Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Южная СОШ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год Приказ директора от "30" мая 2021 г. № 94-ОД Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 учебного предмета "Музыка" НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 класс Составитель: Смирнова Е.А. учитель начальных классов первая квалификационная категория 2022 г. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету «Музыка» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ». Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным не директивным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами Танцы, игры и веселье Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Мелодия Мотив, музыкальная фраза.Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги) Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная музыка Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА» Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО» Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы Балет. Хореография — искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Современные обработки классической музыки Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты) Кавказские мелодии и ритмы Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа Музыка Японии и Китая Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника Музыка Средней Азии Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона Певец своего народа Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны Диалог культур Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль «Современная музыкальная культура»: иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наимено вание разделов и тем программ ы Количествочасов Репертуар контроль практи для слушания всего ныеработ ческиер ы аботы Модуль 1. Классическаямузыка 1.1. Вокальнаям 2 0 0 узыка 1.2. Симфонич ескаямузы ка 1 0 0 Итогопомодулю 3 Модуль 2. Народная музыка России для пения Дата Виды изучен деятельности для музицирован ия ия Виды, форм ы контро ля С. Т. Рихтера, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, М. Л. Ростропович «Россия» Сл и Муз. Елены Обуховой Колкер "Рябин а" 01.09.20 22 16.09.20 22 Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведени й композиторо вклассиков.; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром; К. Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели «Песня о России» Муз: В.ЛоктевСл: О.Высотская Колкер "Рябин а" 19.09.20 22 24.09.20 22 Слушание Устн http://schoolый фрагментов collection.edu симфоническо опрос .ru/ й музыки. «Дирижиро вание» оркестром.; Электронн ые (цифровые) образовател ьныересурс ы 2.1. Жанры музыкаль ногофоль клора 2 0 Итогопомодулю 2 Модуль 3. Музыкальная грамота 0 «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшкополе»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) «Песня о России» Муз: В.ЛоктевСл: О.Высотская Колкер "Рябин а" 26.09.20 22 07.10.20 22 Различение на Устн http://schoolый collection.edu слух контрастных опрос .ru/ по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристик а типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей. 3.1. Мелодия 1 0 0 А. Абрамов. «Реченька» Наша (слова Е. Карасёва) школьная страна Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков М. 10.10.20 Определение Устн http://schoolМусоргский 22 ый collection.edu на слух, "С няней" 14.10.20 прослеживани опрос .ru/ 22 е по нотной записи мелодических рисунков с постепенным, плавным движением, скачками, остановками.; 3.2. Интервалы 2 0 0 Наша Шопена: № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) школьная и № 1 (си бемоль мажор) страна Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков М. 17.10.20 Освоение Мусоргский 22 понятия "С няней" 28.10.20 «интервал». 22 Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тонполутон).; Итогопомодулю 3 Модуль 4. Музыка в жизни человека Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 4.1. Музыкал ьныепейз ажи 1 0 0 С. Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева, «В молчанье ночи тайной» на слова А. А. Фета, «Здесь хорошо», «Ночь печальна» Чему учат в школе Слова: Михаил Пляцковский Музыка: Владимир Шаинский М. 07.11.20 Рисование Устн http://schoolМусоргский 22 «услышанных ый collection.edu "С няней" 11.11.20 » опрос .ru/ 22 пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; 4.2. Танцы, игры и веселье 1 0 0 полонезлямажор Ф. Шопена; Г. Струве«Полонездружбы» ; Вальсы Ф Шопена: симинор, миминор, мибемольмажор; мазурки Ф. Шопена: № 47 (ляминор), № 48 (фамажор) и № 1 (сибемольмажор) Чему учат в школе Слова: Михаил Пляцковский Музыка: Владимир Шаинский И.Хрисанид 14.11.20 Вокальная, Устн http://school22 и "Первый инструментал ый collection.edu 18.11.20 ьная, опрос .ru/ ландыш" 22 ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра.; Итогопомодулю 2 Модуль 5. Классическаямузыка 5.1. Композито ры — детям 0.5 0 0 Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Улыбка (м/ф "Крошка Енот") И.Хрисанид 21.11.20 Слушание Устн http://school22 ый и "Первый collection.edu музыки, 22.11.20 определение опрос .ru/ ландыш" 22 основного характера, музыкальновыразительн ых средств, использован ных композиторо м. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; 5.2. Вокальнаям 0.5 узыка 0 0 Мазурка № 48. Полонез Улыбка (ля мажор). (м/ф "Крошка Ноктюрн фа минор. Этюд Енот") № 12 (до минор). Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор) И.Хрисанид 23.11.20 Определение Устн http://school22 ый и "Первый на слух collection.edu 24.11.20 типов опрос .ru/ ландыш" 22 человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиона льных вокалистов.; 5.3. Инструмент 0.5 альнаямузы ка 0 0 Концерт для скрипки с Улыбка оркестром ре мажор; Л. (м/ф "Крошка Енот") Ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; И. Брамс. Концертдляскрипки с оркестром ре мажор И.Хрисанид 25.11.20 Знакомство с Устн http://school22 ый и "Первый collection.edu жанрами 28.11.20 камерной опрос .ru/ ландыш" 22 инструментал ьной музыки. Слушание произведений композиторовклассиков. Определение комплекса выразительны х средств. Описание своего впечатления от восприятия.; 5.4. Програ ммнаям узыка 0.5 0 0 исполнительское творчество А. Вивальди, А. Корели, Н. Паганини, Н. Кавакос; П. И. Чайковский. Улыбка (м/ф "Крошка Енот") И.Хрисанид 29.11.20 Рисование Устн http://school22 образов ый и "Первый collection.edu 30.11.20 программной опрос .ru/ ландыш" 22 музыки; 5.5. Музыкал ьныеинст рументы. Скрипк а, виолонч ель 2 0 0 исполнительское творчество М. Растроповича, П. Казальс, Н. Андре, В. Максимова; К. СенСанс. Концерт для виолончели с оркестром № 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром Настоящий друг (м/ф "Настоящие друзья") Румынская народнаяпе сня "Пастушок " 01.12.20 22 15.12.20 22 Настоящий друг (м/ф "Настоящие друзья") Румынска я народная песня "Пастуше к" 19.12.202 2 23.12.202 2 Играимитация исполнител ьских движений во время звучания музыки.; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ Итогопомодулю 4 Модуль 6. Современнаямузыкальнаякультура 6.1. Совреме 1 0 0 Концерт для виолончели с оркестром нныеобр № 1; Й. Гайдн. Концерт аботки № 1 для виолончели с классич оркестром еской музыки Итогопомодулю 1 Модуль 7. Духовнаямузыка Различение Устн ый музыки классической опрос и её современной обработки.; Единая коллекция цифровых образовател ьных ресурсов http://school - 7.1. Звучаниехра 0.5 ма 0 0 М. И. Глинка. «Камаринская»; И. П. Ларионов. «Калинка»; «Вот мчится тройка почтовая» в исп. М. Вавича; А. Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). Ёлочка-ёлка лесной аромат (м/ф "Лесная сказка") Ц.Кюи "Ласточк а" 09.01.20 23 10.01.20 23 Слушание Устн http://schoolый музыки collection.edu опрос .ru/ русских композиторов с ярко выраженным изобразительн ым элементом колокольност и. Выявлени е, обсуждени е характера, выразител ьных средств, использов анных композито ром.; 7.2. ИскусствоР 0.5 усскойправо славной церкви 0 0 «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Ёлочка-ёлка лесной аромат (м/ф "Лесная сказка") Ц.Кюи "Ласточк а" 11.01.20 23 12.01.20 23 Поиск в Интернете информаци ио Крещении Руси, святых, об иконах; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 7.3. Религио зныепра здники 1 0 0 Итогопомодулю 2 Модуль 8. Народная музыка России 8.1. Русскиенаро 1 0 0 дныемузыка льные инструмент ы 8.2. Первыеарт исты, народный театр 2 0 0 «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка», «Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, Ёлочка-ёлка лесной аромат (м/ф "Лесная сказка") Ц.Кюи "Ласточк а" 16.01.20 23 20.01.20 23 Просмотр фильма, посвящённо го религиозны Устн Единая ый коллекция опрос цифровых образовател ьных И. П. Ларионов. «Калинка» Р.н.п «Реченька» Ц.Кюи "Ласточк а" 23.01.20 23 27.01.20 23 Знакомство с внешним видом, особенностя ми исполнения и звучания русских народных инструмент ов.; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ «Колокольчик» (сл. И. Макарова) Р.н.п «Реченька» Русская народная песня "Над полями, да над чистыми" 30.01.20 23 09.02.20 23 Разучива ние, исполнен ие скоморо шин; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 8.3. Фольклор в 1 творчестве профессион альных музыкантов 0 0 М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Облака (м/ф "Трям, здравствуйт е!") Русская народная песня "Над полями, да над чистыми" 13.02.20 23 17.02.20 23 8.4. Сказки, мифы и легенды 0 0 М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Золотой петушок»; П. И. Чайковский. «Черевички» Облака (м/ф "Трям, здравствуйт е!") Русская народная песня "Над полями, да над чистыми" 20.02.20 Знакомство 23 манерой 24.02.20 сказывания 23 нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказыва емых нараспев.; 1 Разучивание, Устн ttp://schoolый collection.edu исполнение опрос .ru/ народных песен в композиторск ой обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторск ом варианте. Обсуждениеар гументирован ных оценочныхсуж дений на основе сравнения; с Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 8.5. Народн ые праздн ики 1 0 0 И. Ф. Стравинский. Балеты: «Петрушка»,«Жарптица», «Байка» Мамина улыбка Русская слова и музыка: народная Женя Цыбров песня "Над полями, да над чистыми" 27.02.20 23 03.03.20 23 Знакомство с Устн http://schoolcollection.edu праздничным ый опрос .ru/ и обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившим ися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; "Косил Яськонюшину" в исп. группы Песняры; Р. Паулс "Колыбельная", латышская народная песня «Вей ветерок» Мамина улыбка С.Тулико слова и музыка: в Женя Цыбров "Родина" 06.03.20 23 07.03.20 23 Знакомство с внешним видом, особенностя ми исполнения и звучания народных инструмент ов. Итогопомодулю 6 Модуль 9. Музыканародовмира 9.1. Музыкан 0.5 0 0 ашихсосе дей Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 9.2. Кавказски е мелодии и ритмы 0.5 0 0 казахские народные песни «Богембай батыр», «Сабалак»; Мамина улыбка С.Тулико слова и музыка: в Женя Цыбров "Родина" 08.03.20 23 10.03.20 23 Знакомство с особенностя ми музыкальн ого фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкальног о языка (ритм, лад, интонации).; Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 9.3. МузыкаЯп онии и Китая 0.5 0 0 японская народная песня «Вишня»; китайская народная песня "Жасмин" Крылатые С.Тулико в качели "Родина" (к/ф "Приключени я Электроника") 13.03.20 23 14.03.20 23 Знакомство с особенностя ми музыкальн ого фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкальног о языка (ритм, лад, интонации). Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ 9.4. МузыкаСр еднейАзии 0.5 0 0 японская народная песня «Вишня»; китайская народная песня "Жасмин" Крылатые С.Тулико в качели "Родина" (к/ф "Приключени я Электроника") Л. Ван Бетховена, М. И. Глинки Крылатые качели (к/ф "Приключени я Электроника") 15.03.20 23 17.03.20 23 Знакомство с особенностя ми музыкальн ого фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкальног о языка (ритм, лад, интонации). Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ Итогопомодулю 2 Модуль 10. Музыкальная грамота 10.1 Дополните 0.5 0 0 . льныеобоз начения в нотах Я.Дубравин 03.04.20 Знакомство с Устн http://school23 "Песня о collection.edu дополнительн ый 04.04.20 ыми опрос .ru/ земной 23 красоте" элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; 10.2 Вариации . 0.5 0 0 Итогопомодулю 1 Модуль 11. Музыка театра и кино Й. Гайдна, В. А. Моцарта Крылатые качели (к/ф "Приключени я Электроника") Я.Дубравин 05.04.20 Слушание Устн http://school23 "Песня о произведени ый collection.edu 07.04.20 й, опрос .ru/ земной 23 красоте" сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. 11.1 Сюжет . музыкаль ногоспек такля 2 0 0 «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино»(режиссе р Л. Нечаев, композитор А. Рыбников) Бременские музыканты сл.Ю.Энтина, муз. Ген. Гладкова, м/ф «Бременские музыканты» 11.2 Балет. . Хореограф ия — искусствот анца 1 0 0 П. И. Чайковский. «Детский альбом» из мультфильма «Детский альбом» (1976), мультфильм «Щелкунчик» (1973); В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Нор штейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина),«Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский) Колыбельная Колкер "Рябин медведицы а" (из мультипликаци онного фильма «Умка») Я.Дубравин 10.04.20 Просмотр 23 фильма"Песня о 21.04.20 оперы или земной 23 фильмакрасоте" балета; 24.04.20 23 28.04.20 23 Устн http://schoolый collection.edu опрос .ru/ Просмотр и Устн http://schoolый collection.edu обсуждение видеозаписей опрос .ru/ — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальна я викторина на знание балетной музыки.; 11.3 Оперетта, . мюзикл 2 0 0 Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Балет «Снегурочка» Колыбельная М. 01.05.20 Знакомство с Устн http://schoolМусоргский 23 жанрами ый медведицы collection.edu "С няней" 12.05.20 оперетты, опрос .ru/ (из 23 мюзикла. мультипликаци Слушание онного фильма фрагментов из «Умка») оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели Если с другом вышел в путь Итогопомодулю 5 Модуль 12. Музыканародовмира 12.1 Певецсв 1 0 0 . оегонар ода И.Хрисанид 15.05.20 Знакомст Устн http://school23 ыйоп collection.edu и "Первый во с 19.05.20 творчест рос ландыш" .ru/ 23 вом композит оров. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорног о музыкальног о материала. 12.2 Диалог . культур 1 Итогопомодулю 2 0 0 А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Если с другом вышел в путь Румынская народнаяпе сня "Пастушок " 22.05.20 23 25.05.20 23 Знакомст Устн http://schoolыйоп collection.edu во с рос творчест .ru/ вом композит оров. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорног о музыкальног о материала. Модуль 13. Классическаямузыка 13.1 Русские 0.25 0 0 . композит орыклассики 13.2 Европейс . киекомпо зиторыклассики 0.25 0 0 А. Гурилёв. «ДомикНекрутите крошечка» (сл. С. пестрый Любецкого). «Вьется глобус ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова) Ц.Кюи "Ласт очка" 26.05.20 23 27.05.20 23 Чтение учебных текстов и художеств енной литератур ы биографич еского характера. Устн http://schoolыйоп collection.edu рос .ru/ П. Чайковский. «Я ли в поле Некрутите пестрый да не травушка была» (ст. И. Сурикова); Н. Римский- глобус Корсаков. Опера "Снегурочка" ("Пляскаскоморохов") Ц.Кюи "Ласт очка" 29.05.20 Чтение 23 учебных текстов и художеств енной литератур ы биографич еского характера. Устн http://schoolыйй collection.edu опрос .ru/ 13.3 Мастерс . тво исполни теля 0.5 0 0 0 0 Итогопомодулю 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВ О ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 М. Матвеев. «Матушка, Некрутитепе стрыйглобус матушка, что во поле пыльно»; М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор «Разгулялися, разливалися») Ц.Кюи "Ласт очка" 30.05.20 23 31.05.20 23 Знакомство с Устн http://schoolcollection.edu творчеством ый выдающихся опрос .ru/ исполнителей классической музыки. Изучениепрог рамм, афишконсерва тории, филармонии. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Темаурока п/п Количество часов 1. 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; Модуль "Классическая музыка" (Ж). Тайна рождения песни. Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы Многообразие жанров вокальной музыки. Музыкальные произведения по выбору: исполнение С. Т. Рихтера, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, М. Л. Ростропович 2. Модуль "Классическая музыка" (Ж). Ведущие музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром; К. СенСанс. Концерт № 1 для виолончели 3. Модуль "Классическая музыка" (Ж). М. И. Глинка. Гармония оркестра. Музыкальные произведения по выбору: увертюры «Арагонская хота»,«Ночь в Мадриде», симфонические фантазии «Камаринская», «Вальсфантазия» 1 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 4. Модуль "Народная музыка России" (Д). Многообразие жанров народных песен. 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; Музыкальные произведения по выбору: «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшко-поле»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) 5. Модуль "Народная музыка России" (Д). Музыкальность поэзии А. С. Пушкина. 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Романс«Я помню чудное мгновенье»(ст. А. Пушкина); Г. В. Свиридов. «Метель» («Осень»); П. И. Чайковский. Опера «Золотой петушок»; М. И. 6. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» Модуль "Музыкальная грамота" (И). Мелодический рисунок 7. Модуль "Музыкальная грамота" (Т). Мелодическое движение и интервалы 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 8. Модуль "Музыкальная грамота" (Т). Элементы двухголосия 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 9. Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Музыка о красоте родной земли и красоте человека. Музыкальные произведения по выбору: С. 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 10. Модуль "Музыка в жизни 1 человека" (Д). Полонез, мазурка, вальс. Музыкальные произведения по выбору: полонез ля мажор Ф. Шопена; Г. 0 0 16.11.2022 Устный опрос; Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева, «В молчанье ночи тайной» на слова А. А. Фета, «Здесь хорошо», «Ночь печальна» Струве «Полонез дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си минор, ми минор, ми бемоль мажор; мазурки Ф. Шопена: № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль мажор) 11. Модуль "Классическая музыка" (З). Особенности камерной музыки. Музыкальные произведения по выбору: Ф. 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 12. Модуль "Классическая музыка" (И). Рисование образов программной музыки 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 13. Модуль "Классическая музыка" (Е). Знаменитые скрипачи и скрипичные мастера. 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 14. Модуль "Классическая музыка" 1 (Е). Знаменитые виолончелисты. Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество М. Растроповича, П. Казальс, Н. Андре, В. 0 0 14.12.2022 Устный опрос; Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор) Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество А. Вивальди, А. Корели, Н. Паганини, Н. Кавакос; П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. Ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Максимова; К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром 15. Модуль "Современная музыкальная культура" (А). 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 17. Модуль "Духовная музыка" (Д). 1 Народные и церковные праздники: музыкальные образы. Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка», «Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая» 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 18. Модуль "Народная музыка России" (В). Инструменты русского народного оркестра. Музыкальные произведения по выбору: И. П. Ларионов. 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 19. Модуль "Народная музыка 1 России" (В). Лирические песни в русской музыкальной традиции. 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 20. Модуль "Народная музыка России" (И). Народныйтеатр 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 21. Модуль "Народная музыка России" (Ж). Народные мелодии в обработке композиторов 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; Музыкальнаяобработка классическихпроизведений 16. Модуль "Духовная музыка" (Г). Народные и духовные песнопения. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. «Камаринская»; И. П. Ларионов. «Калинка»; «Вот мчится тройка почтовая» в исп. М. Вавича; А. Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая»(сл. Н. Грекова). «Колокольчик»(сл. И. Макарова); М. Матвеев.«Матушка, матушка, что во поле пыльно» «Калинка»; «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» 22. Модуль "Народная музыка России" (Г). Оперы-сказки русских композиторов. 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 08.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 15.03.2023 Устный опрос; Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Опера» Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Золотой петушок»; П. И. Чайковский. «Черевички» 23. Модуль "Народная музыка России" (Г). Музыкальные образы в балетах И. Ф. Стравинского. Музыкальные произведения по выбору: И. Ф. Стравинский. Балеты: «Петрушка», «Жар-птица», «Байка» 24. Модуль "Музыка народов мира" (А, Б). Фольклор и музыкальные традиции наших соседей. Музыка Белоруссии, Прибалтики. Музыкальные произведения по выбору: "Косил Яськонюшину" в исп. группы Песняры; Р. Паулс "Колыбельная", латышская народная песня «Вей ветерок» 25. Модуль "Музыка народов мира" (Е, Ж). Музыка Средней Азии. Музыка Японии и Китая. Музыкальные произведения по выбору: казахские народные песни «Богембай батыр», «Сабалак»; японская народная песня «Вишня»; китайская народная песня "Жасмин" 26. Модуль "Музыкальная грамота" (Х). Музыкальные вариации. Музыкальные произведения по выбору: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, М. И. Глинки 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 27. Модуль «Музыка театра и кино»(Д). Сюжет музыкального спектакля. Фильмы-сказки. 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 0 0 19.04.2023 Устный опрос; Музыкальные произведения по выбору: «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников) 28. Модуль «Музыка театра и кино»(Д). Музыка в мультфильмах. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» из мультфильма «Картинки с выставки» (1984); П. И. Чайковский. «Детский альбом»из мультфильма «Детский альбом» (1976), мультфильм«Щелкунчик» (1973); музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссерованиматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Нор штейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка»(В. 29. Модуль «Музыка театра и 1 кино»(В). Опера и балет. Музыкальные произведения на выбор: М. И. Глинка. Опера«Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Балет«Снегурочка» 30. Модуль «Музыка театра и кино»(Е). Оперетта и мюзикл. 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 0 0 17.05.2023 Устный опрос; Музыкальные произведения на выбор: И. Штраус оперетта "Летучая мышь"; Э. Уэббер. Мюзикл «Кошки» 31. Модуль «Музыка театра и кино»(Г). Увертюры к опере, балету, мюзиклу. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Увертюра из оперы«Руслан и Людмила»; Ф. Мендельсон. Увертюра "Сон в летнюю ночь" 32. Модуль «Музыка народов 1 мира»(З). Выразительность музыкальной речи: интонация. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели 33. Модуль «Музыка народов мира» 1 (И). Диалог культур 34. Модуль "Классическая музыка" (Л, Н). Композитор – имя ему народ. Музыкальные произведения по выбору: П. 1 0 0 34 0 0 Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова); Н. РимскийКорсаков. Опера "Снегурочка" ("Пляска скоморохов"); А. Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор «Разгулялися, разливалися») ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 24.05.2023 Устный опрос; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Программа начального общего образования по музыке. 2. Сборники песен и хоров. 3. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). 4. Книги о музыке и музыкантах. 5. Научно-популярная литература по искусству ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурокhttps://infourok.ru/ Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.