайцы»,«Какая бывает роса на
траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок»,
«Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и
волк» и др.(не менее трёх
произведений по выбору);
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным
событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление цитатного плана текста с
выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;

Устный
опрос;
Тестирован
ие;

https://infourok.ru/prezenta
ciya-po-literaturnomu
-chteniyu-na-temu-zhizn-itvorchestvo-lntolstogo
-klass-582891.html

природы в
произведениях
поэтов и
писателей ХIХ
века
1.6. Творчество

Л.Н. Толстого

12

0

0

Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух).
Например, произведения Д. Н.
Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца —
длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про
Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого
трубочиста Яшу»,«Серая шейка», «Умнее всех», И. С.
Соколова-Микитова «Листопадничек», В. Ф.
Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушкапутешественница»;
Работа с текстом произведения (характеристика героя):
нахождение описания героя, определение взаимосвязи
между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев;

Устный
опрос;
Тестирова
ние;

https://infourok.ru/pre
zentaciya-politeraturnomu
-chteniyu-na-temuliteraturnie-skazkiklass-2042402.html

1.8. Картины
10
природы в
произведениях
поэтов и
писателей XX
века

1

0

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк. Например, картины
В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова
«Зима»,«Сосновый бор на берегу реки», И. Э. Грабаря
«Зимнее утро»,«Февральская лазурь», В. И.
Сурикова «Взятие снежного городка» и др.;
Работа в парах: составление устного рассказа по
иллюстрации (репродукции картины); Выразительное
чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного
рисунка произведения;

Устный
опрос;
Тестирова
ние;Контр
ольная
работа

https://infourok.ru/pre
zentaciya-tema-prirody
-v-tvorchestvepisatelej-xx-v5054548.html

1.7. Литературная
сказка

1.9. Произведения
о
взаимоотноше
ниях
человека и
животных

15

1.10. Произведения о 15
детях

0

1

0

0

Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль,
герои);
Дифференцированная работа: составление рассказа от
имени одного из героев-животных; Составление выставки
книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о
любимой книге на эту тему;

Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая
жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится
раньше времени взрослым, понимание нравственноэтического смысла понятий «ответственность», «совесть»,
«честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие
качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста
произведений); Работа с текстом произведения:
составление портретной характеристики персонажей с
приведением примеров из текста, нахождение в тексте
средств изображения героев и выражения их чувств,
сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами
героев, определение авторского отношения к героям;

Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
Тестирова
ние;

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/
5177/start/284308/

https://infourok.ru/pre
zentaciya-k-urokuliteraturnogo-chteniyavzaimootnosheniyacheloveka-iУстный https://infourok.ru/pre
zentaciya-poопрос;
Письменн literaturnomuchteniyu-prazdnikый
контроль; poeziiКонтроль russkie-poeti-odetyah-klassная
1709966.html
работа;
Тестирова
ние;

1.11. Юмористичес
кие
произведения

11

0

0

Слушание чтения художественных произведений, оценка
эмоционального состояния при восприятии
юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое
чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере
произведений Н. Н. Носова «Федина задача»,«Телефон», М.
М. Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!»
и др. (не менее двух произведений);
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведением примеров из
текста, нахождение в тексте средства изображения героев и
выражения их чувств;

1.12.

9

0

0

Чтение литературных сказок зарубежных писателей
(произведения двух-трёх авторов по выбору). Например,
произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена
«Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в
ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари«Волшебный
барабан»;
Анализ сюжета сказки: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным
событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление цитатного плана текста с
выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно;
Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Зарубежная
литература

Устный
опрос;
Тестирова
ние;

https://infourok.ru/pre
zentaciya-detskieyumoristicheskieknigi-nnnosov468258.html

https://infourok.ru/pre
Устный
zentaciya-poопрос;
Тестирован literaturnomuchteniyu-na-temuие;
Самооценка zarubezhnaya
-literatura-3731470.
с
использова html
нием
«Оценочно https://infourok.ru/pre
го листа» zentaciya-igraviktorina-pochteniyu-3-klasszarubezhnaya
-literatura-5654921.
html

1.13. Библиографи
ческая
культура
(работа с
детской
книгой и
справочной
литературой)

6

1

0

Резервное время

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136 3

0

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую
библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора
необходимой книги, выполнение правил юного читателя:
культура поведения в библиотеке, работа с каталогом;
Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения
для развития личности, роли книги в жизни человека;
Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна
книга?» и написание небольшого текста-рассуждения на
тему «Почему так важно читать?», корректирование

Устныйый
опрос,
контрольная
работа

https://infourok.ru/pre
zentaciya-kbibliotechnomuurokuspravochnayaliteratura-klass3103219.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

1.

2.

Количество часов

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные
работы

практич
еские
работы

О Родине и её истории (2 ч) Чувство любви к Родине,
сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края —
главные идеи, нравственные
ценности, выраженные в
произведениях о Родине.

1

0

0

Устный
опрос;

О Родине и её истории Образ Родины в
стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков.

1

0

0

Устный
опрос;

3

Фольклор (устное народное творчество)(7 ч)
Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки,
считалки, небылицы, скороговорки, загадки)

1

0

0

Устный
опрос

4

Любимые жанры фольклора. Активный словарь:
образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной
речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов
России

1

0

0

Устный
опрос

5

Любимые жанры фольклора. Активный словарь:
образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной
речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов
России

1

0

0

Устный
опрос

6

Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Любимые произведения. Обсуждаем, характеризуем, высказываем свою
точку зрения

1

0

0

Устный
опрос

7

Нравственные ценности в
фольклорных произведениях народов России. Любимые
произведения. Обсуждаем, характеризуем, высказываем свою точку зрения

1

0

0

Устный
опрос

8

Нравственные ценности в
фольклорных произведениях народов России. Любимые произведения.

1

0

0

Устный
опрос

9

Художественные особенности сказок:
построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя,
волшебные помощники, иллюстрация, как отражение сюжета волшебной
сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А.
Васнецова, И. Я.

1

0

0

Устный
опрос

10

Творчество А. С. Пушкина (11 ч) Литературные сказки А. С. Пушкина в
стихах:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» —
нравственный смысл произведения, структура сказочного текста,
особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета.

1

0

0

Устный
опрос

1

0

1

1

11

А. С. Пушкин —великий русский поэт. Любимые произведения А.
С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки

12

Связь пушкинских сказок с фольклорными.
Положительные и отрицательные герои,
волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин —
иллюстратор сказок А. С. Пушкина

13

А. С. Пушкин - великий русский поэт. Любимые произведения А.
С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки

14

Произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет); рифма, ритм

0

0

Устный
опрос

Письменный
контроль

15

А. С. Пушкин - великий русский поэт. Любимые произведения
А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки

1

0

0

Устный
опрос

16

Произведения А С Пушкина. Язык поэта, лексика

1

0

0

Устный
опрос

17

С. Пушкин - великий русский поэт. Работа с текстом, интерпретация

1

0

0

Устный
опрос

18

Произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет); рифма, ритм

19

Произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет); рифма, ритм

1

0

0

Тестирование

1

0

0

Устный
опрос

20

Произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет); рифма, ритм. Работа с иллюстративным материалам к
произведениям, анализ

21

Творчество И. А. Крылова (7 ч) Басня — произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях.
И. А. Крылов -великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова:
назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен.
Использование крылатых выражений в речи

1

0

0

Устный
опрос

22

Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие
недостатки.

1

0

0

Устный
опрос

23

24

Иносказание в баснях. Использование крылатых выражений в речи

И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая
мораль басен. Использование крылатых выражений в речи

1

0

0

Устный
опрос

1

0

0

Устный опрос,
тестирование

25

И. А. Крылов -великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая
мораль басен. Использование крылатых выражений в речи

1

0

0

Устный опрос

26

Иносказание в баснях. Использование крылатых выражений в речи

1

0

0

Устный опрос

27

И. А. Крылов -великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая
мораль басен. Использование крылатых выражений в речи

1

0

0

Устный опрос

28

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (9)
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.

1

0

0

Устный
опрос

29

Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.
Картины природы в лирических произведениях поэтов ХIХ века:
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н.
А.Некрасова.

1

0

0

Устный
опрос

30

Картины природы в произведениях поэтов и
писателей ХIХ века. Лирические произведения. Звукопись, её выразительное
значение.

1

0

0

Устный
опрос

31

Картины природы в произведениях поэтов и
писателей ХIХ века .Лирические произведения. Звукопись, её выразительное
значение.

1

0

0

Устный
опрос

32

Картины природы в произведениях поэтов и
писателей ХIХ века .Лирические произведения. Звукопись, её выразительное
значение.

1

0

0

Устный
опрос

33

Лирические произведения. Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения

1

0

Устный
опрос

34

Лирические произведения. Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения

1

0

0

Устный
опрос

Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. ,Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства,
вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения.
Звукопись, её выразительное значение.

1

0

0

Устный
опрос

Лирические произведения. Любимые поэты ХIХ века: Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова.
Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения. Звукопись. Выразительное значение. Анализ ритма,
рифмы

1

0

0

Устный опрос,
тестирование

35

36

37

Творчество Л. Н. Толстого (10 ч)
Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль.

1

0

0

Устный
опрос

38

Рассказ как повествование: связь содержания с реальным
событием. Структурные части произведения
(композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка.

1

0

0

Устный
опрос

39

Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. Сюжет рассказа:
основные события, главные герои, действующие лица, различение
рассказчика и автора произведения.

1

0

0

Устный
опрос

40

Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения.
Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения

1

1

0

Письменный
контроль

41

Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои,
действующие лица, различение рассказчика и автора произведения.

1

0

0

Устный
опрос

42

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа

1

0

0

Устный
опрос

43

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа

1

0

0

Устный
опрос

44

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа

1

0

0

Устный
опрос

45

Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения

1

0

0

Устный
опрос

1

0

0

Устный
опрос

1

0

0

Устный
опрос

46

47

Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои,
действующие лица, различение рассказчика и автора произведения.
Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения
Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа

48

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Пересказ. Анализ пересказа. Различные виды плана.

1

0

0

Устный
опрос

49

Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль. Работа с текстом, анализ, интерпретация.

1

0

0

Тестирование

Литературная сказка (12ч) Литературная сказка
русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений
Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф.Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького,
И. С. Соколова- Микитова.

1

0

0

Устный опрос

Литературная сказка русских писателей,
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).

1

0

0

Устный опрос

Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Образцы, примеры, анализ

1

0

0

Устный опрос

53

Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации,
их цель, структура

1

0

0

Устный опрос

54

Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на
примере произведений Д. Н. Мамина -Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М.
Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова- Микитова. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации

1

1

0

Письменный
контроль

55

Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на
примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М.
Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова- Микитова. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации

1

0

0

Устный опрос

56

Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации,
их цель, структура

1

0

0

Устный опрос

50

51

52

57

Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации,
их цель, структура

1

0

0

Устный опрос

58

Любимые литературные
сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ

1

0

0

Устный опрос

59

Любимые литературные
сказки русских писателей. Иллюстрирование. Пересказ.
Составление аннотаций

1

0

0

Устный опрос

60

Литературная сказка русских писателей,
расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. МаминаСибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. СоколоваМикитова. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление
аннотации. Подготовка выставки.

1

0

0

Устный опрос

61

Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на
примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М.
Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Подготовка к
выставке.

1

0

0

Устный опрос,
тестирование

62

Картины природы в
произведениях поэтов и
писателей ХХ века (10ч) Картины природы в
лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века

1

0

0

Устный опрос

63

Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей
ХХ века (расширение круга чтения на примере произведений И. А. Бунина,
К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов, И. С. Соколова-Микитова и
др.).

1

0

0

Устный опрос

Устный опрос

64

Репродукция картины как иллюстрация к художественному
произведению

1

0

0

65

Репродукция картины как иллюстрация к
художественному произведению. Устные высказывания. План. Разные виды
плана
Репродукция картины как иллюстрация к
художественному произведению. Устные высказывания. План. Разные виды
плана
Средства художественной выразительности при
описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения,
синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём
художественной выразительности.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

68

Средства художественной выразительности при
описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения,
синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём
художественной выразительности.

1

1

0

Контрольная работа

69

Репродукция картины как иллюстрация к
художественному произведению. Устные высказывания. План. Разные виды
плана

1

0

0

Устный опрос

66

67

70

1

0

0

Устный опрос,
письменный
контроль

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос,
тестирование

Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей
ХХ века. Повтор как приём художественной
выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к
художественному произведению
71

72

73

74

75

Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей
ХХ века. Повтор как приём художественной
выразительности.
Репродукция картины как иллюстрация к художественному
произведению
Произведения о взаимоотношениях человека и животных (15 ч)
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и
любовь (расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н.Мамина- Сибиряка, К. Г., Паустовского, М.М.
Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова и др.).
Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция,
объекты описания (портрет героя, описание интерьера)
Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части
Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея .Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части

76

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера)

1

0

0

Устный опрос

77

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера

1

0

0

Устный опрос

78

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера

1

0

0

Устный опрос

79

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана.
Пересказ

1

0

0

Устный опрос

80

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана.
Пересказ

1

0

0

Устный опрос

81

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана.
Пересказ

1

0

0

Устный опрос

82

Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера) Тема. Идея Заголовок.
Содержание произведения Эпизод. Смысловые части. Подготовка плана.
Разные виды пересказа

1

0

0

Устный опрос

83

Человек и его отношения с животными: верность,
преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова,
Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий,
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера)

1

0

0

Устный опрос

84

Человек и его отношения с животными: верность,
преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова,
Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий,
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера)

1

0

0

Устный опрос

85

Человек и его отношения с животными: верность,
преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова,
Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои,
реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание
интерьера)

1

0

0

Устный опрос

86

Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и
любовь (расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г.Паустовского, М. М. Пришвина,
С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа:
тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет
героя, описание интерьера)

1

0

0

Устный опрос

87

Произведения о детях (15ч)
Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети
на войне». Отличие автора от героя и рассказчика.

1

0

0

Устный опрос

88

Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети
на войне». Отличие автора от героя и рассказчика.

1

0

0

Устный опрос

89

Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного
произведения: время и место проживания, особенности
внешнего вида и характера.

1

0

0

Устный опрос

90

Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне

1

0

0

Устный опрос

91

Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного
произведения: время и место проживания, особенности
внешнего вида и характера.

1

0

0

Устный опрос

92

Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне

1

0

0

Устный опрос

93

Историческая обстановка как фон создания
произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Анализ и
интерпретация текста

1

0

0

Устный опрос

94

Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к
ним героев произведения.
Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время

1

0

0

Устный опрос

95

Историческая обстановка как фон создания
произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события
сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время

1

0

0

Устный опрос

96

Дети — герои произведений.
Оценка нравственных качеств.

1

0

0

Устный опрос

97

Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним
героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Вопросы по тексту.

1

0

0

Устный опрос

98

Дети — герои произведений. Основные события сюжета, отношение к ним
героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Информация в
тексте, смысловые части, заголовок

1

0

0

Устный опрос

99

Историческая обстановка как фон создания
произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события
сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время

1

0

0

Устный опрос

100

Определение главной мысли произведения Определение последовательности
событий в произведении. План.

1

0

0

Устный опрос

101

Определение главной мысли произведения Оценка
поступков героев.
Характеристика отношения автора к героям, поступкам.

1

0

0

Устный опрос

102

Юмористические произведения (11 ч)
Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения.

1

0

0

Устный опрос

103

Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения.

1

0

0

Устный опрос

104

Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения.

1

0

0

Устный опрос

105

Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения.

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

106

Комичность как основа сюжета. Средства
выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение.

107

Средства выразительности текста юмористического содержания:
преувеличение. Авторы юмористических рассказов: М. М. Зощенко,
Н. Н. Носов

1

0

0

Устный опрос

108

Авторы юмористических рассказов: М. М. Зощенко, Н. Н. Носов

1

0

0

Устный опрос

109

Комичность как основа сюжета. Пересказ. Виды пересказа

1

0

0

Устный опрос

110

Комичность как основа сюжета. Пересказ. Виды пересказа

1

0

0

Устный опрос

111

Комичность как основа сюжета. Пересказ. Виды пересказа

1

0

0

Устный опрос

112

Зарубежная литература (9 ч)
Круг чтения: литературные сказки Ш.Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса,
Р. Киплинга, Дж. Родари.

1

0

0

Устный опрос

113

Круг чтения: литературные сказки Ш.Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса,
Р. Киплинга, Дж. Родари.

1

0

0

Устный опрос

114

Круг чтения: литературные сказки Ш.Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса,
Р. Киплинга, Дж. Родари.

1

0

0

Устный опрос

115

Круг чтения: литературные сказки .Любимые сказки, иллюстрации.
Описание. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои)

1

0

0

Устный опрос

116

Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики
зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер

1

0

0

Устный опрос

117

Круг чтения: литературные сказки .Любимые сказки, иллюстрации.
Описание. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои)

1

0

0

Устный опрос

118

Круг чтения: литературные сказки Ш.Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса,
Р. Киплинга, Дж. Родари. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные
переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский,
Б. В. Заходер

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

119

Литературный герой, персонаж, характер

120
121

Тема. Идея. Заголовок
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой) (6 ч)
Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание
важности читательской деятельности.

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

122

Ценность чтения художественной
литературы и фольклора, осознание важности
читательской деятельности.

1

0

0

Устный опрос

123

Ценность чтения художественной
литературы и фольклора, осознание важности
читательской деятельности.

1

0

0

Устный опрос

124

Ценность чтения художественной
литературы и фольклора, осознание важности
читательской деятельности.

1

0

0

Устный опрос

125

Ценность чтения художественной
литературы и фольклора, осознание важности
читательской деятельности.

1

1

0

Контрольная работа

126

127-

Ценность чтения художественной литературы и фольклор осознание важности
читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач
аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие,
иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид
искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами

Резерв

1

0

10

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., Долгих М.В., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

0

Устный опрос

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».