2 класс музыка АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ « Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30"мая 2022 г. № 106-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета
"МУЗЫКА"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 класс

Составитель
Мороз С.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА____________
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету
«Музыка» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная
СОШ»
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального
общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей
и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам
сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма,
арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания
и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в
полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на
основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько
ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности
и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности,
как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а
также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника —
какспособ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлениймузыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на
доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей,специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей,
проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе,
другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.
Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной
культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,чувств,
образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс, включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы
движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков приключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.Песня,
танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонациикак
основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русскихи
зарубежных композиторов

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной
деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление
интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой
жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего идругих
народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельностьв
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуюв
явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителемалгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народныхи
академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические
рисунки;исполнять песни с простым
мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять
и называтьтипичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальныеи инструментальные), знать их разновидности, приводить
примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкальноговосприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходстванастроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать еёжизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной
религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера,
балет, оперетта,мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.),
узнавать на слухи называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческихголосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческомпроцессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф,
певец, художник

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ________________________________________________________________
№
п/п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество
часов
всего

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

контро
льные
работы

Модуль 1. Музыка в жизни человека
1.1.

Музыкальные
пейзажи

1

Слушание произведений программной музыки,
посвящённой образам природы. Подбор
эпитетов для описания настроения, характера
музыки. Сопоставление музыки с
произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

1.2.

Музыкальные
портреты

1

Разучивание, харáктерное исполнение песни —
портретной зарисовки.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

1.3.

Танцы, игры
и веселье

1

Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

1.4.

Главный
музыкальный
символ

1

Разучивание, исполнение Гимна своей
республики, города, школы

Устный опрос.
Контрольная
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Итого по модулю

1

4

Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1.

Мелодия

1

Определение на слух, прослеживание по нотной
записи мелодических рисунков с поступенным,
плавным движением, скачками, остановками.

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

2.2.

Сопровождение

1

Различение простейших элементов музыкальной Устный опрос
формы: вступление, заключение, проигрыш.
Составление наглядной графической схемы.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

2.3.

Песня

2

Различение куплетной формы при слушании
незнакомых музыкальных произведений.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Устный опрос

2.4.

Тональность.
Гамма

Итого по модулю

1

Определение на слух устойчивых звуков. Игра
Устный опрос
«устой — неустой». Пение упражнений — гамм с
названием нот, прослеживание по нотам.
Освоение понятия «тоника». Упражнение на
допевание неполной музыкальной фразы до
тоники «Закончи музыкальную фразу».
Импровизация в заданной тональности

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Слушание музыки, определение основного
Устный опрос
характера, музыкально-выразительных средств,
использованных композитором. Подбор эпитетов,
иллюстраций к музыке. Определение жанра.
Знакомство с многообразием красок
Устный опрос
фортепиано. Слушание фортепианных пьес в
исполнении известных пианистов. Слушание
детских пьес на фортепиано в исполнении
учителя. Демонстрация возможностей
инструмента (исполнение одной и той же пьесы
тихо и громко, в разных регистрах, разными
штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с
учителем

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Разучивание, исполнение песен, посвящённых
музыкальным инструментам.

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Слушание музыки русских композиторов с ярко
выраженным изобразительным элементом
колокольности. Выявление, обсуждение
характера, выразительных средств,
использованных композитором.

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

5

Модуль 3. Классическая музыка
3.1.

Композиторы
— детям

1

3.2.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

3.3.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

Итого по модулю

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

3

Модуль 4. Духовная музыка
4.1. Звучание храма 1

4.2.

Песни верующих 1

Итого по модулю

Слушание, разучивание, исполнение вокальных
произведений религиозного содержания. Диалог
с учителем о характере музыки, манере
исполнения, выразительных средствах.

6.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1

6.3.

Народные
праздники

1

6.4.

1
Фольклор в
творчестве
профессиональн
ых музыкантов

1

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Разучивание, исполнение русских народных песен Устный опрос
разных жанров.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Определение на слух тембров инструментов.
Классификация на группы духовых, ударных,
струнных. Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов.

Практическая
работа.
Контрольная
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, Практическая
бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у работа
различных народностей Российской Федерации.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Диалог с учителем о значении фольклористики.
Чтение учебных, популярных текстов о
собирателях фольклора.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Слушание произведений, сочинённых в форме
Практическая
вариаций. Наблюдение за развитием, изменением работа
основной темы. Составление наглядной буквенной
или графической схемы.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

4

Модуль 7. Музыкальная грамота
7.1. Вариации
2

Итого по модулю

Освоение понятия «интервал». Анализ
Устный опрос
ступеневого состава мажорной и минорной гаммы
(тон-полутон).

2

Модуль 6. Народная музыка России
6.1. Русский
1
фольклор

Итого по модулю

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

2

Модуль 5. Музыкальная грамота
5.1. Интервалы
2

Итого по модулю

Устный опрос

2

Модуль 8. Музыка театра и кино

8.1.

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

1

Видеопросмотр музыкальной сказки.
Обсуждение музыкально-выразительных
средств, передающих повороты сюжета,
характеры героев. Игра-викторина «Угадай по
голосу».

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

8.2.

Театр оперы
и балета

1

Знакомство со знаменитыми музыкальными
театрами. Просмотр фрагментов
музыкальных спектаклей с комментариями
учителя.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

8.3.

Опера.
Главные герои
и номера
оперного
спектакля

1

Слушание фрагментов опер. Определение
характера музыки сольной партии, роли и
выразительных средств оркестрового
сопровождения.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Итого по модулю

3

Модуль 9. Классическая музыка
9.1. Программная
1
музыка

9.2.

Симфоническа
я музыка

Итого по модулю

1

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Знакомство с составом симфонического Практическая
оркестра, группами инструментов. Определение работа
на слух тембров инструментов симфонического
оркестра.

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Знакомство с элементами музыкального языка,
специальными терминами, их обозначением в
нотной записи.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

Определение на слух ладового наклонения
музыки. Игра «Солнышко — туча».
Наблюдение за изменением музыкального
образа при изменении лада. Распевания,

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

2

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1. Музыкальный
1
язык
10.2. Лад

Слушание произведений программной музыки.
Обсуждение музыкального образа,
музыкальных средств, использованных
композитором.

1

вокальные упражнения, построенные на
чередовании мажора и минора.
Итого по модулю

2

Модуль 11. Классическая музыка
11.1. Композиторы
1
— детям

Слушание музыки, определение основного
характера, музыкально-выразительных
средств, использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.
Определение жанра.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

11.2 Европейские
композиторыклассики

1

Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки. Фрагменты
вокальных, инструментальных,
симфонических сочинений. Круг характерных
образов (картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за
развитием музыки. Определение жанра,
формы.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

11.3. Русские
композиторыклассики

1

Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки. Фрагменты
вокальных, инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов
(картины природы, народной жизни, истории и
т. д.). Характеристика музыкальных образов,
музыкально-выразительных средств.
Наблюдение за развитием музыки.
Определение жанра, формы.

Практическая
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

11.4. Мастерство
исполнителя.
Пр. аттестация

1

Сравнение нескольких интерпретаций одного и
того же произведения в исполнении разных
музыкантов.

Устный опрос.
Контрольная
работа

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

1

Итого по модулю

4

Модуль 12. Музыка в жизни человека
12.1. Искусство
1
времени
Итого по модулю

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3

Слушание, исполнение музыкальных
произведений, передающих образ
непрерывного движения.

Устный опрос

http^//collecction.crosstdu.ru/catalog/rubr/f544b3b7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

1

Устный опрос

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Музыкальные и
живописные пейзажи.

всего

контрольные
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Музыкальные произведения по
выбору: М. П. Мусоргский.
«Картинки с выставки»; Музыка
Г. Гладкова, слова А. Кушнера.
«Песня о картинах»
2.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (В). Музыкальные и
живописные портреты

1

Устный опрос

3.

1
Модуль "Музыка в жизни
человека" (Д). Единство музыки
и танца. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.
Чайковский Балет «Лебединое
озеро» («Русский танец»), Опера
«Евгений Онегин» («Полонез»)

Устный опрос

4.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Ж). Главный
музыкальный символ России.
Музыкальные произведения:
Государственный гимн
Российской Федерации (слова С.
В. Михалкова, музыка А. В.; М.
Глинка. «Патриотическая
песня»; Музыка Г. Струве, слова
Н. Соловьёвой. «Моя Россия»

1

1

Устный опрос;
контрольная
работа

5.

Модуль "Музыкальная грамота" 1
(И). Мелодия. Творчество
российских композиторовмелодистов. Музыкальные
произведения по выбору: М. П.
Мусоргский. Сюита «Картинки с
выставки» (в оркестровке М.

Устный опрос

Равеля); М. Глинка.
«Патриотическая песня»; П. И.
Чайковский. Первый концерт для
фортепиано с оркестром (1
часть), С. В. Рахманинов.
«Вокализ», Второй концерт для
фортепиано с оркестром (начало)
6.

Модуль "Музыкальная грамота"
(К, Л). Элементы музыкальной
формы

1

Устный опрос

7.

Модуль "Музыкальная грамота"
(С). Тональность. Гамма

1

Устный опрос

8.

Модуль "Классическая музыка"
(Г, Е). Многообразие красок
фортепиано и скрипки.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

10. Модуль "Духовная музыка" (А). 1
Колокольность в музыке русских
композиторов. Музыкальные
произведения по выбору:
Музыкальные произведения по
выбору: М. П. Мусоргский.

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: Л. Бетховен, Соната №4;
П. И. Чайковский
"Воспоминание о дорогом месте"
9.

Модуль "Духовная музыка" (А).
Красота колокольного звона.
Звонарь

«Борис Годунов» (Пролог.
Венчание на царство. Великий
колокольный звон; Сцена смерти
царя Бориса. Погребальный
звон)

11. Модуль "Духовная музыка" (Б).
Образы духовной музыки.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

13. Модуль "Музыкальная грамота"
(Т). Понятие музыкального
интервала

1

Устный опрос

14. Модуль "Музыкальная грамота"
(Т). Мажорное и минорное
звучание. Музыкальные
произведения по выбору: Ф.
Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль
мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор).

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: народные песнопения о
Сергии Радонежском. Утренняя
молитва; П. Чайковский. «В
церкви»
12. Модуль "Духовная музыка" (Б).
Рождественские песнопения и
колядки. Музыкальные
произведения по выбору: Слова
и музыка П. Синявского.
«Рождественская песенка»;
народные славянские
песнопения. «Добрый тебе
вечер», «Рождественское чудо»

Мазурка № 1. Мазурка № 47.
Мазурка № 48. Полонез (ля
мажор). Ноктюрн фа минор.
Этюд № 12 (до минор). Полонез
(ля мажор); Этюд № 12 (до
минор)
15. Модуль "Музыкальная грамота"
(Т). Диссонанс и консонанс

16. Модуль "Народная музыка
России" (Б). Народные
музыкальные традиции.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: детский фольклорный
ансамбль «Зоренька»,
Государственный академический
русский народный хор имени М.
Е. Пятницкого. «Вдоль по улице
широкой»
17. Модуль "Народная музыка
России" (В). Мотив, напев,
наигрыш. Музыкальные
произведения по выбору:
плясовые наигрыши
«Камаринская», «Светит месяц»

18. Модуль "Народная музыка
1
России" (Е). Народная песня:
песня-игра, песня-диалог, песняхоровод. Музыкальные
произведения по выбору:
Народные игры с музыкальным
сопровождением –
«Каравай»,«Яблонька», «Галка»,
«Заинька». Игры народного
календаря: святочные игры,
колядки, весенние игры (виды
весенних хороводов – «змейка»,
«улитка» и др.)
19. Модуль "Народная музыка
России" (И). Народные мелодии
в обработке композиторов.

1

Устный опрос.
Контрольная
работа

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: М. А. Балакирев
"Заиграй, моя волынка"; Н. А.
Римский-Корсаков "Как за
речкою, да за Дарьею"
20. Модуль "Музыкальная грамота"
(Х). Знакомство с вариациями

21. Модуль «Музыка театра и кино» 1
(А). Музыкальные темы и
главные действующие лица в
музыкальном спектакле.
Музыкальные произведения по
выбору: пьесы из детских
альбомов А. Т. Гречанинова, Г.
В. Свиридова, А. И. Хачатуряна,
«Детской музыки»
С.С.Прокофьева, фортепианные
прелюдии Д. Д. Шостаковича

Устный опрос

22. Модуль «Музыка театра и кино» 1
(Б). Балет в музыкальном театре.
Музыкальные произведения по
выбору: П. И. Чайковский
«Щелкунчик», К. Хачатурян
«Чиполлино»; С. Прокофьев.

Устный опрос

«Золушка»
23. Модуль «Музыка театра и кино» 1
(Г). Симфонический оркестр в
музыкальном театре. Тембры
музыкальных инструментов.
Музыкальные произведения по
выбору: С. Прокофьев.

Устный опрос

«Симфоническая сказка», «Петя
и волк»
24. Модуль «Классическая музыка»
(И). Роль и значение
программной музыки.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: Ф. Мендельсон.
Увертюра "Сон в летнюю ночь";
Дж.Россини. Увертюра к опере
"Вильгельм Телль"; Д.
Шостакович «Праздничная
увертюра»
25. Модуль «Классическая музыка»
(И). Образы программной
музыки. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.
Чайковский "Детский альбом"

26. Модуль «Классическая музыка»
(К). Состав симфонического
оркестра

1

Устный опрос

27. Модуль "Музыкальная грамота"
(Ж). Знакомство с элементами
музыкального языка

1

Устный опрос

28. Модуль "Музыкальная грамота"
(М). Мелодия и лад.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: Н. А. РимскийКорсаков ("Море", отрывок из
вступления к опере «Садко»); П.
И. Чайковский («Октябрь»
(«Осенняя песнь»), «Ноябрь»
(«На тройке»), «Декабрь» («У
камелька»), «Июнь»
(«Баркарола») из цикла
"Времена года")
29. Модуль "Классическая музыка"
(М). Европейские композиторыклассики. Музыкальные
произведения по выбору:
Марсельеза; Ф. Шуберт. «Аве
Мария»; Л. ван Бетховен.
«Лунная соната», «К Элизе»; К.
Дебюсси. «Лунный свет» (из
«Бергамасской сюиты»);
А.Моцарт. «Турецкое рондо»,
Симфония № 40, Маленькая
ночная серенада
30. Модуль "Классическая музыка"
(Л). Музыкальный мир С. С.
Прокофьева. Музыкальные
произведения по выбору: С. С.
Прокофьев. Симфония № 1
«Классическая» ре мажор, соч.
25, Концерт № 2 для фортепиано,
балет «Ромео и Джульетта»
(«Улица просыпается», «Танец
рыцарей»)

31. Модуль "Классическая музыка"
(Л). «Певцы родной природы».
Музыкальные произведения по
выбору: Н. А. РимскийКорсаков. “Океан-море синее”
(из оперы «Садко»); П. И.

1

Устный опрос

32. Модуль "Классическая музыка"
(Н). Мастерство исполнителя

1

Устный опрос

33. Модуль "Классическая музыка"
(Н). Интерпретации
классических произведений.
Промежуточная аттестация
34. Модуль "Музыка в жизни
человека" (З). Музыкальные
образы в разных жанрах.

1

Чайковский. «Песнь жаворонка»
из цикла «Времена года»); Й.
Гайдн. Симфония № 103 (финал)

1

1

Устный опрос

Музыкальные произведения по
выбору: И. Бах. Маленькая
прелюдия для органа соль минор
(обр. для ф-но Д.Б.
Кабалевского). Итальянский
концерт. Прелюдия № 8 ми
минор («12 маленьких прелюдий
для начинающих»); С. В.
Рахманинов. Соната для
виолончели и фортепиано, gmoll, op. 19

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Устный опрос.
Контрольная
работа

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа начального общего образования по музыке.
2. Сборники песен и хоров.
3. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
4. Книги о музыке и музыкантах.
5. Научно-популярная литература по искусству
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».