ООП НОО
Описание образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ«Южная СОШ»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной
образовательной программы. Определяет содержание и организацию образовательного
процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование
общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное
и интеллектуальное развитие. На создание основы для самостоятельной реализации
учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Содержание основной
общеобразовательной программы МБОУ «Южная СОШ» отражает требования ФГОС НОО и
содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел:
·
пояснительная записка;
·
планируемые
результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы
начального общего образования;
·
система
оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Содержательный раздел:
·
программа
формирования универсальных учебных действий у обучающихся науровне начального
общего образования;
·
программы
отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне
начального общего образования;
- программа
формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни;
- программа
коррекционной работы.
Организационный
раздел:
·
учебный
план начального общего образования;
- план
внеурочной деятельности;
- система условий
реализации основной общеобразовательной программы начального
общего образования.
Основная общеобразовательная программа начального общего
образования (ОПП) МБОУ «Южная СОШ» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года
№ 373 с изменениями приказ Министерства образования и науки РФ от 26 октября
2010 года № 1241, с изменениями: приказ Министерства образования и науки РФ от
31.12.2015 года №1576).
ООП
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального
общего образования.
ООП
соответствует основным принципам государственной политики РФ в области
образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
1)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
2)
единство федерального, культурного и образовательного
пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
3)
общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Руководствуясь тезисом о «самоценности» уровня начального
образования
как фундамента всего последующего
образования» ООП ставит своей целью
создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором
реализуются:
• Системно- деятельностная парадигма образования, которая
предполагает наличие у обучающихся учебно-познавательной мотивации, умение
определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также
оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой
как важнейшими учебными действиями.
Концепция развития универсальных учебных действий младших
школьников (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе
системно-
деятельностного подхода (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А.
Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством
А.Г.
Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их
свойства и
качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоение знаний,
формирование умений, образа мира и основных компетенций обучающегося, в том
числе
социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических
новообразований и
способностей обучающихся, которые
в свою очередь
определяют условия успешной
учебной деятельности.
• Требования ФГОС к
планируемым результатам ООП, в числе которых:
личностные
результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные
ими универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные), составляющие основу
умения учиться (функциональной
грамотности);
предметные результаты – система основополагающих
элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной
картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, специфический для каждой предметной области.
Программа ориентирована на достижение главной цели общего
образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6)
и на комплексное решение следующих задач:
– формирование базовых предметных знаний и представлений о мире,
обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего
образования и адекватных возрастным возможностям обучающихся; формирование на
основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
– развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
– развитие мышления детей, готовности выполнять различные
умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение),
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
– формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности, в том числе учебной;
– становление информационной грамотности, умения находить нужную
информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и
воспитание обучающихся, обеспечивающее принятие ими национальных,
гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных
установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
–
воспитание
коммуникативной
культуры, умения взаимодействовать с
педагогом и сверстниками
в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме; –
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной
программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-
деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и
здоровьесберегающего подходов.
Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
– развития обучающихся,
который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации
деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных
сторон личности;
– культуросообразности, согласно которому, освоение предметного содержания
осуществляется на более широком фоне
знакомства обучающихся (в определённых пределах) с миром культуры,
с элементами социально-исторического опыта людей;
– целостности содержания, в соответствии с которым
обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала,
постепенное расширение уже имеющегося у обучающихся личного опыта, установление
в сознании детей связей между различными курсами;
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у
обучающихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно,
постепенно, но при этом не строго линейно.