Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета
"Литературное чтение"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 класс
Составитель:
Смирнова Е.А.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2022 г.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету
«Литературное чтение» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2
МБОУ «Южная СОШ».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же
выраженные нарушения внимания и работоспособности,
нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных
процессов,
умственной
работоспособности
и
целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная,
но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной
привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся
4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
—
ФГОС
приоритеты
НОО),
а
также
духовно-нравственного
ориентирована
развития,
воспитания
на
и
целевые
социализации
обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы,
который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения,
способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с
детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены обще дидактические принципы
обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
младшим
школьником фольклорных
произведений
и
литературных
текстов;
представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных
традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей
мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его
творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения
учитывались
преемственные
связи
с
дошкольным
опытом
знакомства
с
произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а
также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным
принципом
отбора
содержания
предмета
«Литературное
чтение»
является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а
также
возможность
достижения
метапредметных
результатов,
способности
обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других
предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136
ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной
прочитанное
жизни,
эмоционально
произведение.
откликающегося
Приобретённые
на
младшими
прослушанное
школьниками
или
знания,
полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение
заявленной
цели
определяется
особенностями
курса
литературного чтения и решением следующих задач:
—
формирование
у
младших
школьников
положительной
мотивации
к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
—
первоначальное
представление
о
многообразии
жанров
художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы,
поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи);
литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;тема; идея;
заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение
(ритм,
рифма);
средства
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
художественной
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по
выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С.
Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении
любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного
края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия
Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников
Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине.
Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С.
П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.
Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях
фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство
фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины —
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича,
Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами
обладал).
Средства
художественной выразительности
в
былине:
устойчивые
выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в
творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа
авторской
сказки.
Положительные
и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх).
Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа
как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору).
Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П.
Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных
с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов
и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский,
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы
стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы
создания
художественного
образа
в
лирике.
Средства
выразительности
в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как
эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного
текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в
рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных,
защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее
трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее
трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ
выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение
литературы и
театрального искусства (одна по
драматического произведения.
Пьеса
и
сказка:
выбору). Пьеса
драматическое
и
как жанр
эпическое
произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю.
Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений.
Средства
выразительности
текста
юмористического
содержания:
гипербола.
Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А.
Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж.
Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора
книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная,
художественная (с
опорой
на
внешние
показатели
книги),
её
справочно-
иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются
в
процессе
единства
учебной
и
воспитательной
деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным
и
духовно-нравственным
ценностям,
приобретение
опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности
и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
— потребность
средствами
в самостоятельной читательской деятельности,
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
саморазвитии
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
—
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
сюжете
фольклорного
и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
—
проводить по
предложенному плану
опыт, несложное
исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания
предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в
различных
учебных
ситуациях и
жизненных
условиях
и
представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться
произведений;
в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения
(ритм,
рифма,
строфа),
отличать лирическое
произведение от эпического;
—
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных,
бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных
народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения,
выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию
(по аналогии
или по контрасту), характеризовать
собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства
изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и
интерьера,
устанавливать причинно-следственные
связи
событий,
явлений,
поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении,
средства
художественной
выразительности
(сравнение,
эпитет,
олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный
герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика,
эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно
и
письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать
(устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица
рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на
заданную
тему, используя разные
типы
рассуждение), корректировать собственный
речи
(повествование,
текст с
описание,
учётом правильности,
выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от
имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не
менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление,
аннотацию,
иллюстрации,
предисловие,
приложения,
сноски,
примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в
условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов
и
программы
Количество часов
Виды деятельности
тем всего контрольные практические
работы
работы
1.1. О Родине, героические 12
страницы истории
0
0
1.2. Фольклор
(устное11
народное творчество)
1
0
1.3. Творчество
А.С.Пушкина
12
0
0
1.4. Творчество
И.А.Крылова
4
0
0
Виды,
формы
контроля
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Устный
Родины для каждого из нас», объяснение своей опрос;
позиции с приведением примеров из текстов,Тестирование;
раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение
их
с
прослушанными/прочитанными
произведениями;
Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенныхУстный
произведений
малых
жанров
фольклора,опрос;
определение жанра, объяснение и ответ на вопрос Тестирование;
«К каким жанрам относятся эти тексты?»,
аргументация своего мнения;
Слушание стихотворных произведений А. С. Устный
Пушкина («Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей опрос;
очарованье!», «Октябрь уж наступил…», «Туча»,Тестирование;
«Гонимы вешними лучами…», «Зимняя дорога»,
«Зимнее
утро»
(по
выбору),
обсуждение
эмоционального состояния при
восприятии
описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое
настроение создаёт произведение? Почему?»;
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
удержание в памяти событий сказки, обсуждение
сюжета;
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «СтрекозаУстный
и Муравей», «Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. опрос;
Хемницера «Стрекоза и муравей», Л. Н. ТолстойТестирование;
«Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество
высмеивает автор?»
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.r
u/
https://resh.edu.ru/
1.5. Творчество М.
Лермонтова
Ю. 4
1
0
1.6. Литературная сказка 9
0
0
1.7. Картины природы в 7
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века
0
0
1.8. Творчество
Толстого
Н. 7
0
0
1.9. Картины природы в 6
творчестве поэтов и
писателей XX века
0
0
Л.
Слушание стихотворных произведений (не менее Устный
трёх) М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…», опрос;
«Утёс», «Парус», «Москва, Москва! Люблю тебяТестирование;
как сын…» и др.
Контрольная
работа
Слушание и чтение литературных сказок.Устный
Например, М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. опрос;
Ершов «Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский Тестирование;
«Городок в табакерке», С. Т. Аксаков» Аленький
цветочек», Е. Л.Шварц «Сказка о потерянном
времени»;
Слушание лирических произведений, обсуждениеУстный
эмоционального состояния при
восприятии опрос;
описанных картин природы, ответ на вопрос «КакоеТестирование;
настроение создаёт произведение? Почему?». На
примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё земли
печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А.
Фета» Весенний дождь», «Бабочка», В. А.
Жуковского «Ночь», «Песня», Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий
шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);
Слушание и чтение произведений Л. Н. ТолстогоУстный
«Детство» (отрывки из повести), «Мужик и опрос;
водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
Составление выставки книг на тему «КартиныУстный
природы в произведениях поэтов ХIХ—ХХ веков»,опрос;
написание краткого отзыва о самостоятельно Тестирование;
прочитанном произведении по заданному образцу;
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1.10. Произведения
о 12
животных и родной
природе
0
0
1.11. Произведения о детях 13
0
0
1.12. Пьеса
5
0
0
1.13. Юмористические
произведения
6
1
0
1.14. Зарубежная
литература
8
1
0
1.15. Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой
Резервное время
7
1
0
13
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный
животных: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», опрос;
«Капалуха», «Весенний остров», А. И. КупринТестирование;
«Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают
дожди» (не менее двух произведений по выбору)
Учебный диалог: обсуждение темы и главной
мысли произведений, определение признаков
жанра;
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о Устный
жизни детей в разное время: А. П. Чеховопрос;
«Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тестирование;
Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К.
Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (не
менее трёх авторов);
Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Устный
Я. Маршак» Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц»
опрос;
Красная Шапочка» (одна по выбору); Чтение по
Тестирование;
ролям;
Разговор перед чтением: обсуждение проблемного Устный
вопроса «Какой текст является юмористическим?»; опрос;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки», В. В. Тестирование;
Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М.
Контрольная
Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова
работа
«Метро» (не менее двух произведений по выбору);
Чтение литературных сказок зарубежных писателей Устный
(по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь
опрос;
гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К.
Тестирование;
Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»;
Контрольная
работа
Работа в парах: «чтение» информации,
Устный
представленной в схематическом виде, заполнение опрос;
схемы; Поиск информации в справочной
Тестирование;
литературе, работа с различными периодическими Контрольная
изданиями: газетами и журналами для детей;
работа
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 136
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
Виды,
формы
всего контрольные практические контроля
работы
работы
0
0
О
Родине,
героические 1
Устный
страницы истории. Наше Отечество, образ
опрос;
родной
земли
в
стихотворных
и
прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина,
Н. М.Языкова,
С. Т.
Романовского,
А. Т.Твардовского, С. Д.Дрожжина, В. М.
Пескова и др.).
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Представление о проявлении любви к
опрос;
родной земле в литературе разных народов
(на примере писателей родного края,
народов России).
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Знакомство с культурно-историческим
опрос;
наследием России, великие люди и
события: образы Александра Невского,
Дмитрия
Пожарского,
Дмитрия Донского, Александра Суворова,
Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества (по выбору)
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Отражение нравственной идеи: любовь к
опрос;
Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой
Отечественной
войны
в
произведениях литературы.
0
0
О Родине, героические страницы истории.1
Устный
Осознание понятий: поступок, подвиг.
опрос;
Расширение представлений о народной и
авторской песне: понятие «историческая
песня», знакомство с песнями на тему
Великой Отечественной войны
6.
О Родине, героические страницы истории.1
Образ героев. Исторические страницы
России.
0
0
Устный
опрос;
7.
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Сравнение текстов, героев
0
0
Устный
опрос;
8.
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
0
0
Устный
опрос;
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
О Родине, героические страницы истории.1
Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных
и
прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков. Структура текста. ПланПересказ.
Фольклор (устное народное творчество). 1
Фольклор как народная духовная культура.
Представление о многообразии видов
фольклора:
словесный,
музыкальный,
обрядовый (календарный).
Фольклор (устное народное творчество) 1
Понимание
культурного
значения
фольклора для появления художественной
литературы. Обобщение представлений о
малых жанрах фольклора.
Фольклор (устное народное творчество) 1
Сказочники. Собиратели фольклора (А.
Н.Афанасьев, В. И. Даль). Углубление
представлений о видах сказок: о животных,
бытовые,
волшебные.
Отражение
в
произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира.
Фольклор (устное народное творчество). 1
Сходство
фольклорных
произведений
разных
народов
по
тематике,
художественным
образам
и
форме
(«бродячие» сюжеты)
Фольклор (устное народное творчество). 1
Расширение представлений о былине как
эпической
песне
о
героическом
событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича (где жил, чем занимался, какими
качествами обладал).
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
18.
Фольклор (устное народное творчество) 1
Средства художественной выразительности
в былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в
былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные
темы в творчестве В.М.Васнецова
0
0
Устный
опрос;
19.
Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор как народная духовная культура.
Сравнение.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора. Лирика. Образ. Средства
художественной
выразительности
в
былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в
былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные
темы в творчестве В.М. Васнецова
Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор как народная духовная культура.
Народные былинно-сказочные темы в
творчестве В.М.Васнецова
Фольклор (устное народное творчество) 1
Смысл
и
задачи
фольклорных
произведений
Фольклор (устное народное творчество) 1
Фольклор
как
народная
духовная культура. Пересказ краткий.
Иллюстрирование
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
23.
Фольклор (устное народное творчество) 1
Классификация
фольклорных
жанров.
Контрольная работа за 1 четверть
1
0
Устный
опрос;
Контрольная
работа
24.
Творчество А.С. Пушкина. Картины1
природы в лирических произведениях А.С.
Пушкина.
Творчество А.С. Пушкина Углубление1
представления о средствах художественной
выразительности
в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение, метафора).
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Творчество А.С. Пушкина. Расширение 1
представления о литературных сказках А.С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки
0
0
Устный
опрос;
20.
21.
22.
25.
26.
Творчество А.С. Пушкина Расширение 1
представления о литературных сказках А.С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Выборочный пересказ
Творчество А.С. Пушкина Описание 1
героев. Характеристика. Отношение автора
к героям.
Творчество А.С. Пушкина. Смысл сказки. 1
Повторы. Метафоры, другие средства
выразительности
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Различные виды плана
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки. Тема.
Идея. Заголовок
Творчество А.С. Пушкина Фольклорная 1
основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные
герои,
волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Иллюстрации. Авторы иллюстраций
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
36.
Творчество И.А. Крылова Представление о 1
басне как лиро-эпическом жанре.
0
0
Устный опрос;
37.
Творчество И. А. Крылова. Расширение 1
круга
чтения
басен
на
примере
произведений
А.И.
Крылова,
И.И.
Хемницера, Л.Н. Толстого и других
баснописцев.
0
0
Устный
опрос;
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Творчество
И.А.
Крылова
Басни 1
стихотворные и прозаические. Развитие
событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях
Творчество
И.А.
Крылова
Басни 1
стихотворные и прозаические. Развитие
событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). аллегория в баснях.
Сравнение басен: назначение, темы и
герои, особенности языка
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М.Ю. Лермонтова: средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм.
Творчество М.Ю. Лермонтова Строфа 1
как
элемент
композиции
стихотворения. Переносное значение слов в
метафоре. Метафора в стихотворениях М.
Ю. Лермонтова
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ
лексики
Творчество М.Ю.Лермонтова Лирические 1
произведения М.Ю. Лермонтова. Тема и
главная мысль (идея) произведения
Контрольная работа за 2 четвертью
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
1
0
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
44.
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок
0
0
Устный
опрос;
45.
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова).
0
0
Устный
опрос;
46.
Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю. Лермонтова,
П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
0
0
Устный
опрос;
47.
Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П.
П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П.
П. Ершова, П. П. Бажова, С.Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь —особенность авторской
сказки.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
38.
39.
40.
41.
42.
43.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Литературная
сказка.
Расширение 1
представлений о героях литературных
сказок (произведения М. Ю. Лермонтова,
П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь —особенность авторской
сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок. Связь литературной
сказки с фольклорной: народная речь
—особенность
авторской
сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова). Связь литературной сказки с
фольклорной:
народная
речь
—
особенность
авторской
сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Литературная сказка. Тематика авторских1
стихотворных сказок.
Расширение представлений о героях
литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т.Аксакова). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь —особенность
авторской сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями,
описаниями
природы.
Анализ текста. Иллюстрации.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
Х IХ
века:
В.А.
Жуковский, Е.А.
Баратынский, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, Н. А.
Некрасов.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Темы стихотворных
произведений,
герой
лирического
произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей
Х IХ
века.
Углубление
представлений
о
средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХIХ века. Представлений о
средствах
выразительности
в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
60.
Творчество Л.Н. Толстого Расширение 1
представлений о творчестве Л. Н. Толстого:
рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль.
0
0
Устный
опрос;
61.
Творчество Л.Н. Толстого первоначальное1
представление о повести как эпическом
жанре.
Творчество Л.Н. Толстого Значение1
реальных
жизненных
ситуаций
в
создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого
«Детство».
Творчество Л.Н. Толстого Углубление1
представлений
об
особенностях
художественного текста-описания: пейзаж,
портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л. Н. Толстого
Творчество Л.Н. Толстого Заголовок1
Содержание произведения. План
Творчество Л.Н. Толстого Виды рассказа 1
рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль.
Сравнение по структуре, содержанию
Творчество Л.Н. Толстого Анализ героев. 1
Читатель, автор, герой
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
0
0
Устный
опрос;
Устный
опрос;
0
0
56.
57.
58.
59.
62.
63.
64.
65.
66.
Устный
опрос;
Тестирование;
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д.
Бальмонт, М.И. Цветаева.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Расширение круга
чтения лирических произведений поэтов
ХХ века: И.А.Бунин, А.А. Блок, К.Д.
Бальмонт, М.И. Цветаева.
Темы стихотворных произведений, герой
лирического произведения.
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности
в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Анализ текстов.
План-Пересказ
Картины природы в творчестве поэтов и1
писателей ХХ века. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике.
Углубление представлений о средствах
выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Анализ текстов.
Лексики
Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
0
0
Устный
опрос;
Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы. Расширение
круга чтения на примере произведений
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева,
К.Г.
Паустовского, М.М.Пришвина
Произведения о животных и родной1
природе. Углубление представлений о
взаимоотношениях человека и животных,
защита и охрана природы— тема
произведений литературы. Расширение
круга чтения на примере произведений
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева,
К.Г.
Паустовского, М.М.Пришвина. составление
разных видов плана
Произведения о животных и родной1
природе. Расширение круга чтения.
Любимые произведения.
Аннотации. Рассказ
Произведения о животных и родной1
природе.
Иллюстрации
и
репродукции. Описание
Произведения о животных и родной1
природе. Анализ и сравнение текстов
(герои,
сюжет)
А.И.Куприна,
В.П.
Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина
Произведения о животных и родной1
природе. Тема, основная мысль (идея).
Заголовок. Характеристика героев.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
80.
Произведения о животных и
природе. Автор, герой, читатель
родной1
0
0
Устный
опрос;
81.
Произведения о животных и родной1
природе. Разные виды пересказа, цель,
структура
0
0
Устный
опрос;
82.
Произведения о животных и родной1
природе. Литературный герой, персонаж,
характер
Произведения о животных и родной1
природе.
Эпизод,
смысловые
части
Композиция. Иллюстрации
Произведения о животных и родной1
природе. Тема охраны природы в
произведениях. Смысл. Нравственные
ценности
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
74.
75.
76.
77.
78.
79.
83.
84.
Произведения
о
детях.
Расширение1
тематики произведений о детях, их
жизни,
играх
и
занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми
и
сверстниками (на примере содержания
произведений А.П. Чехова, Б.С. Житкова,
Н.Г.Гарина-Михайловского и др.
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные события сюжета, Авторское
отношение к героям, лексика, сюжет
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ выражения главной мысли. Рассказ
о героев. Построение высказывания.
Анализ
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные события сюжета, поведение,
поступки героев. Номинативный план.
Вопросный план
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Основные
события
сюжета,
Характеристика героев, описание
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Авторский
способ
выражения
главной
мысли.
Прогнозирование по заголовку
Произведения о детях. Портреты героев.1
Иллюстрирование. Работа с информацией в
тексте. Выборочное чтение
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
92.
Произведения
о
детях.
Последовательность событий
Сюжет.1
0
0
Устный
опрос;
93.
Произведения о детях. Эпизод, смысловые1
части. Композиция
0
0
Устный
опрос;
94.
Произведения о детях. Упражнение в1
составлении вопросов (в том числе
проблемных) к произведению
0
0
Устный опрос;
95.
Произведения о детях. Словесный портрет1
героя как его характеристика. Подробное и
краткое описание на основе текста.
Произведения о детях. Составление 1
вопросов
по
тексту.
Главная
и
второстепенная информация
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
96.
Произведения о детях. Произведений о1
детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми
и
сверстниками Формирование нравственных
ценностей и позиций
Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1
пьесой-сказкой.
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
0
0
Устный
опрос;
Пьеса. Пьеса —произведение литературы и 1
театрального искусства.
100. Пьеса. Знакомство с новым жанром — 1
пьесой-сказкой.
101. Пьеса.
Понятия:
пьеса,
действие, 1
персонажи, диалог, ремарка, реплика
102. Пьеса.
Анализ
действующих
лиц,1
обсуждение проблем. Структура пьесы.
Особенности
0
0
0
0
0
0
0
0
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестирование;
103. Юмористические
произведения.1
Расширение круга чтения юмористических
произведений на примере рассказов
В.Ю.Драгунского, Н.Н. Носова, В.В.
Голявкина, М.Зощенко.
0
0
Устный
опрос;
104. Юмористические произведения. Герои1
юмористических
Произведений.
Характеристика, описание. Анализ
105. Юмористические произведения. Средства1
выразительности текста юмористического
содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
106. Юмористические произведения. Понятие 1
юмора. Юмор в жизни и произведениях
художественной литературы
0
0
Устный
опрос;
107. Юмористические произведения. Слушание 1
и чтение художественных произведений.
Высказывание о проблемах и вопросах.
0
0
Устный
опрос;
108. Юмористические
произведения.1
Прогнозирование
по
заголовку.
Составление текстов. Анализ лексики
1
0
109. Зарубежная литература. Расширение круга 1
чтения
произведений
зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро,
Х.-К.Андерсена, братьев Гримм.
110. Зарубежная литература. приключенческая1
литература: произведения Дж. Свифта,
Марка Твена
111. Зарубежная литература. Особенности 1
приключенческой литературы. Работа с
дополнительной информацией, смысловые
части, выбор отрывков из текста по цели
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
Контрольная
работа
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
97.
98.
99.
112. Зарубежная литература Обмен мнениями 1
по сюжету произведений. Структура
высказывания рассуждение, описание,
повествование)
113. Зарубежная литература. Тема. Идея. 1
Заголовок.
Содержание
произведения
Эпизод, смысловые части. Анализ текста
114. Зарубежная литература. Работа с текстом1
произведения
(характеристика
героя):
нахождение описания героя, определение
взаимосвязи между поступками героев,
сравнивание героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков героев
115. Зарубежная
литература.
Средства1
художественной выразительности.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
116. Зарубежная литература. Работа с текстовой1
и иллюстративной информацией.
Контрольная работа за 3 четвтерть
1
0
117. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой)
118. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на
внешние
показатели
книги),
её
справочно-иллюстративный материал.
119. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Очерк как повествование о
реальном событии.
120. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание
сочинений,
периодическая
печать,
справочные издания.
0
0
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
121. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Работа с источниками
периодической печати
0
0
Устный
опрос;
122. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой). Задачи библиографической
литературы
123. Библиографическая культура (работа с 1
детской
книгой
и
справочной
литературой).
Создание
выставки
библиографий. Устное высказывание.
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
124. О Родине, героические страницы истории.1
Произведение о Родине. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
125. О Родине, героические страницы истории.1
Подготовка информации о малой родине.
Чтение текстов об историческом прошлом
Резервный час
0
0
Устный
опрос;
126. О Родине, героические страницы истории.1
Образ
героев.
Подготовка
устных
высказываний. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
127. Творчество великих поэтов и писателей. 1
Вспоминаем Резервный час
0
0
Устный
опрос;
128. Творчество великих поэтов и писателей. 1
Любимые
стихи.
Чтение
наизусть.
Выразительное чтение. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
129. Творчество великих потов и писателей. 1
Композиция. Ритм. Рифма. Строфа.
Сравнение.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора. Лирика. Образ. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
130. Творчество великих потов и писателей. 1
Произведения
любимых
писателей.
Составление
устных
высказываний.
Аргументирование. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
131. По страницам любимых книг. Организация 1
выставки.
Аннотация.
Устное
высказывание. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
132. По
страницам
любимых
книг.1
Иллюстрирование.
Работа
с
репродукциями. Художники и музыканты в
литературе. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
133. По страницам любимых книг. Читательский 1
дневник. Смысл. Структура. Резервный час
0
0
Устный
опрос;
134. По страницам любимых книг. Выборочное 1
чтение. Аннотация. Итоговая Контрольная
работа
1
0
135. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1
Анализ творчества и биографии авторов.
Подготовка устного выступления.
Резервный час
0
0
Устный
опрос;
Контрольная
работа
Устный
опрос;
136. Творчестве поэтов и писателей ХХ века.1
Читательский дневник. Читательский опыт.
Смысл
задачи.
Формирование
нравственных качеств. Резервный час
0
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
5
0
ЧАСОВ
ПО136
Устный
опрос;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И.; под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
Литературное чтение (в 3 частях). Учебник. 4 класс. Общество с ограниченной ответственностью
«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Компакт-диск «Искусство древнего мира»
Компакт-диск «Комната сказок»
Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна
неожиданностей»
Компакт-диск «Путешествие в прекрасное»
Компакт-диск «Сказка про сказку»
Компакт-диск «Мифы Древней Греции»
Демонстрационные наглядные пособия
Таблицы демонстрационные «Литературное
чтение 4 класс» Портреты писателей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивн
ая доска
Мультимеди
йный
проектор
Колонки