2 класс русский язык АРП

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ « Южная СОШ»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2022-2023 учебный год
Приказ директора от "30"мая 2022 г. № 106-ОД

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
учебного предмета
"РУССКИЙ ЯЗЫК"
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 класс

Составитель
Мороз С.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по
предмету «Русский язык» во 2 классе составлена в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП
НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ»
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки
получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом
психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной
категории обучающихся и составляют 5 лет.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные
нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы,
препятствующие освоению программы в полном объеме.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной
степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность
поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в
его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в
развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной

социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции
общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения
взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих
личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении
изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать
усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 часов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии
младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:






приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка



(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира.
Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных
и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме
твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и
гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости —
мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе
при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического
словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за
использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог.
Отличие
предлогов
от
приставок.
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как
единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за
выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на
строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу ;
сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при
проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие
умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;

— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по
звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить
слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного соста ва, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения
и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов
(без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
—
применять
изученные
правила
правописания,
в
том
числе:
сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Виды деятельности
п/п программы
всего контрольные
работы
Раздел 1 «Общие сведения о
языке»
1.1. Язык как основное средство
человеческого общения и явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и мира
(первоначальные представления).

0,5

1.2. Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ

0,5

Итого по разделу:

1

Раздел 2 «Фонетика и графика»
2.1. Повторение изученного в 1 классе: 1
смыслоразличительная функция
звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных
гласных звуков, твёрдых и мягких
согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков; шипящие
согласные звуки [ж], [ш], [ч’],
[щ’]; обозначение на письме

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Рассказ учителя на тему «Язык — Устный
средство общения людей и явление
культуры»;
Обсуждение
сведений
о
многообразии языков в Российской
Федерации

опрос https://resh.edu.ru/

Формулирование
коллективного Устный
вывода: наблюдение и анализ —
методы изучения языка

опрос https://infourok.ru/

Работа со схемой «Звуки русского Устный опрос. https://resh.edu.ru/
языка», характеристика звуков речи Практическая
с
опорой
на
схему; работа
Дидактическая игра «Определи
звук по его характеристике»;
Практическая работа, в ходе
которой
необходимо
дать
характеристику нескольким звукам
(гласные ударные/ безударные;
согласные
твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие);

твёрдости и мягкости согласных
звуков, функции букв е, ё, ю, я;
согласный звук [й’] и гласный звук
[и].

Игра-соревнование
«Приведи
пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры
гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/глухих согласных; парных
и непарных по твёрдости —
мягкости согласных звуков; парных
и непарных по звонкости —
глухости
согласных
звуков);
Дифференцированное
задание:
классифицировать звуки русского
языка по значимым основаниям

2.2. Парные и непарные по
1
твёрдости — мягкости согласные
звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные
звуки. Качественная
характеристика звука: гласный —
согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый —
мягкий, парный — непарный;
согласный звонкий — глухой,
парный — непарный.

2.3. Функции ь: показатель мягкости
1
предшествующего согласного в
конце и в середине слова;
разделительный. Использование на

Игра-соревнование
«Приведи Устный опрос. https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
пример звука» (в ходе игры Практическая
необходимо приводить примеры работа
гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/глухих согласных; парных
и непарных по твёрдости —
мягкости согласных звуков; парных
и непарных по звонкости —
глухости
согласных
звуков);
Дифференцированное
задание:
классифицировать звуки русского
языка по значимым основаниям;
Работа в парах: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных) и
его качественной характеристики
1

Наблюдение
за
языковым
материалом с целью определения
функций ь: показатель мягкости
предшествующего согласного в

Устный опрос. https://resh.edu.ru/
Практическая
работа.
Тестирование.

письме разделительных ъ и ь.

конце и в середине слова или Диктант
разделительный
Практическая
работа:
характеристика
функций
ь
(разделительный и показатель
мягкости
предшествующего
согласного)
в
предложенных
словах;
Работа с записями на доске:
обобщение способов обозначения
на письме мягкости согласных
звуков

2.4. Установление соотношения
1
звукового и буквенного состава в
словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).

Наблюдение
за
языковым Устный опрос. https://resh.edu.ru/
материалом: объяснение различий Практическая
в звукобуквенном составе слов с работа
буквами е, ё, ю, я (в начале слова и
после
гласных);
Заполнение таблицы: группировка
слов с разным соотношением
количества
звуков
и
букв
(количество
звуков
равно
количеству букв, количество звуков
меньше
количества
букв,
количество
звуков
больше
количества букв)

2.5. Деление слов на слоги (в том
числе при стечении согласных).

Учебный диалог, в ходе которого Устный опрос. https://infourok.ru/
актуализируется
способ Практическая
определения количества слогов в работа.
слове
Самооценка с
использованием
«Оценочного

1

листа»
2.6. Использование знания алфавита
при работе со словарями.

0,5

Работа в парах: выполнение Практическая
задания
на
систематизацию работа
информации (записывать слова в
алфавитном
порядке);
Работа в группах: выполнение
практической задачи по поиску
предложенного набора слов в
толковом словаре (отрабатывается
в том числе умение использовать
знание алфавита для ориентации в
словаре);
Комментированное
выполнение
задания «Правильно ли слова
расположили
по
алфавиту»
(отрабатывается умение оценивать
правильность выполнения заданий)

2.7. Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса,
абзаца (красной строки),
пунктуационных знаков (в
пределах изученного)

0,5

Работа

Итого по разделу:

6

Раздел 3 «Лексика»
3.1. Понимание слова как единства
звучания и значения. Лексическое
значение слова (общее
представление).

3

с

записями

на

https://resh.edu.ru/

доске Устный опрос. https://uchi.ru/
Практическая
работа

Работа с рисунками: объяснять Практическая
значение слова с опорой на работа
рисунок и систему вопросов;
Дидактическая игра «Угадай, какое
это слово» (в ходе игры нужно

https://uchi.ru/

опознавать
слова
по
лексическим значениям)

их

3.2. Выявление слов, значение которых 3
требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью
толкового словаря.

Работа с записями на доске: Устный опрос. https://resh.edu.ru/
нахождение ошибок в объяснении Практическая
лексического
значения
слов; работа
Практическая работа: выписать из
толкового словаря значение пяти
слов, которые раньше не знал(а);
Работа в парах: один ученик читает
значение слова из толкового
словаря в учебнике, второй
отгадывает это слово, потом
меняются ролями

3.3. Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)

Учебный диалог, в ходе которого
высказываются предположения о
причинах появления нескольких
значений
одного
слова;
Работа в парах: сопоставление
значений многозначного слова;
Практическая работа: составление
предложений с использованием
многозначных
слов;
Самостоятельная работа: поиск в
толковом
словаре
учебника
многозначных слов, выписывание
словарной статьи в тетрадь;
Творческая работа:
подобрать
примеры предложений к каждому
из значений многозначного слова
—
можно
составлять
свои
предложения, можно искать в

2

Устный опрос. https://infourok.ru/
Практическая
работа.
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

книгах
3.4. Наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов

2

Итого по разделу:

10

Раздел 4 «Состав слова

Наблюдение за сходством и
различием значений синонимов с
опорой на лексическое значение и
на предложения, в которых они
употреблены;
Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются
слова
в
синонимическом
ряду
и
выявляются
различия
между
словами;
Упражнение, направленное на
отработку умения выбирать из
пары синонимов тот, который более
уместен в заданном предложении, с
комментированием
выбора;
Работа в парах: поиск в тексте
синонимов;
Работа с рисунками: развитие
умения понимать информацию,
представленную в виде рисунка, и
соотносить её с приведёнными
словами
—
антонимами;
Дидактическая игра «Назови слово,
противоположное по значению»;
Практическая работа: поиск в
текстах антонимов

Наблюдение

за

Самооценка с https://resh.edu.ru/
использованием
«Оценочного
листа»

языковым Устный

опрос. https://resh.edu.ru/

(морфемика)
4.1. Корень как обязательная часть
6
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов.
Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)

1

материалом
и
рисунками:
сопоставление
значений
нескольких родственных слов с
опорой на собственный речевой
опыт и рисунки, высказывание
предположений о сходстве и
различии в значениях слов,
выявление слова, с помощью
которого
можно
объяснить
значение всех родственных слов;
Объяснение
учителем
приёма
развёрнутого толкования слова как
способа
определения
связи
значений родственных слов. Работа
с
понятиями
«корень»,
«однокоренные слова»: анализ
предложенных
в
учебнике
определений;
Совместное составление алгоритма
выделения
корня;
Использование
составленного
алгоритма
при
решении
практических задач по выделению
корня;
Самостоятельная работа: находить
среди предложенного набора слов
слова
с
заданным
корнем;
Работа
в
парах:
подбор
родственных
слов;
Работа в группах: выполнение
задания на обнаружение лишнего
слова в ряду предложенных

Письменный
контроль.
Контрольная
работа.
Практическая
работа

4.2. Окончание как изменяемая часть
слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых слов

4

Наблюдение за изменением формы
слова;
Работа с текстом, в котором
встречаются формы одного и того
же слова: поиск форм слова,
сравнение форм слова, выявление
той части, которой различаются
формы слова (изменяемой части
слова);
Учебный диалог «Как различать
разные слова и формы одного и
того же слова?»

Устный опрос. https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль.
Практическая
работа.

4.3. Суффикс как часть слова
4
(наблюдение). Приставка как часть
слова (наблюдение)

Работа с записями на доске:
сопоставление однокоренных слов
и выявление различий между ними
в значении и в буквенной записи
(среди родственных слов есть
несколько слов с суффиксами,
например, это может быть ряд гора,
горка, горочка, горный, гористый);
Наблюдение за образованием слов
с помощью суффиксов, выделение
суффиксов, с помощью которых
образованы слова, высказывание
предположений
о
значении
суффиксов;
Работа в группах: поиск среди
предложенного набора слов с
одинаковыми
суффиксами;
Наблюдение за образованием слов
с помощью приставок, выделение
приставок, с помощью которых

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа

образованы слова, высказывание
предположений
о
значении
приставок;
Работа
с
таблицей:
подбор
примеров слов с указанными в
таблице
суффиксами
и
приставками
Итого по разделу:

14

Раздел 5 «Морфология»
5.1. Имя существительное
(ознакомление): общее значение,
вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи

5.2. Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.),
употребление в речи

3

1

6

1

Наблюдение за предложенным
набором слов: что обозначают, на
какой
вопрос
отвечают,
формулирование вывода, введение
понятия «имя существительное»;
Работа в парах: распределение
имён существительных на две
группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвечают:«что?» или
«кто?»;
Наблюдение
за
лексическим
значением имён существительных;
Практическая работа: различение
(по
значению
и
вопросам)
одушевлённых и неодушевлённых
имён существительных

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Диктант

Наблюдение за предложенным
набором слов: что обозначают, на
какой
вопрос
отвечают,
формулирование вывода, введение
понятия
«глагол»;
Упражнение:
распределение
глаголов на две группы в

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа

зависимости от того, на какой
вопрос отвечают: «что делать?»
или
«что
сделать?»;
Наблюдение
за
лексическим
значением
глаголов.
Дифференцированное
задание:
группировка
глаголов
в
зависимости от того, называют они
движение
или
чувства;
Практическая работа: выписать из
набора слов только глаголы;
Работа в парах: нахождение в
тексте глаголов
5.3. Имя прилагательное
(ознакомление): общее значение,
вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление
в речи

5

1

Наблюдение за предложенным
набором слов: что обозначают, на
какой
вопрос
отвечают,
формулирование вывода, введение
понятия «имя прилагательное»;
Работа в парах: распределение
имён прилагательных на три
группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвечают:«какой?»,
«какое?»,
«какая?»;
Наблюдение
за
лексическим
значением имён прилагательных;
Дифференцированное
задание:
выявление
общего
признака
группы имён прилагательных;
Практическая работа: выписывание
из текста имён прилагательных

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Практическая
работа;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

5.4. Предлог. Отличие предлогов от

5

1

Учебный диалог «Чем похожи и Устный опрос; https://resh.edu.ru/

приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в, на,
из, без, над, до, у, о, об и др.

Итого по разделу:

чем различаются предлоги и
приставки?»;
Совместное составление алгоритма
различения приставок и предлогов;
Списывание
предложений
с
раскрытием скобок на основе
применения алгоритма различения
предлогов
и
приставок;
Творческая работа: составление
предложений, в которых есть
одинаково звучащие предлоги и
приставки

Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

19

Раздел 6 «Синтаксис»
6.1. Порядок слов в предложении;
связь слов в предложении
(повторение).
Предложение как единица языка.

2

6.2. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)

3

Обсуждение проблемного вопроса Устный опрос; https://resh.edu.ru/
«Чем различаются предложение и Практическая
„не
предложение“?»; работа
Наблюдение за связью слов в
предложении;
Упражнение: запись предложений с
употреблением
слов
в
предложениях в нужной форме (с
опорой на собственный речевой
опыт)
Работа в парах: составление
предложений из набора слов;
Работа с рисунками и подписями к
рисункам
(предложения
различаются
по
цели
высказывания, например: «Снег
идёт. Снег идёт? Снег, иди!»):
сравнение ситуаций, изображённых

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа

на
рисунке,
формулирование
вывода о целях, с которыми
произносятся предложения
6.3. Виды предложений по цели
1
высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные
предложения.

6.4. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения

2

Итого по разделу:

8

Раздел 7 «Орфография и
пунктуация»
7.1. Повторение правил правописания,
изученных в 1 классе: прописная
буква в начале предложения и в
именах собственных (имена,

12

1

1

Составление
таблицы
«Виды
предложений
по
цели
высказывания», подбор примеров;
Работа с рисунками и подписями к
рисункам
(предложения
различаются по эмоциональной
окраске, например: «Ландыши
расцвели. Ландыши расцвели!»):
сравнение ситуаций, изображённых
на рисунках, наблюдение за
интонационным
оформлением
предложений

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Практическая
работа;
Тестирование

Работа в парах: сопоставление
предложений, различающихся по
эмоциональной
окраске,
произношение предложений с
соответствующей
интонацией;
Практическая работа: выбирать из
текста предложения по заданным
признакам

Устный опрос; https://infourok.ru/
Практическая
работа;
Диктант

Учебный диалог «Как использовать
алгоритм порядка действий при
списывании?»;
Комментированное
письмо:
объяснение
различия
в
звукобуквенном
составе

Устный опрос; https://uchi.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Диктант

фамилии, клички животных);
знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн.
7.2. Формирование орфографической
зоркости: осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки.

записываемых
слов;
Упражнения
на
закрепление
правила написания сочетаний жи,
ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн.
Взаимопроверка. Осуществление
самоконтроля
использования
правила

8

Дифференцированное
задание:
нахождение слов по заданному
основанию (слова, которые нельзя
перенести);
Работа
в
парах:
объяснять
допущенные ошибки в делении
слов
для
переноса;
Самоконтроль: проверка своих
письменных работ по другим
предметам с целью исправления
возможных ошибок на применение
правила
переноса
слов;
Практическая
работа:
запись
предложений с использованием
правила написания собственных
имён
существительных;
Наблюдение
за
языковым
материалом (слова с безударными
гласными в корне слова или слова с
парными по звонкости — глухости
согласными на конце слова):
знакомство
с
понятием
«орфограмма»

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа

7.3. Понятие орфограммы.

2

7.4. Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове.

10

7.5. Использование орфографического
словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова.

2

Наблюдение
за
языковым Устный опрос; https://resh.edu.ru/
материалом (слова с безударными Практическая
гласными в корне слова или слова с работа
парными по звонкости — глухости
согласными на конце слова):
знакомство
с
понятием
«орфограмма»
1

Учебный диалог «Как планировать
порядок действий при выявлении
места возможной орфографической
ошибки»;
Совместная разработка алгоритма
применения
орфограммы
«Проверяемые безударные гласные
в
корне
слова»;
Упражнение:
нахождение
и
фиксация
орфограммы
«Проверяемые безударные гласные
в
корне
слова»;
Дифференцированное
задание:
нахождение ошибок в подборе
проверочных слов к словам с
орфограммой
«Проверяемые
безударные гласные в корне слова»;
Комментированное
письмо:
отработка применения изученного
правила обозначения безуд. гл.

https://uchi.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Орфографический тренинг: подбор Устный опрос; https://uchi.ru/
проверочных слов к словам с Практическая
орфограммой
«Проверяемые работа;

безударные гласные в корне слова», Тестирование
запись парами проверочного и
проверяемого слов
7.6. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.

7.7. Ознакомление с правилами
14
правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч;
- проверяемые безударные гласные
в корне слова;
- парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);
- прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички животных,
географические названия;
- раздельное написание предлогов
с именами существительными
Итого по разделу:

Работа в парах: аргументировать Устный опрос; https://uchi.ru/
написание в тексте слов с Практическая
изученными орфограммами
работа

2

1

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа

50

Раздел 8 « Развитие речи»
8.1. Выбор языковых средств в

Объяснение
учащимися
собственных действий при подборе
проверочных слов и указание на
тип
орфограммы;
Работа в парах: аргументировать
написание в тексте слов с
изученными
орфограммами;
Комментированное письмо при
записи
слов
под
диктовку:
выявлять наличие в корне слова
изучаемых
орфограмм,
обосновывать способ проверки
орфограмм;
Самостоятельная работа: находить
и
фиксировать
(графически
обозначать) орфограммы

5

1

Учебный диалог, в ходе которого Устный опрос; https://resh.edu.ru/
учащиеся
учатся
определять Контрольная
особенности ситуации общения: работа;

соответствии с целями
и условиями устного общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения).
Овладение основными умениями
ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого этикета
и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения.

8.2. Умение договариваться
и приходить к общему решению в

цели, задачи, состав участников, Практическая
место,
время,
средства работ
коммуникации;
Обобщение результатов диалога:
сообщение учителя о том, что в
ситуации
общения
важно
удерживать
цель
общения,
учитывать, с кем и где происходит
общение, поскольку от этих
особенностей ситуации зависит
выбор
языковых
средств;
Комментированный устный выбор
правильной реплики из нескольких
предложенных,
обоснование
целесообразности
выбора
языковых
средств,
соответствующих цели и условиям
общения;
Ролевые
игры,
разыгрывание
сценок для отработки умений
ведения
разговора:
начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.;
Творческое задание:
создание
собственных диалогов в ситуациях
необходимости начать, поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т.
п.;
Наблюдение за нормами речевого
этикета
2

Творческое задание: создать плакат Устный опрос; https://resh.edu.ru/
с правилами участия в диалоге Практическая

совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы

8.3. Составление устного рассказа по
репродукции картины.
Составление устного рассказа по
личным наблюдениям и вопросам

2

8.4. Текст. Признаки текста: смысловое 4
единство предложений в тексте;
последовательность предложений
в тексте; выражение в тексте
законченной мысли.

1

(умение
слышать,
точно
реагировать
на
реплики,
поддерживать разговор, приводить
доводы);
Речевой
тренинг:
при
разыгрывании
ситуаций
анализировать
собственную
успешность участия в диалоге,
успешность участия в нём другой
стороны

работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Работа с репродукциями картин,
рассматривание,
анализ
собственного
эмоционального
отклика на картину, ответы на
поставленные
вопросы;
Составление устного рассказа по
картине с опорой на вопросы / с
опорой на ключевые слова /
самостоятельно;
Выбор картины, которая произвела
наибольшее впечатление во время
экскурсии. Устный рассказ об этой
картине;
Устный рассказ об этой картине

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа

Учебный диалог «Сравниваем
слово,
предложение,
текст»,
выявление в ходе диалога сходства
и различия слова, предложения,
текста;
Наблюдение
за
языковым
материалом: несколько примеров

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Практическая
работа

текстов и «не текстов» (нарушена
последовательность предложений /
несколько предложений, которые
не связаны единой темой /
несколько предложений об одном и
том же, но не выражающих мысль),
сравнение, выявление признаков
текста:
смысловое
единство
предложений
в
тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в
тексте
законченной
мысли;
Работа в парах: различение текста
и «не текста», аргументация своей
точки
зрения;
Наблюдение за способами связи
предложений
в
тексте,
высказывание предположений о
способах связи предложений в
тексте;
Наблюдение
за
последовательностью предложений
в
тексте;
Практическая
работа:
формулирование основной мысли
предложенных текстов
8.5. Тема текста. Основная мысль.
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с

8

1

Практическая
работа:
формулирование основной мысли
предложенных
текстов;
Наблюдение за структурой текста,
знакомство
с
абзацем
как
структурным компонентом текста,

Устный опрос; https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая

нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).

8.6. Знакомство с жанром
поздравления.

формулирование выводов о том, работа
что
в
абзаце
содержится
микротема;
Совместная работа: определение
последовательности абзацев в
тексте с нарушенным порядком
следования
абзацев;
Индивидуальная
работа:
определение порядка следования
абзацев;
Дифференцированное
задание:
выделение абзацев в тексте, в
котором абзацы не выделены;
Практическая
работа:
формулирование основной мысли
текста и основной мысли каждого
абзаца; преобразование основной
мысли
в
предложение;
Комментированное
выполнение
задания: подбор заголовка к тексту
с обязательной аргументацией
2

Обсуждение особенностей жанра
поздравления в ходе анализа
предложенных
примеров
поздравлений, анализ структуры
текстов-поздравлений;
Творческое задание:
создание
текста поздравительной открытки
(выбор повода для поздравления
определяется самими учащимися)

Устный опрос; https://uchi.ru/
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

8.7. Понимание текста: развитие
умения формулировать простые
выводы на основе информации,
содержащейся в тексте.

2

8.8. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной
интонации.
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы

5

Итого по разделу:

30

Резервное время

32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

1

14

Обсуждение
различных
текстовописаний (художественных,
научных описаний): выявление
сходства
и
различий;
Наблюдение
за
текстомповествования
и
установление его особенностей

Устный опрос; https://uchi.ru/
Практическая
работа;
Тестирование

Коллективный анализ содержания
текста, который предложен как
основа
для
изложения
(повествовательный текст объёмом
30—45
слов);
Устные ответы на поставленные к
тексту
вопросы;
Письменное подробное изложение
содержания текста с опорой на
вопросы;
Самопроверка с возможностью
корректировки пересказа

Устный опрос; https://uchi.ru/
Контрольная
работа;
Практическая
работа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1.

Знакомство с учебником.Какая
бывает речь?

2.

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1

02.09.2022

Устный опрос

Что можно узнать о
человеке по его речи?

1

05.09.2022

Устный опрос

3.

Как отличить диалог от
монолога.

1

06.09.2022

Устный опрос

4.

Проверка знаний

1

07.09.2022

Тестирование

5.

Текст

1

08.09.2022

Устный опрос

6.

Тема и главная мысль
текста

1

09.09.2022

Устный опрос

7.

Части текста

1

12.09.2022

Устный опрос

8.

Входная контрольная
работа

1

9.

Обобщение знаний о тексте

1

14.09.2022

Устный опрос

10.

Предложение

1

15.09.2022

Устный опрос

11.

Составление
предложений

1

16.09.2022

Устный опрос

12.

Контрольное списывание

1

19.09.2022

Письменный
контроль

13.

Главные членыпредложения

1

20.09.2022

Устный опрос

14.

Второстепенныечлены
предложения

1

21.09.2022

Устный опрос

15.

Подлежащее и сказуемое главные члены предложения

1

22.09.2022

Устный опрос

16.

Распространённые и
нераспространённые
предложения

1

23.09.2022

Устный опрос

17.

Установление связи слов в
предложении

1

26.09.2022

Устный опрос

всего

контроль
ные
работы

1

13.09.2022

Диктант

18.

Развитие речи. Обучающее
сочинение по картине

1

27.09.2022

Письменный
контроль.
Сочинение

19.

Члены предложения.
Закрепление.
Словарный диктант.

1

28.09.2022

Письменный
контроль

20.

Контрольный диктант по теме
«Предложение»

1

29.09.2022

Диктант

21.

Обобщение. Работа над
ошибками

1

30.09.2022

Устный опрос.
Письменный
контроль

22.

Лексическоезначение
слова

1

03.10.2022

Устный опрос

23.

Лексическое значение
слова

1

04.10.2022

Устный опрос

24.

Однозначные и
многозначные слова

1

05.10.2022

Устный опрос

25.

Прямое и переносное
значение слов

1

06.10.2022

Устный опрос

26.

Синонимы

1

07.10.2022

Устный опрос

27.

Антонимы

1

10.10.2022

Устный опрос

28.

Антонимы

1

11.10.2022

Устный опрос

29.

Промежуточная аттестация

1

12.10.2022

Диктант

30.

Работа над ошибками

1

13.10.2022

Устный опрос

31.

Родственные слова

1

14.10.2022

Устный опрос

32.

Родственные слова

1

17.10.2022

Устный опрос

33.

Корень слова. Однокоренные
слова

1

18.10.2022

Устный опрос

34.

Корень слова.
Однокоренные слова

1

19.10.2022

Устный опрос

35.

Какие бывают слоги?

1

20.10.2022

Устный опрос

36.

Определение ударного слога

1

21.10.2022

Устный опрос

37.

Определение ударного слога

1

31.10.2022

Устный опрос

1

1

38.

Как переносить слова с
одной строчки на другую

1

01.11.2022

Устный опрос

39.

Как переносить слова с
одной строчки на другую

1

02.11.2022

Устный опрос

40.

Обучающее сочинение по
серии картинок

1

03.11.2022

Устный опрос;
сочинение

41.

Проверочная работа по
теме «Лексика»

1

07.11.2022

Письменный
контроль

42.

Контрольный диктант

1

08.11.2022

Диктант

43.

Обобщение. Работа над
ошибками

1

09.11.2022

Устный опрос

44.

Как различить звуки и
буквы

1

10.11.2022

Устный опрос

45.

Как мы используем
алфавит

1

11.11.2022

Устный опрос

46.

Алфавит. Закрепление

1

14.11.2022

Устный опрос

47.

Какие слова пишутся с
заглавной буквы

1

15.11.2022

Устный опрос

48.

Определение гласных
звуков

1

16.11.2022

Устный опрос

49.

Контрольный диктант по теме
«Гласные звуки»

1

17.11.2022

Диктант

50.

Работа над ошибками

1

18.11.2022

Письменный
контроль

51.

Правописание слов с
безударным
гласным
звуком в корне

1

21.11.2022

Устный опрос

52.

Правописание слов с
безударным
гласным
звуком в корне

1

22.11.2022

Устный опрос

53.

Правописание слов с
безударным
гласным
звуком в корне

1

23.11.2022

Устный опрос

54.

Правописание слов с
безударным
гласным
звуком в корне

1

24.11.2022

Устный опрос

1

1

55.

Правописание слов с
безударным
гласным
звуком в корне

1

25.11.2022

Устный опрос

56.

1
Правописание слов с
непроизносимыми
безударными гласнымизвуками
в корне

28.11.2022

Устный опрос

57.

Правописание слов с
непроизносимыми
безударными гласными
звуками в корне

1

29.11.2022

Устный опрос

58.

Правописание слов с
непроизносимыми
безударными гласными
звуками в корне

1

30.11.2022

Устный опрос

59.

Развитие речи.
Обучающее сочинение

1

01.12.2022

Практическая
работа

60.

Диктант по теме
«Безударные гласные»

1

02.12.2022

Проверочная
работа

61.

Словарный диктант.
Работа над ошибками

1

05.12.2022

Устный опрос;
.Письменный
контроль

62.

Определение согласных
звуков

1

06.12.2022

Устный опрос

63.

Согласный звук [Й] и
буква И краткое

1

07.12.2022

Устный опрос

64.

Согласный звук [Й] и
буква И краткое

1

08.12.2022

Устный опрос

65.

Слова с удвоенными
согласными

1

09.12.2022

Устный опрос

66.

Развитие речи. Сочинениепо
репродукции картины А.С.
Степанова «Лоси»

1

12.12.2022

Устный опрос;
письменный
контроль

67.

Наши проекты. И в шуткуи
всерьёз

1

13.12.2022

Письменный
контроль.
Проект

68.

Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквыдля
их обозначения

1

14.12.2022

Устный опрос

1

69.

Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквыдля их
обозначения

1

15.12.2022

Устный опрос

70.

Обозначить мягкости
согласного звука на письме

1

16.12.2022

Устный опрос

71.

Правописание мягкого
знака в конце и середине
слова перед другими
согласными

1

19.12.2022

Устный опрос

72.

Правописание мягкого
знака в конце и середине
слова перед другими
согласными

1

20.12.2022

Устный опрос

73.

Промежуточная аттестация

1

21.12.2022

Диктант

74.

Проверочная работа

1

22.12.2022

Тестирование

75.

Работа над ошибками

1

23.12.2022

Устный опрос

76.

Наши проекты. Пишем
письмо.

1

09.01.2023

Проект

77.

Обобщение изученного

1

10.01.2023

Устный опрос

78.

Буквосочетания ЧК, ЧН,
ЧТ, ЩН, НЧ

1

11.01.2023

Устный опрос

79.

Развитие речи.
Обучающее изложение

1

12.01.2023

Письменный
контроль

80.

Повторение темы
"Твёрдые и мягкие
согласные"

1

13.01.2023

Устный опрос

81.

Контрольный диктант
«Обозначение мягкости
согласных звуков на письме»

1

16.01.2023

Диктант

82.

Закрепление знаний.
Работа над ошибками

1

17.01.2023

Устный опрос

83.

Наши проекты. Рифма

1

18.01.2023

Проект

84.

Буквосочетания ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

19.01.2023

Устный опрос

85.

Буквосочетания ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

20.01.2023

Устный опрос

1

1

86.

Буквосочетания ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ- Проверь себя.

1

23.01.2023

Устный опрос;
самооценка с
использованием
"Оценочного;
листа"

87.

Как отличить звонкие
согласные звуки от
глухих

1

24.01.2023

Устный опрос

88.

Произношение и написание
парных звонких и глухих
согласных звуков.

1

25.01.2023

Устный опрос

89.

Проверка парных
согласных в корне слова

1

26.01.2023

Устный опрос

90.

Распознавание проверяемых и
проверочных слов.Проверка
парных согласных

1

27.01.2023

Устный опрос

91.

Проверка парных согласных.
Изложение
повествовательного текста
«Умная галка по Л.Н.
Толстому

1

30.01.2023

Устный опрос

92.

Правописание парных
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

31.01.2023

Устный опрос

93.

Правописание парных
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

01.02.2023

Устный опрос

94.

Правописание парных
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

02.02.2023

Устный опрос

95.

Правописание парных
звонких и глухих согласных
на конце слова.Изложение
повествовательного текста по
вопросам плана

1

03.02.2023

Устный опрос;
изложение

96.

Проверка знаний

1

06.02.2023

Тестирование

97.

Контрольный диктант по теме
«Правописание парных
согласных на конце слова»

1

07.02.2023

Диктант

1

98.

Словарный диктант.
Работа над ошибками.
Обобщение изученного
материала

1

99.

Правописание слов с
разделительным мягким
знаком

1

09.02.2023

Устный опрос

100.

Правописание слов с
разделительным мягким
знаком

1

10.02.2023

Устный опрос

101.

Правописание слов с
разделительным мягким
знаком

1

13.02.2023

Устный опрос

102.

Разделительный мягкий
знак. Обобщение
изученного материала

1

14.02.2023

Устный опрос

103.

Контрольное списывание

1

15.02.2023

Письменный
контроль

104.

Обучающее сочинение
"Зимние забавы"

1

16.02.2023

Письменный
контроль

105.

Проверка знаний

1

17.02.2023

Тестирование

106.

Обобщение изученного
материала

1

20.02.2023

Устный опрос

107.

Части речи

1

21.02.2023

Устный опрос

108.

Части речи

1

22.02.2023

Устный опрос

109.

Имя существительное

1

24.02.2023

Устный опрос

110.

Одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные

1

27.02.2023

Устный опрос

111.

Собственные и
нарицательные имена
существительные.
Правописание собственных
имён существительных

1

28.02.2023

Устный опрос

08.02.2023

Устный опрос

112.

Собственные и
нарицательные имена
существительные.
Заглавная буква в именах,
отчествах и фамилиях людей

1

01.03.2023

Устный опрос;

113.

Собственные и
нарицательные имена
существительные.
Заглавная буква в именах
сказочных героев в
названиях книг, журналови
газет

1

02.03.2023

Устный опрос

114.

Заглавная буква в
написании кличек
животных. Развитие речи

1

03.03.2023

Устный опрос

115.

Заглавная буква в
географических названиях

1

06.03.2023

Устный опрос

116.

Обучающее изложение

1

07.03.2023

Письменный
контроль

117.

Обобщение знаний о
написании слов с
заглавной буквы

1

09.03.2023

Устный опрос;

118.

Диктант по теме
«Заглавная буква в именах
собственных»

1

10.03.2023

Диктант

119.

Работа над ошибками.

1

13.03.2023

Устный опрос

120.

Единственное и
множественное число
имён существительных

1

14.03.2023

Устный опрос

121.

Единственное и
множественное число
имён существительных

1

15.03.2023

Устный опрос

122.

Единственное и
множественное число
имён существительных

1

16.03.2023

Устный опрос

123.

Подробное изложение
повествовательного
текста

1

17.03.2023

Устный опрос.
Письменный
контроль

124.

Проверка знаний

1

20.03.2023

Тестирование

1

125.

Промежуточная аттестация.
Контрольный диктант (с
грамматическим заданием)

1

126.

Работа над ошибками,
допущенными в
изложении и диктанте

1

127.

Глагол. Общее представление

1

23.03.2023

Устный опрос

128.

Глагол

1

24.03.2023

Устный опрос

129.

Упражнение в распознавании
глаголов

1

03.04.2023

Устный опрос

130.

Единственное и
множественное число
глаголов

1

04.04.2023

Устный опрос

131.

1
Единственное и
множественное число глаголов

05.04.2023

Устный опрос

132.

Правописание частицы НЕ
с глаголами

1

06.04.2023

Устный опрос

133.

Обобщение и закрепление
знаний по теме «Глагол»

1

07.04.2023

Устный опрос

134.

Текст - повествование

1

10.04.2023

Устный опрос

135.

Проверка знаний

1

11.04.2023

Тестирование

136.

Имя прилагательное как
часть речи: значение и
употребление в речи

1

12.04.2023

Устный опрос

137.

Связь имени
прилагательного с именем
существительным

1

13.04.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

138.

Прилагательные близкиеи
противоположные по
значению

1

14.04.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

139.

Единственное и
множественное число
имён прилагательных

1

17.04.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

140.

Текст - описание

1

18.04.2023

Устный опрос

141.

Проверка знаний

1

19.04.2023

Тестирование

1

21.03.2023

Диктант

22.03.2023

Устный опрос

142.

Общее понятие о
предлоге

1

20.04.2023

Устный опрос

143.

Раздельное написание
предлогов со словами

1

21.04.2023

Устный опрос

144.

Восстановление
предложений

1

24.04.2023

Устный опрос

145.

Проверка знаний

1

25.04.2023

Практическая
работа

146.

Контрольный диктант по теме
«Части речи»

1

26.04.2023

Диктант

147.

Работа над ошибками

1

27.04.2023

Устный опрос

148.

Что такое текст -рассуждение?

1

28.04.2023

Устный опрос

149.

Окончание как изменяемая
часть слова. Различение
изменяемых и неизменяемых
слов

1

02.05.2023

Устный опрос

150.

Изменение формы слова с
помощью окончания.

1

03.05.2023

Устный опрос

151.

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

04.05.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

152.

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

05.05.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

153.

Суффикс как часть слова
(наблюдение).

1

10.05.2023

Устный опрос

154.

Суффикс как часть слова
(наблюдение).

1

11.05.2023

Устный опрос

155.

Приставка как часть слова
(наблюдение)

1

12.05.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

156.

Приставка как часть слова
(наблюдение)

1

15.05.2023

Устный опрос,
письменный
контроль

157.

Развитие речи («Летние
каникулы»)

1

01.09.2022

Устный опрос,
письменный
контроль

158.

Повторение по теме
«Предложение. Связь словв
предложении»

1

16.05.2023

Устный опрос

1

1

159.

Повторение по теме
«Слово и его лексическое
значение. Однокоренные
слова»

1

17.05.2023

Устный опрос

160.

Промежуточная аттестация

1

18.05.2023

Контрольная работа

161.

Повторение по теме «Части
речи»

1

19.05.2023

Устный опрос

162.

Повторение по теме
«Звуки и буквы»

1

22.05.2023

Устный опрос.
Письменный
контроль

163.

Повторение по теме
«Правила правописания»

1

23.05.2023

Устный опрос.

164.

Контрольное списывание.

1

24.05.2023

Письменный
контроль

165.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

25.05.2023

Устный опрос.
Письменный
контроль

166.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

26.05.2023

Устный опрос.
Письменный
контроль

167.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

27.05.2023

Устный опрос.

168.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

29.05.2023

Устный опрос.
Письменный
контроль

169.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

30.05.2023

Устный опрос.

170.

Обобщение знаний по курсу
русского языка за 2класс

1

31.05.2023

Устный опрос.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

170

1

14

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в2частях). Учебник.2 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие Русский язык 2 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/htts
//nsportal.ruhttps://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийное оборудование.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплект таблиц по русскому языку 2 класс, карточки для индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, раздаточный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84015658018

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».