Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ « Южная СОШ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год Приказ директора от "30"мая 2022 г. № 106-ОД Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 учебного предмета "РУССКИЙ ЯЗЫК" НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 класс Составитель Мороз С.В. учитель начальных классов высшая квалификационная категория 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по предмету «Русский язык» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2 МБОУ «Южная СОШ» Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 часов. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу ; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: · разделительный мягкий знак; · сочетания чт, щн, нч; · проверяемые безударные гласные в корне слова; · парные звонкие и глухие согласные в корне слова; · непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; — устанавливать соотношение звукового и буквенного соста ва, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем Количество часов Виды деятельности п/п программы всего контрольные работы Раздел 1 «Общие сведения о языке» 1.1. Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). 0,5 1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ 0,5 Итого по разделу: 1 Раздел 2 «Фонетика и графика» 2.1. Повторение изученного в 1 классе: 1 смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме Виды, формы Электронные контроля (цифровые) образовательные ресурсы Рассказ учителя на тему «Язык — Устный средство общения людей и явление культуры»; Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации опрос https://resh.edu.ru/ Формулирование коллективного Устный вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка опрос https://infourok.ru/ Работа со схемой «Звуки русского Устный опрос. https://resh.edu.ru/ языка», характеристика звуков речи Практическая с опорой на схему; работа Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям 2.2. Парные и непарные по 1 твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. 2.3. Функции ь: показатель мягкости 1 предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на Игра-соревнование «Приведи Устный опрос. https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ пример звука» (в ходе игры Практическая необходимо приводить примеры работа гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики 1 Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в Устный опрос. https://resh.edu.ru/ Практическая работа. Тестирование. письме разделительных ъ и ь. конце и в середине слова или Диктант разделительный Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков 2.4. Установление соотношения 1 звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Наблюдение за языковым Устный опрос. https://resh.edu.ru/ материалом: объяснение различий Практическая в звукобуквенном составе слов с работа буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных); Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв) 2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Учебный диалог, в ходе которого Устный опрос. https://infourok.ru/ актуализируется способ Практическая определения количества слогов в работа. слове Самооценка с использованием «Оценочного 1 листа» 2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями. 0,5 Работа в парах: выполнение Практическая задания на систематизацию работа информации (записывать слова в алфавитном порядке); Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре); Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий) 2.7. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) 0,5 Работа Итого по разделу: 6 Раздел 3 «Лексика» 3.1. Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). 3 с записями на https://resh.edu.ru/ доске Устный опрос. https://uchi.ru/ Практическая работа Работа с рисунками: объяснять Практическая значение слова с опорой на работа рисунок и систему вопросов; Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно https://uchi.ru/ опознавать слова по лексическим значениям) их 3.2. Выявление слов, значение которых 3 требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа с записями на доске: Устный опрос. https://resh.edu.ru/ нахождение ошибок в объяснении Практическая лексического значения слов; работа Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а); Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями 3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова; Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова; Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов; Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в тетрадь; Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в 2 Устный опрос. https://infourok.ru/ Практическая работа. Самооценка с использованием «Оценочного листа» книгах 3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов 2 Итого по разделу: 10 Раздел 4 «Состав слова Наблюдение за сходством и различием значений синонимов с опорой на лексическое значение и на предложения, в которых они употреблены; Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются различия между словами; Упражнение, направленное на отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с комментированием выбора; Работа в парах: поиск в тексте синонимов; Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами — антонимами; Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению»; Практическая работа: поиск в текстах антонимов Наблюдение за Самооценка с https://resh.edu.ru/ использованием «Оценочного листа» языковым Устный опрос. https://resh.edu.ru/ (морфемика) 4.1. Корень как обязательная часть 6 слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) 1 материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений; Совместное составление алгоритма выделения корня; Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня; Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем; Работа в парах: подбор родственных слов; Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего слова в ряду предложенных Письменный контроль. Контрольная работа. Практическая работа 4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов 4 Наблюдение за изменением формы слова; Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой различаются формы слова (изменяемой части слова); Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?» Устный опрос. https://resh.edu.ru/ Письменный контроль. Практическая работа. 4.3. Суффикс как часть слова 4 (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый); Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов; Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Практическая работа образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками Итого по разделу: 14 Раздел 5 «Морфология» 5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи 5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи 3 1 6 1 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Практическая работа; Диктант Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Упражнение: распределение глаголов на две группы в Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Работа в парах: нахождение в тексте глаголов 5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи 5 1 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?», «какое?», «какая?»; Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных; Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных; Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Практическая работа; Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа» 5.4. Предлог. Отличие предлогов от 5 1 Учебный диалог «Чем похожи и Устный опрос; https://resh.edu.ru/ приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Итого по разделу: чем различаются предлоги и приставки?»; Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов; Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки Контрольная работа; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» 19 Раздел 6 «Синтаксис» 6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. 2 6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 3 Обсуждение проблемного вопроса Устный опрос; https://resh.edu.ru/ «Чем различаются предложение и Практическая „не предложение“?»; работа Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт) Работа в парах: составление предложений из набора слов; Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Практическая работа на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения 6.3. Виды предложений по цели 1 высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения 2 Итого по разделу: 8 Раздел 7 «Орфография и пунктуация» 7.1. Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, 12 1 1 Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров; Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по эмоциональной окраске, например: «Ландыши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Практическая работа; Тестирование Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам Устный опрос; https://infourok.ru/ Практическая работа; Диктант Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе Устный опрос; https://uchi.ru/ Письменный контроль; Практическая работа; Диктант фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. 7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила 8 Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести); Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса; Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных; Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма» Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа 7.3. Понятие орфограммы. 2 7.4. Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. 10 7.5. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. 2 Наблюдение за языковым Устный опрос; https://resh.edu.ru/ материалом (слова с безударными Практическая гласными в корне слова или слова с работа парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма» 1 Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Дифференцированное задание: нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Комментированное письмо: отработка применения изученного правила обозначения безуд. гл. https://uchi.ru/ Письменный контроль; Практическая работа; Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа» Орфографический тренинг: подбор Устный опрос; https://uchi.ru/ проверочных слов к словам с Практическая орфограммой «Проверяемые работа; безударные гласные в корне слова», Тестирование запись парами проверочного и проверяемого слов 7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. 7.7. Ознакомление с правилами 14 правописания и их применение: - разделительный мягкий знак; - сочетания чт, щн, нч; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; - раздельное написание предлогов с именами существительными Итого по разделу: Работа в парах: аргументировать Устный опрос; https://uchi.ru/ написание в тексте слов с Практическая изученными орфограммами работа 2 1 Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа 50 Раздел 8 « Развитие речи» 8.1. Выбор языковых средств в Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы 5 1 Учебный диалог, в ходе которого Устный опрос; https://resh.edu.ru/ учащиеся учатся определять Контрольная особенности ситуации общения: работа; соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в цели, задачи, состав участников, Практическая место, время, средства работ коммуникации; Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств; Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Наблюдение за нормами речевого этикета 2 Творческое задание: создать плакат Устный опрос; https://resh.edu.ru/ с правилами участия в диалоге Практическая совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам 2 8.4. Текст. Признаки текста: смысловое 4 единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. 1 (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы; Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова / самостоятельно; Выбор картины, которая произвела наибольшее впечатление во время экскурсии. Устный рассказ об этой картине; Устный рассказ об этой картине Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Практическая работа текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки зрения; Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте; Наблюдение за последовательностью предложений в тексте; Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов 8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с 8 1 Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов; Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем как структурным компонентом текста, Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). 8.6. Знакомство с жанром поздравления. формулирование выводов о том, работа что в абзаце содержится микротема; Совместная работа: определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным порядком следования абзацев; Индивидуальная работа: определение порядка следования абзацев; Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте, в котором абзацы не выделены; Практическая работа: формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование основной мысли в предложение; Комментированное выполнение задания: подбор заголовка к тексту с обязательной аргументацией 2 Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов-поздравлений; Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися) Устный опрос; https://uchi.ru/ Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» 8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. 2 8.8. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 5 Итого по разделу: 30 Резервное время 32 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 1 14 Обсуждение различных текстовописаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий; Наблюдение за текстомповествования и установление его особенностей Устный опрос; https://uchi.ru/ Практическая работа; Тестирование Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов); Устные ответы на поставленные к тексту вопросы; Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; Самопроверка с возможностью корректировки пересказа Устный опрос; https://uchi.ru/ Контрольная работа; Практическая работа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока 1. Знакомство с учебником.Какая бывает речь? 2. Количество часов Дата изучения Виды, формы контроля 1 02.09.2022 Устный опрос Что можно узнать о человеке по его речи? 1 05.09.2022 Устный опрос 3. Как отличить диалог от монолога. 1 06.09.2022 Устный опрос 4. Проверка знаний 1 07.09.2022 Тестирование 5. Текст 1 08.09.2022 Устный опрос 6. Тема и главная мысль текста 1 09.09.2022 Устный опрос 7. Части текста 1 12.09.2022 Устный опрос 8. Входная контрольная работа 1 9. Обобщение знаний о тексте 1 14.09.2022 Устный опрос 10. Предложение 1 15.09.2022 Устный опрос 11. Составление предложений 1 16.09.2022 Устный опрос 12. Контрольное списывание 1 19.09.2022 Письменный контроль 13. Главные членыпредложения 1 20.09.2022 Устный опрос 14. Второстепенныечлены предложения 1 21.09.2022 Устный опрос 15. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения 1 22.09.2022 Устный опрос 16. Распространённые и нераспространённые предложения 1 23.09.2022 Устный опрос 17. Установление связи слов в предложении 1 26.09.2022 Устный опрос всего контроль ные работы 1 13.09.2022 Диктант 18. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине 1 27.09.2022 Письменный контроль. Сочинение 19. Члены предложения. Закрепление. Словарный диктант. 1 28.09.2022 Письменный контроль 20. Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 29.09.2022 Диктант 21. Обобщение. Работа над ошибками 1 30.09.2022 Устный опрос. Письменный контроль 22. Лексическоезначение слова 1 03.10.2022 Устный опрос 23. Лексическое значение слова 1 04.10.2022 Устный опрос 24. Однозначные и многозначные слова 1 05.10.2022 Устный опрос 25. Прямое и переносное значение слов 1 06.10.2022 Устный опрос 26. Синонимы 1 07.10.2022 Устный опрос 27. Антонимы 1 10.10.2022 Устный опрос 28. Антонимы 1 11.10.2022 Устный опрос 29. Промежуточная аттестация 1 12.10.2022 Диктант 30. Работа над ошибками 1 13.10.2022 Устный опрос 31. Родственные слова 1 14.10.2022 Устный опрос 32. Родственные слова 1 17.10.2022 Устный опрос 33. Корень слова. Однокоренные слова 1 18.10.2022 Устный опрос 34. Корень слова. Однокоренные слова 1 19.10.2022 Устный опрос 35. Какие бывают слоги? 1 20.10.2022 Устный опрос 36. Определение ударного слога 1 21.10.2022 Устный опрос 37. Определение ударного слога 1 31.10.2022 Устный опрос 1 1 38. Как переносить слова с одной строчки на другую 1 01.11.2022 Устный опрос 39. Как переносить слова с одной строчки на другую 1 02.11.2022 Устный опрос 40. Обучающее сочинение по серии картинок 1 03.11.2022 Устный опрос; сочинение 41. Проверочная работа по теме «Лексика» 1 07.11.2022 Письменный контроль 42. Контрольный диктант 1 08.11.2022 Диктант 43. Обобщение. Работа над ошибками 1 09.11.2022 Устный опрос 44. Как различить звуки и буквы 1 10.11.2022 Устный опрос 45. Как мы используем алфавит 1 11.11.2022 Устный опрос 46. Алфавит. Закрепление 1 14.11.2022 Устный опрос 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы 1 15.11.2022 Устный опрос 48. Определение гласных звуков 1 16.11.2022 Устный опрос 49. Контрольный диктант по теме «Гласные звуки» 1 17.11.2022 Диктант 50. Работа над ошибками 1 18.11.2022 Письменный контроль 51. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 21.11.2022 Устный опрос 52. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 22.11.2022 Устный опрос 53. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 23.11.2022 Устный опрос 54. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 24.11.2022 Устный опрос 1 1 55. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 25.11.2022 Устный опрос 56. 1 Правописание слов с непроизносимыми безударными гласнымизвуками в корне 28.11.2022 Устный опрос 57. Правописание слов с непроизносимыми безударными гласными звуками в корне 1 29.11.2022 Устный опрос 58. Правописание слов с непроизносимыми безударными гласными звуками в корне 1 30.11.2022 Устный опрос 59. Развитие речи. Обучающее сочинение 1 01.12.2022 Практическая работа 60. Диктант по теме «Безударные гласные» 1 02.12.2022 Проверочная работа 61. Словарный диктант. Работа над ошибками 1 05.12.2022 Устный опрос; .Письменный контроль 62. Определение согласных звуков 1 06.12.2022 Устный опрос 63. Согласный звук [Й] и буква И краткое 1 07.12.2022 Устный опрос 64. Согласный звук [Й] и буква И краткое 1 08.12.2022 Устный опрос 65. Слова с удвоенными согласными 1 09.12.2022 Устный опрос 66. Развитие речи. Сочинениепо репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» 1 12.12.2022 Устный опрос; письменный контроль 67. Наши проекты. И в шуткуи всерьёз 1 13.12.2022 Письменный контроль. Проект 68. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквыдля их обозначения 1 14.12.2022 Устный опрос 1 69. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквыдля их обозначения 1 15.12.2022 Устный опрос 70. Обозначить мягкости согласного звука на письме 1 16.12.2022 Устный опрос 71. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными 1 19.12.2022 Устный опрос 72. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными 1 20.12.2022 Устный опрос 73. Промежуточная аттестация 1 21.12.2022 Диктант 74. Проверочная работа 1 22.12.2022 Тестирование 75. Работа над ошибками 1 23.12.2022 Устный опрос 76. Наши проекты. Пишем письмо. 1 09.01.2023 Проект 77. Обобщение изученного 1 10.01.2023 Устный опрос 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ 1 11.01.2023 Устный опрос 79. Развитие речи. Обучающее изложение 1 12.01.2023 Письменный контроль 80. Повторение темы "Твёрдые и мягкие согласные" 1 13.01.2023 Устный опрос 81. Контрольный диктант «Обозначение мягкости согласных звуков на письме» 1 16.01.2023 Диктант 82. Закрепление знаний. Работа над ошибками 1 17.01.2023 Устный опрос 83. Наши проекты. Рифма 1 18.01.2023 Проект 84. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 19.01.2023 Устный опрос 85. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 20.01.2023 Устный опрос 1 1 86. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- Проверь себя. 1 23.01.2023 Устный опрос; самооценка с использованием "Оценочного; листа" 87. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих 1 24.01.2023 Устный опрос 88. Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. 1 25.01.2023 Устный опрос 89. Проверка парных согласных в корне слова 1 26.01.2023 Устный опрос 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов.Проверка парных согласных 1 27.01.2023 Устный опрос 91. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Умная галка по Л.Н. Толстому 1 30.01.2023 Устный опрос 92. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 31.01.2023 Устный опрос 93. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 01.02.2023 Устный опрос 94. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 02.02.2023 Устный опрос 95. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Изложение повествовательного текста по вопросам плана 1 03.02.2023 Устный опрос; изложение 96. Проверка знаний 1 06.02.2023 Тестирование 97. Контрольный диктант по теме «Правописание парных согласных на конце слова» 1 07.02.2023 Диктант 1 98. Словарный диктант. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала 1 99. Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 09.02.2023 Устный опрос 100. Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 10.02.2023 Устный опрос 101. Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 13.02.2023 Устный опрос 102. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала 1 14.02.2023 Устный опрос 103. Контрольное списывание 1 15.02.2023 Письменный контроль 104. Обучающее сочинение "Зимние забавы" 1 16.02.2023 Письменный контроль 105. Проверка знаний 1 17.02.2023 Тестирование 106. Обобщение изученного материала 1 20.02.2023 Устный опрос 107. Части речи 1 21.02.2023 Устный опрос 108. Части речи 1 22.02.2023 Устный опрос 109. Имя существительное 1 24.02.2023 Устный опрос 110. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 27.02.2023 Устный опрос 111. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных 1 28.02.2023 Устный опрос 08.02.2023 Устный опрос 112. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей 1 01.03.2023 Устный опрос; 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев в названиях книг, журналови газет 1 02.03.2023 Устный опрос 114. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи 1 03.03.2023 Устный опрос 115. Заглавная буква в географических названиях 1 06.03.2023 Устный опрос 116. Обучающее изложение 1 07.03.2023 Письменный контроль 117. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы 1 09.03.2023 Устный опрос; 118. Диктант по теме «Заглавная буква в именах собственных» 1 10.03.2023 Диктант 119. Работа над ошибками. 1 13.03.2023 Устный опрос 120. Единственное и множественное число имён существительных 1 14.03.2023 Устный опрос 121. Единственное и множественное число имён существительных 1 15.03.2023 Устный опрос 122. Единственное и множественное число имён существительных 1 16.03.2023 Устный опрос 123. Подробное изложение повествовательного текста 1 17.03.2023 Устный опрос. Письменный контроль 124. Проверка знаний 1 20.03.2023 Тестирование 1 125. Промежуточная аттестация. Контрольный диктант (с грамматическим заданием) 1 126. Работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте 1 127. Глагол. Общее представление 1 23.03.2023 Устный опрос 128. Глагол 1 24.03.2023 Устный опрос 129. Упражнение в распознавании глаголов 1 03.04.2023 Устный опрос 130. Единственное и множественное число глаголов 1 04.04.2023 Устный опрос 131. 1 Единственное и множественное число глаголов 05.04.2023 Устный опрос 132. Правописание частицы НЕ с глаголами 1 06.04.2023 Устный опрос 133. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1 07.04.2023 Устный опрос 134. Текст - повествование 1 10.04.2023 Устный опрос 135. Проверка знаний 1 11.04.2023 Тестирование 136. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи 1 12.04.2023 Устный опрос 137. Связь имени прилагательного с именем существительным 1 13.04.2023 Устный опрос, письменный контроль 138. Прилагательные близкиеи противоположные по значению 1 14.04.2023 Устный опрос, письменный контроль 139. Единственное и множественное число имён прилагательных 1 17.04.2023 Устный опрос, письменный контроль 140. Текст - описание 1 18.04.2023 Устный опрос 141. Проверка знаний 1 19.04.2023 Тестирование 1 21.03.2023 Диктант 22.03.2023 Устный опрос 142. Общее понятие о предлоге 1 20.04.2023 Устный опрос 143. Раздельное написание предлогов со словами 1 21.04.2023 Устный опрос 144. Восстановление предложений 1 24.04.2023 Устный опрос 145. Проверка знаний 1 25.04.2023 Практическая работа 146. Контрольный диктант по теме «Части речи» 1 26.04.2023 Диктант 147. Работа над ошибками 1 27.04.2023 Устный опрос 148. Что такое текст -рассуждение? 1 28.04.2023 Устный опрос 149. Окончание как изменяемая часть слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 02.05.2023 Устный опрос 150. Изменение формы слова с помощью окончания. 1 03.05.2023 Устный опрос 151. Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 04.05.2023 Устный опрос, письменный контроль 152. Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 05.05.2023 Устный опрос, письменный контроль 153. Суффикс как часть слова (наблюдение). 1 10.05.2023 Устный опрос 154. Суффикс как часть слова (наблюдение). 1 11.05.2023 Устный опрос 155. Приставка как часть слова (наблюдение) 1 12.05.2023 Устный опрос, письменный контроль 156. Приставка как часть слова (наблюдение) 1 15.05.2023 Устный опрос, письменный контроль 157. Развитие речи («Летние каникулы») 1 01.09.2022 Устный опрос, письменный контроль 158. Повторение по теме «Предложение. Связь словв предложении» 1 16.05.2023 Устный опрос 1 1 159. Повторение по теме «Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова» 1 17.05.2023 Устный опрос 160. Промежуточная аттестация 1 18.05.2023 Контрольная работа 161. Повторение по теме «Части речи» 1 19.05.2023 Устный опрос 162. Повторение по теме «Звуки и буквы» 1 22.05.2023 Устный опрос. Письменный контроль 163. Повторение по теме «Правила правописания» 1 23.05.2023 Устный опрос. 164. Контрольное списывание. 1 24.05.2023 Письменный контроль 165. Повторение и закрепление изученного материала 1 25.05.2023 Устный опрос. Письменный контроль 166. Повторение и закрепление изученного материала 1 26.05.2023 Устный опрос. Письменный контроль 167. Повторение и закрепление изученного материала 1 27.05.2023 Устный опрос. 168. Повторение и закрепление изученного материала 1 29.05.2023 Устный опрос. Письменный контроль 169. Повторение и закрепление изученного материала 1 30.05.2023 Устный опрос. 170. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2класс 1 31.05.2023 Устный опрос. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 1 14 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в2частях). Учебник.2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие Русский язык 2 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/htts //nsportal.ruhttps://resh.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийное оборудование. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплект таблиц по русскому языку 2 класс, карточки для индивидуальной, групповой и фронтальной работы, раздаточный материал.