Приложение 2 к приказу директора школы от 30.05.2022 № 106-ОД ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ПЛАНА ФГОС ООО НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ «Южная СОШ» основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 6 - 9 классы на 2022-2023 уч.г. Учебный план разрабатывается с учётом нормативных документов: ФЗ- № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательного стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 (с изменениями от 31. 12. 2015 г. №1577); Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 № 19676). Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмом Министерства образования Калининградской области от 22.06.2018 г. № 22/06/01 «О формировании учебного плана в части включения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература». Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 « О методических рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию процесса реализации предметной области «ОДНКНР»». При разработке учебного плана учтены: кадровый состав педагогических работников, социальный заказ на образовательные услуги, особенности образовательного процесса, обусловленные программой развития ОУ, устав МБОУ «Южная СОШ», уровень технической оснащенности учебных кабинетов и учебноматериальной базы ОУ, преемственность между уровнями образования, требованиями СанПиН. Продолжительность учебного года 34 учебные недели. Продолжительность урока – 40 минут, в соответствии с СаНПин и Уставом школы. Режим работы - пятидневная рабочая неделя. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Информатике и ИКТ», «Технологии» в 6-9 классах, осуществляется деление на две группы (при наполняемости 20 и более человек в классе). Учебный план 6-9 классов обеспечивает реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Учебный план 6-9 классов состоит из двух частей, направленных на достижение результатов, определяемых ФГОС ООО: инвариантной (обязательной) части, и вариативной части учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса. Соотношение инвариантной и вариативной части учебного плана составляет 70% - 30%. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения и внеурочная деятельность), обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. 1. Инвариантная (обязательная) часть состоит из десяти обязательных предметных областей: русский язык и литература; родной язык и родная литература; иностранные языки; математика и информатика; общественно-научные предметы; естественно-научные предметы; основы духовно - нравственной культуры народов России; искусство; технология; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Русский язык и литература» в 6 классах представлена предметами «Русский язык» (6 часов в неделю); «Литература» (3 часа в неделю); в 7 классах представлена предметами «Русский язык» (4 часа в неделю); «Литература» (2 часа в неделю); в 8 классах представлена предметами «Русский язык» (3 часа в неделю); «Литература» (2 часа в неделю). в 9 классах представлена предметами «Русский язык» (3 часа в неделю); «Литература» (2 часа в неделю). Учебный предмет «Родной язык и родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» в 6 классах представлена предметами «Родной язык (русский язык)» (0,5 часа в неделю); «Родная литература (на русском языке)» (0,5 часа в неделю); в 7 классах представлена предметами «Родной язык (русский язык)» (0,5 часа в неделю); «Родная литература (на русском языке)» (0,5 часа в неделю); в 8 классах представлена предметами «Родной язык (русский язык)» (0,5 часа в неделю); «Родная литература (на русском языке)» (0,5 часа в неделю); в 9 классах представлена предметами «Родной язык (русский язык)» (0,5 часа в неделю); «Родная литература (на русском языке)» (0,5 часа в неделю); Область «Иностранные языки» в 6-9 классах представлена предметом «Английский язык» (3 часа в неделю), «Немецкий язык» (3 часа в неделю). Второй иностранный язык вводится в объеме не менее 2-х часов в 6-9-ых классах в учебные планы общеобразовательных организаций при соответствующих возможностях образовательной системы. В предметной области «Математика и информатика» в 6-9 классах изучается предмет «Математика» (5 часов в неделю), в 7-8 классах «Информатика и ИКТ» (1 час в неделю), в 9 классах (2 часа в неделю). Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя предметы: в 6 классах: «История России. Всеобщая история» (2 часа в неделю), «География» (1 час в неделю), «Обществознание» (1 час в неделю); в 7 классах: «История России. Всеобщая история» (2 часа в неделю), «География» (2 часа в неделю), «Обществознание» (1 час в неделю); в 8 классах «История России. Всеобщая история» (2 часа в неделю), «География» (2 часа в неделю), «Обществознание» (1 час в неделю). в 9 классах «История России. Всеобщая история» (2 часа в неделю), «География» (2 часа в неделю), «Обществознание» (1 час в неделю). В области «Естественно-научные предметы»: в 6 классах - изучается «Биология» (1 час в неделю), в 7 класса «Биология» (2 часа в неделю), «Физика» (2 часа в неделю); в 8 классах «Биология» (2 часа в неделю), «Физика» (2 часа в неделю), «Химия» ( 2 часа в неделю). в 9 классах «Биология» (2 часа в неделю), «Физика» (2 часа в неделю), «Химия» (2 часа в неделю). Предметная область «Искусство» в 6-9 классах реализуется через изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю в 6-7 классах, «Искусство» в 8-9 классах. Предметная область «Технология» в 6-8 классах представлена предметом «Технология» (2 часа в неделю в 7-8 классах). В 6 классе на изучение предмета «Технология» отводится 2 час в неделю, из них 1 час внутрипредметного модуля был вынесен в часть, формируемую участниками образовательных отношений на предмет «Информатика и ИКТ». В 9 классах предметная область «Технология» реализуется предпрофильной подготовкой обучающихся предметом «Путь в профессию или в поисках призвания». Изучение учебного предмета «Технология» в 7-8 классах построено с учетом возможностей образовательного учреждения – наличия учебных мастерских. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета «Технология». Выбор направления обучения исходит из образовательных потребностей и интересов обучающихся. При изучении учебного предмета «Технология» значительная роль отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию. В предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» на изучение предмета «Физическая культура» отводится 2 часа в неделю, третий час предмета «Физическая культура» вынесен во внеурочную деятельность, что продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, совершенствования физической подготовки, привития навыков здорового образа жизни, направлено на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру отводится 2 академических часа, третий час реализуется школой за счет часов из части, формируемой участниками образовательного процесса или за счет посещения обучающимися спортивных секций школы и внеурочной деятельности по выбору обучающихся. На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выделено по 1 часу в 6,7,8,9 классах. Предметная область «Основы духовно - нравственной культуры народов России» включает в себя предмет ОДНКРК (Основы духовно-нравственной культуры народов России) в 9 классе 1 час в неделю. С целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по итогам учебного года проводится промежуточная аттестация обучающихся в формах: Предмет 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Русский язык Контрольная работа Контрольная работа Комплексный экзамен (устная и письменная часть) КР в форме ОГЭ Литература Тестирование тестирование Тестирование Тестирование Иностранный язык комплексная контрольная работа комплексная контрольная работа комплексная контрольная работа комплексная контрольная работа История тестирование тестирование тестирование КР в формате ОГЭ Обществознание тестирование тестирование тестирование КР в формате ОГЭ География контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа Математика контрольная работа контрольная работа контрольная работа КР в формате ОГЭ Информатика тестирование тестирование тестирование тестирование Биология тестирование тестирование тестирование КР в формате ОГЭ Физика - контрольная работа контрольная работа контрольная работа Химия - - контрольная работа КР в формате ОГЭ ИЗО творческая работа творческая работа - - Искусство - - тестирование тестирование МХК - - - - Музыка тестирование тестирование - - Технология творческая работа творческая работа творческая работа - Физ.культура тестирование тестирование тестирование тестирование ОБЖ тестирование тестирование тестирование тестирование ОДНКНР Контрольная работа Курсы по выбору зачёт зачёт зачёт зачёт 2. Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса30%) определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию образовательных интересов и потребностей обучающихся и представлена: внутрипредметными образовательные модулями; метапредметными курсами; элективными курсами по выбору; исследовательской и проектной деятельностью. Внутрипредметные образовательные модули (ВПМ) – учебные курсы, находящиеся в рамках общеобразовательных предметов, отражающие тематический блок общеобразовательного предмета с позиции проектно-исследовательской деятельности и иных форм работы обучающихся. Чаще всего единой нитью связываются разнообразные по учебному курсу темы в рамках интересной и творческой деятельности обучающихся. При реализации ВПМ обучающимся 6-9 классов предоставляется возможность выбора, как темы индивидуальной проектной или исследовательской работы, так и своей роли в организации и реализации групповых проектов или исследований. предмет Название ВПМ Колво часов ВПМ 6 класс Английский язык Немецкий язык Математика Русский язык Литература История России. Всеобщая история Обществознание География Биология Технология Физкультура Искусство (ИЗО) ОБЖ Музыка Английский язык Немецкий язык Математика Информатика и ИКТ Русский язык Проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка По дорогам Германии Математическое моделирование Развитие устной и письменной речи Развитие коммуникативных умений обучающихся 30 30 51 61 30 20 Культурное наследие Средневековья Финансовая грамотность Математика в географии Органы растений VR/AR ГТО Искусство в жизни человека Практические методы оказания первой помощи Национальные, культурные традиции своего народа, родного края 7 класс Проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка По дорогам Германии Решение текстовых задач. Реальная математика Информационное пространство человека Текст как продукт речевой деятельности 10 10 10 20 20 10 10 10 30 30 51 10 40 Литература История России. Всеобщая история Обществознание География Биология Технология Физкультура Искусство (ИЗО) ОБЖ Физика Музыка Английский язык Немецкий язык Математика Информатика и ИКТ Русский язык Литература История России. Всеобщая история Обществознание География Биология Технология Физкультура Искусство Физика Химия Английский язык Немецкий язык Математика Информатика и ИКТ Русский язык Литература История России. Всеобщая история Обществознание География Биология Развитие коммуникативных навыков обучающихся Культурное наследие Нового времени 20 20 Человек – это звучит гордо Географические закономерности Зоологическая лаборатория ГЕО-технологии ГТО Дизайн и архитектура в жизни человека Исторические факты о ЧС природного характера Физика вокруг нас Диалог истории, литературы музыки 8 класс 10 20 20 20 20 10 10 20 10 Проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка По дорогам Германии Математические термины и символы. История возникновения и развития Теория и практика мультироторных систем Текст как продукт речевой деятельности Развитие коммуникативных навыков обучающихся 30 История западной России Финансовая грамотность Краеведение Зоологическая лаборатория Программирование на Python ГТО Прекрасное пробуждает добро Физика в быту Химия для восьмиклассников 9 класс Проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка По дорогам Германии Математика вокруг нас Мультироторные системы Текст как продукт речевой деятельности Развитие коммуникативных навыков обучающихся 30 51 10 30 20 20 10 20 20 20 20 10 20 20 30 30 51 20 30 20 История западной России 20 Финансовая грамотность Региональные особенности в России Здоровый образ жизни 10 20 20 Физика Физкультура Искусство Химия Физика в вопросах и ответах ГТО Воздействующая сила искусства Химия для девятиклассников: решение задач 20 34 10 20 Внеурочная деятельность В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Содержание и структура внеурочной деятельности представлена в плане внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «Южная СОШ» ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ на 2022-2023 учебный год Предметные области Количество часов в год / неделю Учебные предметы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 6/204 4/136 3/102 2/68 15/510 Литература 3/102 2/68 2/68 3/102 10/340 Родной язык и родная литература Родной язык 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 Родная литература 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 2/68 Иностранный язык 3/102 3/102 3/102 3/102 12/408 Второй иностранный язык* Математика - - - - - Иностранный язык Математика и информатика 5/170 5/170 Алгебра - 3/102 3/102 3/102 9/306 Геометрия - 2/68 2/68 2/68 6/204 Информатика и ИКТ - 1/34 1/34 2/68 4/136 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 Общественнонаучные предметы История России. Всеобщая история. Обществознание 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 География 1/34 2/68 2/68 2/68 7/238 Основы духовнонравственной культуры народов России ОДНКНР - - - 1/34 1/34 Естественно Физика - 2/68 2/68 2/68 6/204 научные предметы Химия - - 2/68 2/68 4/136 Биология 1/34 2/68 2/68 2/68 7/238 Изобразительное искусство 1/34 1/34 - - 2/68 Музыка 1/34 1/34 - - Искусство - - 1/34 1/34 Технология 1/34* 2/68 2/68 - Искусство 4/136 Технология 5/170 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельно сти Физическая культура ОБЖ Итого 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 - - 1/34 1/34 2/68 32/1088 123/4226 27/952 31/1054 33/1120 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Информатика и ИКТ 1/34 Основы безопасности жизнедеятельности 1/34 Практикум по анатомии и физиологии человека ** 1/34 1/34 2/68 1/34 Профориентация «Путь в профессию» Максимально допустимая годовая учебная нагрузка при 5-дневной неделе 1/36 1/34 30/1020 32/1088 33/1122 33/1122 1/34 128/4352 *Второй иностранный язык вводится в объеме не менее 2-х часов в 5-8-ых классах в учебные планы общеобразовательных организаций при соответствующих возможностях образовательной системы. ** Курс по выбору реализуется в рамках сетевого взаимодействия на базе МБОУ СОШ п.Нивенское, включая 2 часа из предмета «Биология» Планирование внеурочной деятельности № Название 6 7 8 9 Руководитель ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1 Человек и общество - - - 2/68 Николенко Л.Н. 2 Молодые орлы 1/34 1/34 1/34 1/34 Сивакова Е.Е. 3 Разговоры о важном 1/34 1/34 1/34 1/34 Колычева Е.А. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ 4 VRAR* 1\34 - - - Уханкин А.Г. 5 ГЕО* - - - 1\34 Уханкин А.Г. 6 IT+АЭРО* - - 1\34 - Черникин В.В. РОБО* - 1\34 - - Черникин В.В. Лингвистический калейдоскоп - - - 1\34 Колычева Е.А. 1/34 Лыгина О.В. 7 8 Занимательные опыты 1/34 1/34 - - Дерипаско Е.А. 9 Математический практикум - - - 2/68 Лавецкая Н.А. 10 Основные конструкции Python 3 - - - 1/34 Черникин В.В. 1/34 11 Решение расчетных задач 2/68 Сидорова М.Г. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ 12 Деревяшки 1/34 1/34 1/34 - Мынзат И.В. 1/34 1/34 Андрияничева А.И. - - Андрияничева А.И. СОЦИАЛЬНОЕ 13 Шаги на встречу - - 14 Тропинка к своему Я 1/34 1/34 СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ 15 Легкая атлетика** 1/34 1/34 1/34 1/34 Черная А.В. (6А,6В,8а,8б 16 ГТО** 1/34 1/34 1/34 1/34 Черникина Т.И. (6Б, 7а,7б,9а,9б,10,11) * Внеурочная деятельность на базе центра «Точка роста» ** Третий час физической культуры