1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Южная средняя общеобразовательная школа» является единственной средней общеобразовательной школой и социально- культурным центром посёлка. Специфика нашей школы заключается в том, что школа располагается в бывшем летном военном городке. На территории посёлка в течение последних 15 лет располагается миграционный центр, что привело к значительному изменению контингента обучающихся, их родителей, произошел приток новых учителей . Производственная жизнь школы тесно переплетена с внеучебной и внешкольной жизнью. На процесс построения учебно-воспитательной работы и создания воспитательной системы влияет многочисленный, социально- разноуровневый контингент обучающихся . 50% обучающихся школы проживают в близлежащих посёлках и доставляются школьными автобусами. Социокультурное окружение школы: Детская школа искусств и филиал Нивенской сельской библиотеки. В 2019 году на базе школы открыт Центр гуманитарного и цифрового профиля « Точка роста», который реализует дополнительного образования : технического и социально-педагогической направленности. В школе реализуются дополнительные общеразвивающие программы по 5 направленностям: физкультурно-спортивная, художественная, туриско-краеведческая, социально-педагогическая, естестсвеннонаучная. В школе развито ученическое самоуправление Совет обучающихся, куда входят обучающиеся с 8- 11 класс, Совет командиров классов - 2-4 кл. и 5-11 кл., работает Школьный волонтёрский отряд «Рука помощи», Юнармейский отряд им. А.Констанинова «Молодая Гвардия», школьный спортивный клуб « ОЛИМП». С 2000 года выпускается школьная газета «Всё, что скрыто!» С 2019 года школа принимает участие в Программе по развитию личностного потенциала, реализуемой БФ « Вклад в будущее». С 2020 года школа является Ресурсным центром по внедрению и реализации программы воспитания. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МБОУ «Южная СОШ» являются следующие: - годовой цикл ключевых общешкольных дел, связаных с важнейшими 2 историческими датами и направлениями воспитательной деятельности школы, который осуществляется через интеграцию воспитательных усилий педагогов; - коллективные разработки, планирование, проведение и анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел присутствует дружеская соревновательность между классами и поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 3 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых, для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) ЦЕЛЬ воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся в : 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трём уровням образования: 1. Уровень начального общего образования . В воспитании детей младшего школьного возраста, целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); - уважать старших и заботиться о младших членах семьи; - выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; 4 - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; -стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; -уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. Уровень основного общего образования. В воспитании детей подросткового возраста, приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает 5 становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. Уровень среднего общего образования В воспитании детей юношеского возраста, приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребёнку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее чувствовать себя, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудной жизненной ситуации, осмысленнее выбирать свой жизненный путь. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных ЗАДАЧ: 1. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 2. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 6 Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; 4. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6. Организовывать профориентационную работу со школьниками; 7. Организовать работу школьных(бумажных, электронных) медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 8. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 9. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 10. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. 7 3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одним из способов реализации воспитательного потенциала совместной деятельности детей и педагогов и способ сделать школу воспитывающей организациейэто средовой подход, которая использует школа. Подход В.А. Ясвина позволяет создать в школе личностно- развивающую среду, которая способствует эффективно справиться с реализацией задач воспитательной работы. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль « Классное руководство» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу • с классом; • индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; • работу с учителями, преподающими в данном классе; • работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с классом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения • формирование и сплочение коллектива класса через: ✓ классные часы: ➢ тематические ( согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, посёлке, районе, стране)способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою страну; ➢ игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; ➢ проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы; ➢ организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; ➢ здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения ЗОЖ и забота о здоровье других людей ✓ «Девичник»( «Мальчишник»)- это форма, которая позволяет классному руководителю в непринужденной обстановки много узнать интересного о каждом ребёнке, об интересах своих воспитанников, симпатиях ✓ Проект «Каникулы в школе», который включает в себя цикл интеллектуально-развлекательных, театрально-игровых, программ, организованных классным руководителем в каникулярное время. Этот 8 • • проект несет минимальные затраты и полное участие всех детей в программе проекта. ✓ Игры, в том числе игровой комплект « Палитра эмоций» ( входит в УМК « Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» УМК «Развитие личностного потенциала подростка») для организации игр и упражнений по развитию социально-эмоциональных навыков и тренинги на сплочение и командообразование с применением методики навыков ненасильственного общения; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе с применением технологии совместного создания законов класса, принципах общения « Соглашение о взаимоотношениях» ( представленные в УМК « Социально - эмоционального развития детей младшего школьного возраста», УМК «Развитие личностного потенциала подростка») однодневные или многодневные походы и экскурсии, организуемые совместно с родителями; празднование дня рождения детей класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные « Огоньки», «Вечеринки», дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива Индивидуальная работа с обучающимися: • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах и просмотров подобранных фильмов « Перерыв на кино» и мультфильмов « Смотрим вместе» для обсуждения тех или иным нравственным проблем; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; • работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам, направленная на помощь учащимся класса в освоении программы; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; • коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе дело. Виды деятельности: • заполнение с обучающимися « Портфолио» ( методика ННО ( ненасильственного общения)), как «источник успеха» школьника • работа с обучающимися находящимися в стрессовом и дискомфортном состоянии • выявление и своевременная коррекция деструктивных отношений, создающих 9 • • угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся делегирование ответственности за то или иное поручение в классе; вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность ( мероприятия, акции, конкурсы и т.д.э) Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные ( ежедневные, еженедельные) консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; • проведение педконсилиума, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке (подготовка к предметным конкурсам и олимпиадам, сценические постановки и т.д.) • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. • участие ( в очных и онлайн) семинарах, которые развивают навыки эффективной коммуникации с детьми, семьями, коллегами, по вопросам развития эмоционального интеллекта. • взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающегося, их адаптации интеграции в коллективе класса Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом: ✓ индивидуальные беседы и консультации; ✓ использование цифровых платформ; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией образовательного учреждения и учителями-предметниками: ✓ работа школьной службы медиации; ✓ индивидуальные консультации психолога. • организация родительских собраний ( тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями предметниками, совместно с детьми), для обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников • привлечение родителей ( законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, муниципальных, областных , всероссийских родительских собраний; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей: ✓ работа Совета родителей; ✓ участие в работе Совета профилактики ✓ участие в работе бракеражной комиссии • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы 10 3.2. Модуль «Школьный урок» Условия для реализации у обучающихся навыков коммуникации, социальной ответственности, критического мышления, оперативного и качественного решения поставленных перед ним задач, создает гибкая и открытая среда обучения и воспитания с применением современных информационно-коммуникативных технологий, открытых образовательных ресурсов. Это позволяет нам говорить о том, что школа нацелена на формирование у обучающихся компетенций «4К», которые полностью соответствуют требованием ФГОС. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока в МБОУ «Южная СОШ» предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности: ✓ групповая работа на уроке; ✓ работа в парах; ✓ возможность каждого высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации: ✓ разработка кодекса правил поведения на уроке современного ученика. • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, истории судеб, комментарии к происходящим событиям, проведение Уроков мужества • привлечение внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально- значимой информацией -инициирование её обсуждения, с высказыванием учащимися своих мнений по ее поводу, выработкой своего к ней отношений, в том числе с применением инструмента поддерживания мотивации и самоорганизации «Экран настроения» ( представлен в УМК « Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста», УМК «Развитие личностного потенциала подростков») • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: ✓ интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников ( предметные выпуски заседания клуба « Совёнок», брейн-ринги, квесты, игры –эксперементы, игры-состязания); ✓ дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; ✓ дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения различных взглядов и мнений; ✓ групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей; 11 • использование визуальных образов ( предметно-эстетической среды, наглядной агитации, предметной направленности) • проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урокделовая игра, урок-путешествие, урок мастер-класс, урок исследование и т.д) и учебно-развлекательных мероприятий (литературные гостиные, предметный кроссворд, турнир « Своя игра», конкурс рисунков и газет, экскурсии, предметные недели) • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся ( тесты, зачёты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки-онлайн, видеолекции, онлайнконференции). • включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний ( лекции с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроке, социально -игровая режиссура на уроке), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока, в том числе с использованием инструмента « Пирамида эмоций», «Градусник эмоций» ( представлена в УМК « Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста) для проведения рефлексии и повышения эффективности обучения; • организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся с их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи, участие представителей школьного актива ( Совета обучающихся) в Совете профилактике по вопросам неуспевающих обучающихся с целью совместного составления плана ликвидации академической задолженности по предметам; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения ( участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, в научных конференциях, форумах, проектах, успешное прохождение социальной и профессиональной практики). Непрерывный поиск приёмов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования в МБОУ «Южная СОШ» осуществляется преимущественно через: • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах, в том числе в рамках модуля УМК « Управление собой»; • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых 12 общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных обучающимися видов деятельности: Направление внеурочной деятельности ( ВД) Духовно- нравственное направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; Общеинтеллектуальное предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; кл 5-11 1-4 5 5 6,9 9 7-9 9 8-9 10-11 10-11 3-4 3 4 Общеокультурное 5-7 ориентирует детей на 5-9 доброжелательное, бережное, заботли- 1-2 вое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Социальное помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и 8-9 5-7 10-11 13 Программы ВД, реализующие воспитательный потенциал совместной деятельности педагога и ребёнка Военно-патриотическое объединение « Юнармия» «Тропинка к своему Я» « Промышленный дизайн» «РОБО» «VRAR» «ГЕО» «IT+АЭРО» «Лингвистический калейдоскоп» «Математический практикум» «Углубленное изучение отдельных тем русского языка» «Методы решения физических задач» «Лего-конструирование» «Занимательная информатика» «Учусь решать задачи» «Деревяшки» «Театр и литература» «Конструирование из бумаги» «Шаги на встречу» « Тропинка к своему Я» «Основы сферы жизни общества» пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Спортивно-оздоровительное создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; 5-9 5-11 1-4 1-4 Направленность общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования (ДО) Художественная создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Физкультурно-спортивная создающие благоприятные условия для воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. кл Социально-гуманитарная создающие благоприятные условия для реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. 1-11 10-11 1-11 1-11 1-4 5-11 7-11 8-11 4-11 1-11 2-11 4-11 1-11 Естественнонаучная 4-11 создающие благоприятные условия для расширения интереса к изучению и формирование охране природы, представлений об 14 Легкая атлетика Сдам ГТО «Здоровейка» «Ритмопластика» Программы ДО «Студия «Мелодия»- развитие личности ребёнка средствами вокальномузыкального искусства» «Выпускной вальс» «Ритмопластика-развитие личности ребёнка средствами хореографического искусства» «Глиняная игрушка«Маленькие чудеса»» «Умелые ручки» « СОГ-спортивно-оздоровительная группа» «Волейбол» «Баскетбол» «Шахматы в школе» «Журналистика» Литературный клуб «Рифма» Интеллектуальный клуб «Совёнок» «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» «Фитодизайн» экологической изменениях развитие обстановке, в природной интереса среде, к исследовательской деятельности. Туриско-краеведческая 2-11 создающие благоприятные условия для популяризация краеведческих «Поиск» знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культур- ных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю Техническая 4-11 создающие благоприятные условия для развития технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научноисследовательской деятельности, профессионального самоопределения. «Интернет вещей» «VR» «ГЕО.Аэрофотосъемка» «Робототехника» «Секреты мультипликации» «IT» «АЭРО» Модуль 3.4 «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Задачи, которая решат школа при работе с родителями 1.Налаживание конструктивного общения педагогов с родителями для привлечения их внимания к заботам школы, для создания в их глазах позитивного имиджа школы, для поддержания постоянной «обратной связи» с родителями в вопросах воспитания их детей. 2.Привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников. Это помогает расширить и разнообразить сферу взаимодействия семьи и школы, а детям предоставит новые возможности для коммуникации со взрослыми и другими детьми, что немаловажно для их конструктивной социализации. 3.Повышение педагогической грамотности родителей. Это помогает в организации эффективного воспитательного процесса в школе, так как позволит избегать конфликтов и недопонимания со стороны родителей по поводу организации школьной жизни детей, поможет установлению деловых и доверительных отношений между родителями и педагогами. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ «Южная СОШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 15 На групповом уровне: • Совет родителей школы и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские собрания ( классные( 1 в четверть является обязательным) и общешкольные родительские собрания ( 2 раза в год сентябрь, май)), на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми ,а также обсуждения наиболее острые проблемы обучения и воспитания обучающихся • родительские дни ( День отрытых дверей), во время которых родители посещают школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • родительские конференции ( 1 раз в год)и предусматривают педагогическое просвещение в сфере методов семейного воспитания и обмен позитивным опытом; • родительские форумы ( вайбер, вацап), на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а так же осуществляются виртуальные консультации специалистов и педагогов; • привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности обучающихся ( Вечера отдыха, семейные вечера, конкурсы, соревнования, акции и т.д.) На индивидуальном уровне: • работа специалистов ( психолога, социального педагога, зам.директора по ВР) по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, Совете профилактике собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • родительский контроль за школьным питанием; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Диагностические работы с родителями ( законными представителями) служащие развитию родительской зрелости: ✓ наблюдение ✓ индивидуальные беседы ✓ тестирования ✓ анкетирования ✓ анализ детских рисунков и рассказов обучающихся о семье Приоритетная форма организации работы с родителями- вовлечение их в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся. 3.5 Модуль « Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовывать свою деятельность, детское самоуправление может 16 трансформироваться ( посредством введения функции педагога –куратора) в детсковзрослое самоуправление. Школьное ученическое самоуправление осуществляет свою деятельность на добровольных началах. Детское самоуправление в МБОУ «Южная СОШ» осуществляется следующим образом: На уровне школы: • через деятельность выборного Совет обучающихся,состоящего из учащихся 8-11 классов, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность лидеров классных коллективов Советов командиров доносится значимая для школьников информация и осуществляется обратная связь от классных коллективов; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флэш мобов) и по направлениям РДШличностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление.; • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе (старшеклассники входят в состав Школьной службы медиации, в Совет профилактики). На уровне классов • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров ( активистов РДШ по направлениям деятельности, командиров классов, юнармейцев, волонтеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выбранных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса На индивидуальном уровне: • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классным кабинетом, комнатными растениями и т.п. • 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя: • профессиональное просвещение школьников; • диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Для средней и основной школы это выражается в обучении по программе УМК модуль « Я и мой выбор», где подоростки, в том числе, знакомятся с актуальными для региона профессиями, организациями среднего профессионального образования (8 класс) и презентациями профориентационных проектов ( 9 класс). 17 Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • циклы профориентационных часов общения (встреч с родителями, курсантами военных училищ, выпускниками школы,с представителями предприятий и организаций Багратионовскиго района и Калининградской области), направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • профессиональные практики: профессиональные пробы, где школьники узнают на практике, в чем заключается деятельность специалистта по выборнгой профессии; уроки с привлечением работадателя, в ходе которого учащиеся попробуют сенбя в данной профессиональной роли; мастер - класс с участием профессионалов; посещение кружков, клубов, детского технопарка; • экскурсии на предприятия Багратионовского района и Калининградской области, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • организация на базе школы летних трудовых бригад, трудовая деятельность которых осуществляется в соответствии с договором службы занятости. • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий «Билет в будущее» , «Лифт в будущее», «ПроеКТОриЯ» прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн - курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов («Билет в будущее» , «Лифт в будущее», «ПроеКТО риЯ),, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; • участие учащихся 9-х и 11 х классов в профориентационных проектах вузов в рамках Соглашений с ними («Дни открытых дверей») • участие учащихся 1-9 классов в российском тестировании функциональной грамотности по модели PISA, по результатам которого каждый учстник получает индивидуальные рекомендации; • участие индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение обучающимися основ профессии в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования ( «Юнармия», «Совёнок», «Тропинка к своему Я» и т.д.) включенных в основную образовательную программу школы. 3.7. Модуль «Школьные медиа» 18 В МБОУ «Южная СОШ» на базе Центра гуманитарного и цифрового профиля работает объединение « Журналистика», выпускается и издаётся в интернет ресурсе школьная газета «Всё, что скрыто!» Цель школьного медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный редакционный Совет подростков, обучающихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; • школьная газета «Всё что скрыто!» для обучающихся, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; • школьная социальные сети ВКонтакте, Instagram - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; • участие школьников в муниципальных, региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа . 3.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, организуя значимые для участников события, организуемые педагогами для детей. Использование пространственного решения «Открытая стена» ( представленная в УМК « Развитие личностного потенциала подростков») помогает организовать обмен мнениями для поиска тем и идей Ключевых школьных дел. Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большего числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, активность и 19 ответственность за происходящее в школе и окружающем мире Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы На внешкольном уровне: • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Акции «Ветеран живет рядом», «Чистый посёлок», «Поздравь солдата как родного брата» и т.д. • открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (встреч) (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, посёлка, области, страны,проекты РДШ • проводимые для жителей посёлка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания ( « Мама, папа я –спортивная семья», «Ашки против Бэшек») концерты ( « Этот день Победы», « Только он не вернулся из боя», посвященный выводу войск из Афганистана, « День рождения школы»), фестивали ( Битва классных хоров, Конкурс одной песни), которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. • патриотические акции, в том числе « Дорогами войны», «Бессмертный полк», « Окна Победы» и т.д. На школьном уровне: • общешкольные праздники (День знаний, День рождения школы, Последний звонок, Выпускной вечер) – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. • торжественные ритуалы посвящения («Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа» для 4-го класса, «До свиданья первый класс», « Не все мы школе говорим прощай»для 9-го класса, «Посвящение в Юнармейцы»), связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. • капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей ( Школьный театр эстрадной миниатюры ( ШТЭМ),Минута славы, Битва классных хоров, КВН, праздничные концерты, Вечер встречи выпускников). Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ. • Метопредметные недели-циклы тематических мероприятий (тематические проекты, которые в себя включают: игры, соревнования, конкурсы, акции, выставки, викторины) связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом. • церемонии награждения (по итогам четверти, года «Ученик года») ,школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. 20 • • • • • • • • • Цикл мероприятий ( общешкольные линейки, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества) направленных на формирование толерантности, профилактики межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения Цикл дел, посвященных Дню Победы ( митинг с возложением цветов, акция « Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча памяти», «Ветеран живет рядом»; классные часы; выставки рисунков и плакатов, рисунки на асфальте, конкурс чтецов, уроки мужества) направленные на воспитания чувства любви к Родине, гордости за героизм народа; уважение к ветеранам На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет обучающихся , ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного Совета обучающихся. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.9. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе МБОУ «Южная СОШ» детских общественных объединений школьный юнармейский отряд «Молодая гвардия, им.А.Константинова, школьный волонтёрский отряд «Рука помощи», школьный спортивный клуб «ОЛИМП», в будущем первичное отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через : • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения – Совет РДШ, Совет юнармейцев, Совет ШСК , подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить 21 • • • • • • важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: ✓ посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; ✓ совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); ✓ участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном дворе, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и посёлке, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Особую значимость имеет среда, созданная с учетом мнения всех участников образовательного процесса, особенно обучающихся, которую большую часть своего времени находятся в школе. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений (фойе, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может 22 • • • • • • • • • • • служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: ✓ творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; ✓ картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; ✓ фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; создание и поддержание в рабочем состоянии в фойе школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; создание в интерьере школы « Открытой стены», которая служит для обмена мнениями и общения всего школьного сообщества ( представлена в УМК « Развитие творческого потенциала подростков») благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми, использование плакатов, способствующих продуктивному общению и развитию социально эмоциональных навыков ( «Квадрат эмоций», фотографии эмоций, входящие в состав УМК « Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста»); размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов; создание пространства «Кубрик», функционально приспособленного под разные типы учебной деятельности детей и взрослых, остающегося при этом комфортным и привлекательным; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 23 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением внешних экспертов (родителей, представителей Управления образования Багратионовского городского округа, социальных партнеров) В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя –предметники, опытные классные руководители, старшая вожатая, петагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Важным показателем эффективности реализации Программы воспитания является оценка участниками качества проведенного мероприятия. Наиболее результативный путь ее полученияпроведения оперативного экспресс-опроса для выявления удовлетворенности следующими основными показателями: место и форма проведения мероприятия, его содержание и организация, состав участников, а также желание в дальнейшем принять участие в подобных мероприятиях. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы школы являются: • принцип гуманистической направленности ; • принцип индивидуализации с учетом особенностей личности каждого ребенка; • принцип приоритета анализа не количественных, а качественных показателей; • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников; • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития всеми участниками процесса воспитания, а также их стихийной социализации и саморазвития обучающихся; Основными направлениями анализа организуемого в МБОУ «Южная СОШ» воспитательного процесса являются: 1. Динамика личностного развития и социализации каждого ребенка Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является • продвижение в усвоении обучающимися знаний норм, основанных на базовых национальных ценностях российского народа; • в развитии позитивных социально значимых отношений к этим ценностям; • в приобретении навыков поведения и отношений, соответствующих этим ценностям (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Осуществляется анализ классными руководителями, учителями-предметниками, заместителем директора по воспитательной работе, психологом, с последующим обсуждением его результатов на психолого-педагогическом консилиуме, педагогическом совете школы. Способом получения информации является педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование учителей, работающих с обучающимися, психологическое тестирование. Внимание сосредотачивается на проблемах личностного развития обучающихся, на том, какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых, способствующей развитию и социализации обучающихся. 24 Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является: • систематическое участие в общешкольных ключевых делах обучающихся на уровне не только активных участников, но и организаторов и инициаторов совместных дел; • положительные отзывы и мнения обучающихся после проведения мероприятий; • оценка воспитательной работы педагогов и результатов участия обучающихся внешними экспертами ( победители, призеры, лауреаты, благодарственные письма от внешних экспертов); • удовлетворенность воспитательной работой в школе обучающихся, родителей, учителей, администрации, социальных партнеров по направлениям ( анкета для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых): ✓ качеством проводимых общешкольных ключевых дел; ✓ качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; ✓ организуемой в школе внеурочной деятельности и дополнительного образования; ✓ качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; ✓ качеством существующего в школе ученического самоуправления; ✓ качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; ✓ качеством профориентационной работы школы; ✓ качеством работы школьных медиа; ✓ качеством организации предметно-эстетической среды школы; ✓ качеством взаимодействия школы и семей обучающихся. В оценке качественных и количественных показателей личностно-развивающей образовательной среды используется диагностическая методика оценки развития образовательной среды В.А.Ясвина, (программы по развитию личностного потенциала БФ « Вклад в будущее»), её конфигурации и основные характеристики: ✓ широта среды ✓ насыщенность среды ✓ осознаваемость ✓ обобщенность ✓ эмоциональность ✓ доминантность ✓ когерентность ✓ -активность среды ✓ -мобильность среды ✓ -структурированность среды ✓ Безопасность среды ✓ Устойчивость среды Анализ осуществляется классными руководителями, психологом, учителями предметниками, заместителем директора по воспитательной работе, педагогомпсихологом, социальным педагогом, активом Совета обучающихся и Советом родителей. Способами получения информации являются: ✓ беседы, ✓ наблюдения, ✓ анкетирование, ✓ переговорные площадки, ✓ тестирование, ✓ изучение документов, ✓ индивидуальные беседы, ✓ материалы swot-анализа мероприятий, 25 ✓ решения педсоветов, ✓ психологические исследования. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей, психолого-педагогическом консилиуме, педагогическом совете школы, Совете родителей. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, исследуются причины их возникновения, определяются пути их решения, корректируются организационно-педагогические условия, способствующие достижению целей воспитания и преодоления выявленных рисков и противоречий. 26 АНКЕТА для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 балов Пожалуйста, познакомьтесь с основными « крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке Проблемы, которые следует Оценочная шкала Идеал, на который следует избегать ориентироваться Качество общешкольных ключевых дел Общешкольные дела приду1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общешкольные дела всегда мываются только взрослыми, планируются, организуются, провошкольники не участвуют в дятся и анализируются совместнопланировании, организации и школьники и педагоги анализе этих дел Дела не интересны большинству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дела интересны большинству школьников школьников Участие школьников в этих делах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Участие школьников в этих делах принудительное, посещение сопровождается их увлечением обязательное, а сотрудничество общей работой, радостью и друг с другом обеспечивается взаимной поддержкой только волей педагогов Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов Классные руководители не 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Классные руководители являются пользуются авторитетом у значительными взрослыми для обучающихся своего класса большинства детей своего класса. Школьники доверяют своим классным руководителям. Большинство решений, касающихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большинство решений, касающихся своего класса, принимают классные жизни класса, принимаются руководители единолично. совместно классными Поручения классного руководителя руководителями и классом, у детей чаще всего выполняют из страха есть возможность проявить свою или по принуждению инициативу. В отношение между детьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В классе дети чувствуют себя преобладает равнодушие, грубость, комфортно, здесь преобладают случаются травли детей товарищеские отношения, школьники внимательны друг к другу Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В школе реализуются организуется преимущественно в разновозрастные виды внеурочной виде познавательной деятельности, деятельности школьников: как продолжение учебных занятий познавательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туриско-краеведческая, художественное творчество и т.п. Участие школьников в занятиях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Занятия в рамках курсовой курсов внеурочной деятельности деятельности интересны для часто принудительно школьников, школьники стремятся 27 участвовать в этих занятиях Результаты внеурочной 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С результатами внеурочной деятельности детей никак не деятельности детей могут представлены в школе познакомиться другие школьники, родители, гости ( например, на концертах, выставках, ярмарках, родительских собраниях, сайте школы и т.д.) Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков Уроки скучны для большинства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дети заинтересованы в школьников происходящем на уроке и вовлечены в организуемую учителем деятельность Уроки обычно однообразны, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учителя часто используют на уроке преобладают лекционные формы игры, дискуссии и другие парные работы или групповые формы работы Уроки ориентированы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уроки не только дают детям знания, преимущественно на подготовку но и побуждают их задуматься о учащихся к ВПР, ОГЭ,ЕГЭ и другим ценностях, нравственные вопросах, формам проверки знаний жизненных проблемах Качество существующего в школе ученического самоуправления Школьники занимают пассивную 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ребята чувствую свою позицию по отношению к ответственность за происходящее в происходящему в школе, чувствуют, школе, понимают, на что именно что не могут повлиять на это они могут повлиять в школьной жизни и знают, как это можно сделать Ребята не вовлечены в организацию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ребята часто выступают школьной жизни, школьное инициаторами, организаторами тех самоуправление имитируется ( или иных школьных или например, органы самоуправления внутриклассных дел, имеют не имеют реальных полномочий, возможность выбирать зоны своей дети поставлены педагогами в ответственности за то или иное позицию исполнителей, дело самоуправление часто сводится к проведению дней самоуправления и т.д.) Лидеры ученического 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лидеры ученического самоуправления безынициативны самоуправления выступают с или вовсе отсутствуют в школе. Они инициативой, являются активными преимущественно назначаются участниками и организаторами взрослыми и реализуют только их событий в школе и за ее пределами идеи Качество функционирующих на базе школы общественных объединений Детские общественные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Детские общественные объединения существуют лишь объединения привлекательны, формально, они не работают, нет школьники стремятся участвовать в детей, которые позиционируют себя организуемыми ими деятельности. как его члены Дети, состоящие в детских общественных объединениях гордятся этим , всячески подчеркивают свою принадлежность к объединению Деятельность детских 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 деятельность детских общественных объединений общественных объединений ограничивается рамками самих направлена на помощь людям, 28 объединений, она не ориентирована социально значима на интересы и потребности других людей Деятельность, которую ведут 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Деятельность детских детские общественные общественных объединений, даёт объединения, предоставляет возможность каждому ребёнку ограниченные возможности для найти себе дело по силам и по самореализации школьнков желанию Качество профориентационной работы в школе Профоринтационная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Профориентационная работа ориентирована лишь на ориентирована на формирование у ознакомлении школьников с рынком школьников трудолюбия, труда и основными профессиями готовности к планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной сферы деятельности и необходимого для этого образования Профориентационной работой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Профориентационной работой занимается только классный занимается команда педагогов с руководитель привлечением социальных партнёров Профориентационные занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Формы профориентационной проходят формально, дети работы разнообразны, дети занимают пассивную позицию. заинтересованы в происходящем и Формы профориентационной вовлечены в организуемую работы носит преимущественно деятельность лекционный характер Качество работы школьных медиа ( газет, радио, телевидения, интернет -ресурсов и т.д.) Деятельность школьных медиа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В школе существует разнообразие обеспечивается силами взрослых с школьных медиа, их деятельность минимальным участием детей. обеспечивается силами учащихся Школьникам не представлен спектр при поддержке педагогов. ролей, которые они могут Совместное распределение выполнять, их интересы и обязанностей в школьных медиа потребности не учитываются осуществляется с учетом интересов и потребностей ребят В содержании работы школьных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В содержании работы школьных медиа отсутствуют темы, медиа представлена актуальная отражающие жизнь школы, жизнь школы, проблемы, значимые для ребят разного волнующие современных детей возраста вопросы, не представлены разных возрастов. Здесь находят их точки зрения по этим вопросам отражение различные позиции школьников по тем или иным вопросам В школьном медиа не уделяется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В школьных медиа уделяется внимание нормам культуры внимание нормам культуры общения, эстетике представления общения, эстетике представления материала, не обращается материала, обращается внимание на внимание на достоверность достоверность используемых используемых фактов фактов Качество оформления школы, организация её предметно-эстетической среды Оформлению школы не уделяется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пространство школы оформляется внимание. Оформление кабинетов, со вкусом, отражает дух школы, коридоров, фойе безвкусно или учитывает возрастные особенности напоминает оформление офисных детей, предусматривает зоны как помещений, а не пространства для тихого, так и активного отдыха. детей Время от времени происходит смена 29 оформлений школьных помещений В оформление школы не участвуют 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оформление школы часто ни дети, ни педагоги. Здесь нет осуществляется совместно места проявлению их творческой педагогами и детьми ( иногда с инициативы привлечением специалистов). В нем используются творческие работы учеников и учителей, здесь представлена актуальная жизнь школы Содержание плакатов, стендов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Элементы оформления в пространственных композиций привлекательных для ребят формах носит формальный характер, на них акцентируют внимание на важных редко обращают внимание ценностях школы, ее нормах и традициях Качество взаимодействия школы и семей школьников Большинство родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большинство родителей безразлично к участию ребенка в поддерживают участие ребёнка в школьных делах, высказывают школьных делах, могут недовольства, если это влияет на их координировать свои планы с планы планами ребенка, связанными с его участием в делах школы Работа с родителями сводится 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Школе удалось наладить преимущественно к взаимодействие с родителями в информированию об успеваемости вопросах воспитания детей ( детей, предстоящих конкурсах, информирование, обучение, мероприятиях. Реакция родителей консультирование и т.д.), его формы на нее формальна востребованы и пользуются доверием со стороны родителей Педагоги испытывают трудности в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Педагоги организовали организации диалога с родителями эффективный диалог с родителями по вопросам воспитания детей по вопросам воспитания детей. Родители в основном игнорируют Большая часть родителей мнения педагогов, вступая с ними, и прислушиваются к мнению друг с другом в конфликты, нередко педагогов, считая их привлекая к ним учеников класса. В профессионалами своего дела, организации совместных с детьми помогает и поддерживает их, дел педагоги могут рассчитывать выступает с инициативами в сфере только на себя воспитания детей и помогает в их реализации 30 31