4 класс л.чтение АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета

"Литературное чтение"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 класс

Составитель:
Смирнова Е.А.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория

2022 г.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету
«Литературное чтение» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2
МБОУ «Южная СОШ».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же
выраженные нарушения внимания и работоспособности,

нарушения со стороны

двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных

процессов,

умственной

работоспособности

и

целенаправленности

деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная,
но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной

привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся
4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
—

ФГОС

приоритеты

НОО),

а

также

духовно-нравственного

ориентирована

развития,

воспитания

на
и

целевые

социализации

обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы,
который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего

обучения,

читательской

грамотности

и

закладывает

основы

интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения,
способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с
детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены обще дидактические принципы
обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
младшим

школьником фольклорных

произведений

и

литературных

текстов;

представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных
традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей
мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его
творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения
учитывались

преемственные

связи

с

дошкольным

опытом

знакомства

с

произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а
также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным
принципом

отбора

содержания

предмета

«Литературное

чтение»

является

представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а
также

возможность

достижения

метапредметных

результатов,

способности

обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других
предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136
ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной
прочитанное

жизни,

эмоционально

произведение.

откликающегося

Приобретённые

на

младшими

прослушанное

школьниками

или

знания,

полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение

заявленной

цели

определяется

особенностями

курса

литературного чтения и решением следующих задач:
—

формирование

у

младших

школьников

положительной

мотивации

к

систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
—

первоначальное

представление

о

многообразии

жанров

художественных

произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы,
поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи);
литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;тема; идея;
заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение
(ритм,

рифма);

средства

выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

художественной

— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по
выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С.
Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении
любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного
края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия
Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников
Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине.
Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С.
П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.
Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях
фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство
фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины —
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича,
Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами
обладал).

Средства

художественной выразительности

в

былине:

устойчивые

выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в
творчестве художника В. М. Васнецова.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа

авторской

сказки.

Положительные

и

отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх).
Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа
как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору).
Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П.
Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных
с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов
и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский,
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы
стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы
создания

художественного

образа

в

лирике.

Средства

выразительности

в

произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как
эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного
текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в
рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных,
защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее
трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее
трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ
выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение
литературы и

театрального искусства (одна по

драматического произведения.

Пьеса

и

сказка:

выбору). Пьеса
драматическое

и

как жанр
эпическое

произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю.
Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений.
Средства

выразительности

текста

юмористического

содержания:

гипербола.

Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А.
Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж.
Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора
книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная,
художественная (с

опорой

на

внешние

показатели

книги),

её

справочно-

иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются

в

процессе

единства

учебной

и

воспитательной

деятельности,

обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным

и

духовно-нравственным

ценностям,

приобретение

опыта

применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности
и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;

— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
— потребность
средствами

в самостоятельной читательской деятельности,

литературы,

развитие

познавательного

интереса,

саморазвитии
активности,

инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
—

устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорного

и

художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);

—

проводить по

предложенному плану

опыт, несложное

исследование по

установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К

концу

обучения

в

начальной

школе

у

обучающегося

формируются

коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания
предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в

различных

учебных

ситуациях и

жизненных

условиях

и

представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться
произведений;

в

нравственно-этических

понятиях

в

контексте

изученных

— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;

— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения

(ритм,

рифма,

строфа),

отличать лирическое

произведение от эпического;
—

понимать

жанровую

принадлежность,

содержание,

смысл

прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных,
бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных
народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения,
выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию

(по аналогии

или по контрасту), характеризовать

собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства
изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и
интерьера,

устанавливать причинно-следственные

связи

событий,

явлений,

поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении,

средства

художественной

выразительности

(сравнение,

эпитет,

олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный
герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,

смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика,
эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно
и

письменно

формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать
(устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица
рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на
заданную

тему, используя разные

типы

рассуждение), корректировать собственный

речи

(повествование,

текст с

описание,

учётом правильности,

выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от
имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не
менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление,

аннотацию,

иллюстрации,

предисловие,

приложения,

сноски,

примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в
условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
Виды деятельности
тем всего контрольные практические
работы
работы

1.1. О Родине, героические 12
страницы истории

0

0

1.2. Фольклор
(устное11
народное творчество)

1

0

1.3. Творчество
А.С.Пушкина

12

0

0

1.4. Творчество
И.А.Крылова

4

0

0

Виды,
формы
контроля

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Устный
Родины для каждого из нас», объяснение своей опрос;
позиции с приведением примеров из текстов,Тестирование;
раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение
их
с
прослушанными/прочитанными
произведениями;
Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенныхУстный
произведений
малых
жанров
фольклора,опрос;
определение жанра, объяснение и ответ на вопрос Тестирование;
«К каким жанрам относятся эти тексты?»,
аргументация своего мнения;
Слушание стихотворных произведений А. С. Устный
Пушкина («Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей опрос;
очарованье!», «Октябрь уж наступил…», «Туча»,Тестирование;
«Гонимы вешними лучами…», «Зимняя дорога»,
«Зимнее
утро»
(по
выбору),
обсуждение
эмоционального состояния при
восприятии
описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое
настроение создаёт произведение? Почему?»;
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
удержание в памяти событий сказки, обсуждение
сюжета;
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «СтрекозаУстный
и Муравей», «Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. опрос;
Хемницера «Стрекоза и муравей», Л. Н. ТолстойТестирование;
«Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество
высмеивает автор?»

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.r
u/

https://resh.edu.ru/

1.5. Творчество М.
Лермонтова

Ю. 4

1

0

1.6. Литературная сказка 9

0

0

1.7. Картины природы в 7
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века

0

0

1.8. Творчество
Толстого

Н. 7

0

0

1.9. Картины природы в 6
творчестве поэтов и
писателей XX века

0

0

Л.

Слушание стихотворных произведений (не менее Устный
трёх) М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…», опрос;
«Утёс», «Парус», «Москва, Москва! Люблю тебяТестирование;
как сын…» и др.
Контрольная
работа
Слушание и чтение литературных сказок.Устный
Например, М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. опрос;
Ершов «Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский Тестирование;
«Городок в табакерке», С. Т. Аксаков» Аленький
цветочек», Е. Л.Шварц «Сказка о потерянном
времени»;
Слушание лирических произведений, обсуждениеУстный
эмоционального состояния при
восприятии опрос;
описанных картин природы, ответ на вопрос «КакоеТестирование;
настроение создаёт произведение? Почему?». На
примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё земли
печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А.
Фета» Весенний дождь», «Бабочка», В. А.
Жуковского «Ночь», «Песня», Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий
шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);
Слушание и чтение произведений Л. Н. ТолстогоУстный
«Детство» (отрывки из повести), «Мужик и опрос;
водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Составление выставки книг на тему «КартиныУстный
природы в произведениях поэтов ХIХ—ХХ веков»,опрос;
написание краткого отзыва о самостоятельно Тестирование;
прочитанном произведении по заданному образцу;

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

1.10. Произведения
о 12
животных и родной
природе

0

0

1.11. Произведения о детях 13

0

0

1.12. Пьеса

5

0

0

1.13. Юмористические
произведения

6

1

0

1.14. Зарубежная
литература

8

1

0

1.15. Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой
Резервное время

7

1

0

13

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный
животных: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», опрос;
«Капалуха», «Весенний остров», А. И. КупринТестирование;
«Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают
дожди» (не менее двух произведений по выбору)
Учебный диалог: обсуждение темы и главной
мысли произведений, определение признаков
жанра;
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный
жизни детей в разное время: А. П. Чеховопрос;
«Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тестирование;
Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К.
Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (не
менее трёх авторов);
Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Устный
Я. Маршак» Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц»
опрос;
Красная Шапочка» (одна по выбору); Чтение по
Тестирование;
ролям;
Разговор перед чтением: обсуждение проблемного Устный
вопроса «Какой текст является юмористическим?»; опрос;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки», В. В. Тестирование;
Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М.
Контрольная
Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова
работа
«Метро» (не менее двух произведений по выбору);
Чтение литературных сказок зарубежных писателей Устный
(по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь
опрос;
гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К.
Тестирование;
Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»;
Контрольная
работа
Работа в парах: «чтение» информации,
Устный
представленной в схематическом виде, заполнение опрос;
схемы; Поиск информации в справочной
Тестирование;
литературе, работа с различными периодическими Контрольная
изданиями: газетами и журналами для детей;
работа

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 136
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Количество часов

Виды,
формы
всего контрольные практические контроля
работы
работы
0
0
О
Родине,
героические 1
Устный
страницы истории. Наше Отечество, образ
опрос;
родной
земли
в
стихотворных
и
прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина,
Н. М.Языкова,
С. Т.
Романовского,
А. Т.Твардовского, С. Д.Дрожжина, В. М.
Пескова и др.).
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Представление о проявлении любви к
опрос;
родной земле в литературе разных народов
(на примере писателей родного края,
народов России).
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Знакомство с культурно-историческим
опрос;
наследием России, великие люди и
события: образы Александра Невского,
Дмитрия
Пожарского,
Дмитрия Донского, Александра Суворова,
Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества (по выбору)
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Отражение нравственной идеи: любовь к
опрос;
Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой
Отечественной
войны
в
произведениях литературы.
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Осознание понятий: поступок, подвиг.
опрос;
Расширение представлений о народной и
авторской песне: понятие «историческая
песня», знакомство с песнями на тему
Великой Отечественной войны

6.

О Родине, героические страницы истории.1
Образ героев. Исторические страницы
России.

0

0

Устный
опрос;

7.

О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Сравнение текстов, героев

0

0

Устный
опрос;

8.

О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок

0

0

Устный
опрос;

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков. Структура текста. ПланПересказ.
Фольклор (устное народное творчество). 1
Фольклор как народная духовная культура.
Представление о многообразии видов
фольклора:
словесный,
музыкальный,
обрядовый (календарный).
Фольклор (устное народное творчество) 1
Понимание
культурного
значения
фольклора для появления художественной
литературы. Обобщение представлений о
малых жанрах фольклора.
Фольклор (устное народное творчество) 1
Сказочники. Собиратели фольклора (А.
Н.Афанасьев, В. И. Даль). Углубление
представлений о видах сказок: о животных,
бытовые,
волшебные.
Отражение
в
произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира.
Фольклор (устное народное творчество). 1
Сходство
фольклорных
произведений
разных
народов
по
тематике,
художественным
образам
и
форме
(«бродячие» сюжеты)
Фольклор (устное народное творчество). 1
Расширение представлений о былине как
эпической
песне
о
героическом
событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича (где жил, чем занимался, какими
качествами обладал).

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

18.

Фольклор (устное народное творчество) 1
Средства художественной выразительности
в былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в
былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные
темы в творчестве В.М.Васнецова

0

0

Устный
опрос;

19.

Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор как народная духовная культура.
Сравнение.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора. Лирика. Образ. Средства
художественной
выразительности
в
былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в
былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные
темы в творчестве В.М. Васнецова
Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор как народная духовная культура.
Народные былинно-сказочные темы в
творчестве В.М.Васнецова
Фольклор (устное народное творчество) 1
Смысл
и
задачи
фольклорных
произведений
Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор
как
народная
духовная культура. Пересказ краткий.
Иллюстрирование

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

23.

Фольклор (устное народное творчество) 1
Классификация
фольклорных
жанров.
Контрольная работа за 1 четверть

1

0

Устный
опрос;
Контрольная
работа

24.

Творчество А.С. Пушкина. Картины1
природы в лирических произведениях А.С.
Пушкина.
Творчество А.С. Пушкина Углубление1
представления о средствах художественной
выразительности
в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение, метафора).

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

Творчество А.С. Пушкина. Расширение 1
представления о литературных сказках А.С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки

0

0

Устный
опрос;

20.

21.

22.

25.

26.

Творчество А.С. Пушкина Расширение 1
представления о литературных сказках А.С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Выборочный пересказ
Творчество А.С. Пушкина Описание 1
героев. Характеристика. Отношение автора
к героям.
Творчество А.С. Пушкина. Смысл сказки. 1
Повторы. Метафоры, другие средства
выразительности
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Различные виды плана
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Тема.
Идея. Заголовок
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Иллюстрации. Авторы иллюстраций

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

36.

Творчество И.А. Крылова Представление о 1
басне как лиро-эпическом жанре.

0

0

Устный опрос;

37.

Творчество И. А. Крылова. Расширение 1
круга
чтения
басен
на
примере
произведений
А.И.
Крылова,
И.И.
Хемницера, Л.Н. Толстого и других
баснописцев.

0

0

Устный
опрос;

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Творчество
И.А.
Крылова
Басни 1
стихотворные и прозаические. Развитие
событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях
Творчество
И.А.
Крылова
Басни 1
стихотворные и прозаические. Развитие
событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). аллегория в баснях.
Сравнение басен: назначение, темы и
герои, особенности языка
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М.Ю. Лермонтова: средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм.
Творчество М.Ю. Лермонтова Строфа 1
как
элемент
композиции
стихотворения. Переносное значение слов в
метафоре. Метафора в стихотворениях М.
Ю. Лермонтова
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ
лексики
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М.Ю. Лермонтова. Тема и
главная мысль (идея) произведения
Контрольная работа за 2 четвертью

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

1

0

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

44.

Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок

0

0

Устный
опрос;

45.

Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова).

0

0

Устный
опрос;

46.

Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю. Лермонтова,
П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).

0

0

Устный
опрос;

47.

Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П.
П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П.
П. Ершова, П. П. Бажова, С.Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь —особенность авторской
сказки.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

38.

39.

40.

41.

42.

43.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю. Лермонтова,
П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь —особенность авторской
сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок. Связь литературной
сказки с фольклорной: народная речь
—особенность
авторской
сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова). Связь литературной сказки с
фольклорной:
народная
речь
—
особенность
авторской
сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь —особенность
авторской сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями,
описаниями
природы.
Анализ текста. Иллюстрации.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

0

0

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
Х IХ
века:
В.А.
Жуковский, Е.А.
Баратынский, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, Н. А.
Некрасов.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Темы стихотворных
произведений,
герой
лирического
произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей
Х IХ
века.
Углубление
представлений
о
средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Представлений о
средствах
выразительности
в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

60.

Творчество Л.Н. Толстого Расширение 1
представлений о творчестве Л. Н. Толстого:
рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль.

0

0

Устный
опрос;

61.

Творчество Л.Н. Толстого первоначальное1
представление о повести как эпическом
жанре.
Творчество Л.Н. Толстого Значение1
реальных
жизненных
ситуаций
в
создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого
«Детство».
Творчество Л.Н. Толстого Углубление1
представлений
об
особенностях
художественного текста-описания: пейзаж,
портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л. Н. Толстого
Творчество Л.Н. Толстого Заголовок1
Содержание произведения. План
Творчество Л.Н. Толстого Виды рассказа 1
рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль.
Сравнение по структуре, содержанию
Творчество Л.Н. Толстого Анализ героев. 1
Читатель, автор, герой

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

0

0

Устный
опрос;
Устный
опрос;

0

0

56.

57.

58.

59.

62.

63.

64.
65.

66.

Устный
опрос;
Тестирование;

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д.
Бальмонт, М.И. Цветаева.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д.
Бальмонт, М.И. Цветаева.
Темы стихотворных произведений, герой
лирического произведения.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности
в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Анализ текстов.
План-Пересказ
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Анализ текстов.
Лексики
Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

0

0

Устный
опрос;

Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы. Расширение
круга чтения на примере произведений
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева,
К.Г.
Паустовского, М.М.Пришвина
Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы. Расширение
круга чтения на примере произведений
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева,
К.Г.
Паустовского, М.М.Пришвина. составление
разных видов плана
Произведения о животных и родной1
природе. Расширение круга чтения.
Любимые произведения.
Аннотации. Рассказ
Произведения о животных и родной1
природе.
Иллюстрации
и
репродукции. Описание
Произведения о животных и родной1
природе. Анализ и сравнение текстов
(герои,
сюжет)
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина
Произведения о животных и родной1
природе. Тема, основная мысль (идея).
Заголовок. Характеристика героев.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

80.

Произведения о животных и
природе. Автор, герой, читатель

родной1

0

0

Устный
опрос;

81.

Произведения о животных и родной1
природе. Разные виды пересказа, цель,
структура

0

0

Устный
опрос;

82.

Произведения о животных и родной1
природе. Литературный герой, персонаж,
характер
Произведения о животных и родной1
природе.
Эпизод,
смысловые
части
Композиция. Иллюстрации
Произведения о животных и родной1
природе. Тема охраны природы в
произведениях. Смысл. Нравственные
ценности

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

74.

75.

76.

77.

78.

79.

83.

84.

Произведения
о
детях.
Расширение1
тематики произведений о детях, их
жизни,
играх
и
занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми
и
сверстниками (на примере содержания
произведений А.П. Чехова, Б.С. Житкова,
Н.Г.Гарина-Михайловского и др.
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные события сюжета, Авторское
отношение к героям, лексика, сюжет
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ выражения главной мысли. Рассказ
о героев. Построение высказывания.
Анализ
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные события сюжета, поведение,
поступки героев. Номинативный план.
Вопросный план
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные
события
сюжета,
Характеристика героев, описание
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Прогнозирование по заголовку
Произведения о детях. Портреты героев.1
Иллюстрирование. Работа с информацией в
тексте. Выборочное чтение

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

92.

Произведения
о
детях.
Последовательность событий

Сюжет.1

0

0

Устный
опрос;

93.

Произведения о детях. Эпизод, смысловые1
части. Композиция

0

0

Устный
опрос;

94.

Произведения о детях. Упражнение в1
составлении вопросов (в том числе
проблемных) к произведению

0

0

Устный опрос;

95.

Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Подробное и
краткое описание на основе текста.
Произведения о детях. Составление 1
вопросов
по
тексту.
Главная
и
второстепенная информация

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

96.

Произведения о детях. Произведений о1
детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми
и
сверстниками Формирование нравственных
ценностей и позиций
Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1
пьесой-сказкой.

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

0

0

Устный
опрос;

Пьеса. Пьеса —произведение литературы и 1
театрального искусства.
100. Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1
пьесой-сказкой.
101. Пьеса.
Понятия:
пьеса,
действие, 1
персонажи, диалог, ремарка, реплика
102. Пьеса.
Анализ
действующих
лиц,1
обсуждение проблем. Структура пьесы.
Особенности

0

0

0

0

0

0

0

0

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;

103. Юмористические
произведения.1
Расширение круга чтения юмористических
произведений на примере рассказов
В.Ю.Драгунского, Н.Н. Носова, В.В.
Голявкина, М.Зощенко.

0

0

Устный
опрос;

104. Юмористические произведения. Герои1
юмористических
Произведений.
Характеристика, описание. Анализ
105. Юмористические произведения. Средства1
выразительности текста юмористического
содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

106. Юмористические произведения. Понятие 1
юмора. Юмор в жизни и произведениях
художественной литературы

0

0

Устный
опрос;

107. Юмористические произведения. Слушание 1
и чтение художественных произведений.
Высказывание о проблемах и вопросах.

0

0

Устный
опрос;

108. Юмористические
произведения.1
Прогнозирование
по
заголовку.
Составление текстов. Анализ лексики

1

0

109. Зарубежная литература. Расширение круга 1
чтения
произведений
зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро,
Х.-К.Андерсена, братьев Гримм.
110. Зарубежная литература. приключенческая1
литература: произведения Дж. Свифта,
Марка Твена
111. Зарубежная литература. Особенности 1
приключенческой литературы. Работа с
дополнительной информацией, смысловые
части, выбор отрывков из текста по цели

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;
Контрольная
работа
Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

97.

98.
99.

112. Зарубежная литература Обмен мнениями 1
по сюжету произведений. Структура
высказывания рассуждение, описание,
повествование)
113. Зарубежная литература. Тема. Идея. 1
Заголовок.
Содержание
произведения
Эпизод, смысловые части. Анализ текста
114. Зарубежная литература. Работа с текстом1
произведения
(характеристика
героя):
нахождение описания героя, определение
взаимосвязи между поступками героев,
сравнивание героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков героев
115. Зарубежная
литература.
Средства1
художественной выразительности.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

116. Зарубежная литература. Работа с текстовой1
и иллюстративной информацией.
Контрольная работа за 3 четвтерть

1

0

117. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой)
118. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на
внешние
показатели
книги),
её
справочно-иллюстративный материал.
119. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Очерк как повествование о
реальном событии.
120. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание
сочинений,
периодическая
печать,
справочные издания.

0

0

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

121. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Работа с источниками
периодической печати

0

0

Устный
опрос;

122. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Задачи библиографической
литературы
123. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой).
Создание
выставки
библиографий. Устное высказывание.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;
Тестирование;

124. О Родине, героические страницы истории.1
Произведение о Родине. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

125. О Родине, героические страницы истории.1
Подготовка информации о малой родине.
Чтение текстов об историческом прошлом
Резервный час

0

0

Устный
опрос;

126. О Родине, героические страницы истории.1
Образ
героев.
Подготовка
устных
высказываний. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

127. Творчество великих поэтов и писателей. 1
Вспоминаем Резервный час

0

0

Устный
опрос;

128. Творчество великих поэтов и писателей. 1
Любимые
стихи.
Чтение
наизусть.
Выразительное чтение. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

129. Творчество великих потов и писателей. 1
Композиция. Ритм. Рифма. Строфа.
Сравнение.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора. Лирика. Образ. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

130. Творчество великих потов и писателей. 1
Произведения
любимых
писателей.
Составление
устных
высказываний.
Аргументирование. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

131. По страницам любимых книг. Организация 1
выставки.
Аннотация.
Устное
высказывание. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

132. По
страницам
любимых
книг.1
Иллюстрирование.
Работа
с
репродукциями. Художники и музыканты в
литературе. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

133. По страницам любимых книг. Читательский 1
дневник. Смысл. Структура. Резервный час

0

0

Устный
опрос;

134. По страницам любимых книг. Выборочное 1
чтение. Аннотация. Итоговая Контрольная
работа

1

0

135. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1
Анализ творчества и биографии авторов.
Подготовка устного выступления.
Резервный час

0

0

Устный
опрос;
Контрольная
работа
Устный
опрос;

136. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1
Читательский дневник. Читательский опыт.
Смысл
задачи.
Формирование
нравственных качеств. Резервный час

0

0

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

5

0

ЧАСОВ

ПО136

Устный
опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И.; под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
Литературное чтение (в 3 частях). Учебник. 4 класс. Общество с ограниченной ответственностью
«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Компакт-диск «Искусство древнего мира»
Компакт-диск «Комната сказок»
Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна
неожиданностей»
Компакт-диск «Путешествие в прекрасное»
Компакт-диск «Сказка про сказку»
Компакт-диск «Мифы Древней Греции»
Демонстрационные наглядные пособия
Таблицы демонстрационные «Литературное
чтение 4 класс» Портреты писателей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивн
ая доска
Мультимеди
йный
проектор
Колонки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».